Вход
$ 66.43 € 75.38
Знаю, способен, соответствую, добиваюсь!

 Фото: Максим Киселев / А42.ru

Знаю, способен, соответствую, добиваюсь!

Статьи | Понедельник, Ноябрь 09, 2015 11:09

«Компетентностный подход — это как привидение: все о нем говорят, но мало кто его видел…», как-то остроумно подметил советский психолог Даниил Эльконин. Между тем, компетентность как квалификационная характеристика успешно закрепилась и в предпринимательстве. О роли компетенций в развитии личной эффективности предпринимателя корреспондент «Капитал» услышал на вступительном докладе Андрея Федосеева к одноименному круглому столу.

Личная эффективность предпринимателя — это камень преткновения, о который сломали копья многие исследователи этого вопроса. Когда говорят о том, какими знаниями, навыками должен обладать предприниматель, чтобы добиться той самой личной эффективности, порой вводят в заблуждение, что для достижения результата нужно ускорить процесс работы, делать больше. Если не полениться и еще раз взглянуть на этимологию слова «эффективность», то можно понять его следующее значение — это результативность процесса, соотношение затрат и конечного продукта.

Несмотря на приложенный труд, желаемый эффект наступает не всегда. Почему? Вспоминая расхожую цитату Рокфеллера о том, что человек, работающий целый день, не сможет зарабатывать денег, в буквальном ее понимании означает, что продуктивная работа — это еще не рывок из текущего состояния к желаемому результату. Брайан Трейси, написавший самую продаваемую книгу в мире по личной эффективности, слегка пролил свет в этом вопросе: «Печально, что люди бедны, потому что еще не решили быть богатыми». Получается, что для начала нужно изменить свое мышление. Вопрос: как?

Однозначно ответить на него вряд ли удастся. Для каждого конкретного предпринимателя нельзя вывести формулу знаний и умений, которая бы определяла его личную эффективность. Ведь за знаниями и умениями лежат плоскости жизненных ценностей, способностей, целей, смыслов, мотивов, которые определяют предпринимательское поведение человека.

При этом жизненный опыт показывает, что в бизнесе есть пусть и не случайные люди, но специально к нему себя не готовившие. В силу благоприятно сложившихся обстоятельств, или наоборот, они выбрали стезю предпринимательства и смогли добиться успеха. Сложнее с теми примерами, когда люди с великолепным профессиональным образованием, хорошими манерами, рафинированные в смыслах предпринимательской этики и соблюдения всех законов рынка сходят с дистанции, а люди без особых рефлексий сметающие преграды на своем пути, идут к цели и владеют капиталами. Что же делает предпринимателя эффективным?

Андрей Федосеев, бизнес-консультант консалтинговой группы «Знай наших!» с местными предпринимателями попытался «нарисовать» абрис личной эффективности предпринимателя с точки зрения компетентностного подхода в контексте разделения труда.

Как начинается предприниматель?

В начале своей интерактивной беседы с предпринимателями Андрей провел аналогию аббревиатуры «личной эффективности предпринимателя»
с линиями электропередач, указав тем самым, что предприниматель должен быть «высоковольтной линией постоянного тока» для своего бизнеса. При этом подчеркнув, что бизнес это не просто планомерная работа, это ПЛАН и МЕРНАЯ работа.

Согласно методике «7 ступеней к свободе» Федора Нестерова, украинского бизнес-консультанта, о которой рассказал кемеровский консультант, предприниматель переживает некие стадии развития своего бизнеса. Сначала появляется идея «я хочу делать», затем происходит качественный переход — трансформация мышления, когда человек говорит, «я готов рисковать всем». Уже на этом этапе многие предприниматели не знают, куда направить свои «высокочастотные сигналы» и энергию. Далее, формируется представление о некоем производимом продукте или услуге, организуется производство. После того, как производство налажено, встает вопрос «где брать клиентов» — это ступень «продажи». Как только предприниматель начинает заниматься производством и продажами, возникают компетенции. И эти компетенции крайне важны, когда предприниматель начинает делегировать полномочия своей команде. С командой должны быть «общие цели» — это еще одна ступень на пути к системному бизнесу. Получать зарплату — искреннее желание команды, получать прибыль, которую можно вложить и приумножить — искреннее желание предпринимателя. Нужно уметь договориться, чтобы выстроить «систему» и уметь выживать на рынке. Области знаний, управленческие алгоритмы, организационные этапы приобретают решающее значение — и все они имеют отношение к вопросу компетенций.

Как определить мощь ЛЭП?

Подходя к оценке потенциала предпринимателя, одними знаниями, умениями и навыками не обойтись. Предпринимательство — это наработка компетенций, и именно с точки зрения компетентностного подхода можно рассуждать о личной эффективности предпринимателя, учитывая конкретную структуру разделения труда каждого предпринимателя, считает Федосеев.

Компетенция — это не знания, умения и навыки в традиционном понимании, а набор характеристик, которые демонстрирует человек в своем предпринимательском поведении. Это означает, что одних знаний о том, что такое предпринимательство и как с этим работать — недостаточно. Бизнес-тренер посоветовал вспомнить схему многих знаний, состоящую из трех плоскостей и фигуры цилиндрической формы. В зависимости от того, с какой плоскости смотрим, мы видим прямоугольник или круг, но это — цилиндр. Перенося простую схему на предпринимательские компетенции, не сложно понять, что от предпринимателя требуется видеть рынок и свой бизнес во всех плоскостях и уметь доносить информацию до тех, кто этими компетенциями не обладает.

Механическая головоломка Кубик Рубика — трехмерная модель, позволяющая понять, как работает в бизнесе система управлениями знаниями, компетенциями и как строится межличностное взаимодействие в компании со всеми ее гранями. Речь не шла о математической теории групп, задача бизнес-тренера была показать, что предпринимателю необходимо заставить отдельные разноцветные кубики (свою команду) свободно вращаться на своих местах, не нарушая конструктивного единства всей модели (бизнеса). Вспоминая скрепляющий механизм внутри кубика — цилиндр, возвращаемся к модели многих знаний.

Эффективный предприниматель должен примерить на себя все четыре управленческие роли, согласно компетентностной матрице ролей по И. Адизесу: «интегратор», «администратор», «производитель результатов», «предприниматель». «Интегратор» должен создать команду, способную обеспечить преемственность компетенций. «Производитель результатов» разрабатывает производственную систему и управляет ею. «Администратор» добивается эффективности за счет систематизации всех процессов и действий. «Интегратор» должен создать команду, способную обеспечить преемственность компетенций. В долгосрочной перспективе продуктивность бизнеса обеспечивает «предприниматель», составляющий «желаемый образ будущего» с динамикой внешней среды. Он определяет курс действий, инициирует развитие и изменение бизнес-процессов. И эта роль требует одновременно творческого подхода и умения рисковать.

По мнению Андрея Федосеева, предпринимательство необходимо рассматривать, прежде всего, с точки зрения практической социологии и психологии в контексте социальных ролей. Согласно теории каст и ролей А.Крола (из области практической социологии) предприниматели могут выступать в роли «специалиста», «торговца» и «предпринимателя». Если посмотреть на параметры социальной иерархии, задающие двухмерную таблицу, то можно понять, что мы все растем по этим ролям и компетенциям.

Почему некоторым предпринимателям не удается перешагнуть из роли «специалиста»? Потому как главное для них — идея и ее исполнение. Тогда как предприниматель, стремящийся попасть на следующую ступень, будет занят поиском и отбором идей, будет развивать наиболее беспроигрышную идею, привлекать партнеров и ресурсы, и управлять ими. Стать бизнесменом в роли «финансиста» и «управленца» — «голубая» мечта любого предпринимателя. На теорию страт прекрасно ложится теория Кийосаки о финансовых реках, согласно которой в каждой страте свои коридоры финансовых возможностей. Эффективный предприниматель получает возможность инвестировать, что делает его по-настоящему свободным.

Возвращаясь к модели «7 ступеней свободы» Федора Нестерова, мы видим, что наращивание компетенций от идеи до построения системного бизнеса также соотносится со стратами. Наемные, фрилансеры, предприниматели в фазе самозанятости хотят максимального денежного потока, при этом тратят на это свое максимальное время. Денежный поток носит характер заработанной платы. Дальше люди стремятся к максимальному доходу при минимальных затратах времени. Бизнесмены и инвесторы стремятся к владельческому контролю — раз в месяц отчеты посмотрел и живешь себе на Карибах.

Для кого это возможно? Ну, скажем, для тех немногих, кто думает как другие успешные предприниматели и бизнесмены. Стоит хотя бы вспомнить из прикладной психологии «круг забот» и «круг влияния» Стивена Кови, чтобы перевести свое сознание из «не могу сделать, потому что…» в «я могу сделать для того, чтобы…».

Читай также:

Комментарии

Правила комментирования

лидерство