Вход
$ 65.40 € 75.65

Выживут только эмпаты: Технопарк, разговор о будущем

Статьи | Четверг, Декабрь 15, 2016 15:47

Знать будущее — это мечта многих. Ну а если говорить о бизнесменах, то по отношению к ним это правило особенно справедливо. Потому что только со знанием будущего (или хотя бы с его пониманием) и можно в современном мире успешно бизнес вести. Слишком уж быстро мир меняется — вроде бы, и настоящее на дворе, а оказывается, что на самом деле как раз оно, будущее.

Именно о будущем в основном и шла речь на прошедшем в Кузбасском технопарке семинаре под названием «Эффективное управление в сфере услуг». Конечно, такой разговор не мог пропустить и корреспондент журнала «Капитал» — он тоже побывал на семинаре и даже получил сертификат услышал много интересного и необычного, чем и спешит поделиться с читателем.


Логистика и нервный смех

«Само собой, мы многое подсматриваем у Запада. Там разрабатываются методики, внедряются, а в России потом этим пользуются. И хотя у нас работает не всё и не всегда, но ориентируемся мы именно на этот опыт. Проблема, однако, в том, что эти методики быстро устаревают. То, что работало пять лет назад, сейчас уже сбоит, а ещё через пять лет перестанет работать совсем. И надо быть к этому готовым», — эти слова заместителя гендиректора технопарка и ведущей семинара Ирины Федченко, по сути, стали лейтмотивом всего мероприятия, всех восьми часов беседы.

А в зале сидели не только молодые бизнесмены, но и люди возрастной категории «хорошо за сорок». То есть те, кто, возможно, начинал свой бизнес ещё в девяностые — времена, когда всяческие «методики маркетинга», может, уже и существовали, вот только в Сибири никто о них особо и не слыхивал. И уж подавно нельзя было подумать (а всего-то 20 лет прошло!), что будущее настолько стремительно начнёт наступать на пятки. Хотя большинство из собравшихся в зале предпринимателей принадлежали к отрасли самой что ни на есть передовой и бурно развивающейся — туристической. Собственно, именно в рамках поддержки туристическо-рекреационного кластера Кузбасса мероприятие и прошло.

Между тем, Ирина Федченко вовсе не намеревалась щадить патриархальные чувства собравшихся (если такие имелись). «Скажите, кто из вас 10–15 лет назад использовал в своём бизнесе такие механизмы как бюджетирование, управление логистикой, HR-управление?» Над залом взметнулась одинокая рука. «А кто использует всё это сейчас?» Ощутимо больше рук не стало, по залу пробегает нервный смешок. «Прекрасно, многие это до сих пор ещё не используют. Меж тем, скоро и такие методы устареют. Хотя нет худа без добра — значит, с ходу можно перейти к более новым методам».

 

Аналитики и экономисты — на выход

Итак, какую же картину мира мы получим уже, возможно, к 2020 году, а уж к 2030-му — так наверняка? Это будет мир, говорят российские и зарубежные эксперты, где более всего будет цениться не твой университетский диплом и не полученная тобой профессия как таковая, а набор твоих компетенций. Мало кого будет волновать, чему ты там обучался в теории: не можешь применить свои умения на практике — гуляй. Самыми же востребованными компетенциями в бизнес-сфере станут управление изменениями (поскольку компания должна непрерывно меняться по самым различным категориям) и умение решать сложные задачи в условиях неопределённости (информации сейчас переизбыток, и надо уметь вычленять из её потока самое важное, указывая возможные точки роста и проблемные места).

А также, как венец всего, креативность (что очевидно) и эмоциональный интеллект. Последнее надо немного расшифровать: в мире будущего (которое почти наступило уже, ага) особенно ценится будут те, кто умеет работать не только с некими абстрактными понятиями, вроде «продукт» или «маржа» (хотя абстрактность их тоже условна), а с людьми. И не просто «работать», а понимать их, чувствовать их эмоции и потребности. Словом, в выигрыше останутся те, кто способен к эмпатии — казалось бы, странно для футуристического мира, где опустеют офисы и торговые центры, а машины возьмут на себя ещё больше человеческих функций. Однако всё именно так, утверждают эксперты.

«В новой парадигме маркетинга вообще нет слова „продукт“ и уж тем более не делается упор на то, как заставить потребителя этот продукт приобрести. Потребитель стал сейчас грамотным, у него благодаря перепроизводству товаров и услуг появилось право выбора. И в настоящее время ключевой драйвер в маркетинге — это то впечатление, которое вы произведёте на потенциального клиента. Откуда взяться этому впечатлению? Да как раз благодаря креативности! Поэтому она уже очень ценится и будет цениться ещё больше», — говорит Ирина Федченко.

И тут же выдаёт новую порцию информации — о компетенциях и профессиях, которые вот-вот перестанут быть нужными, стремительно уйдут в прошлое. А это не только умение печатать (зачем, если уже на марше голосовой набор текста?), но и, например, умение анализировать большие объёмы данных. Нет, аналитик как таковой к категории отмирающих млекопитающих, вроде бы, и не относится — вот только ещё чуть-чуть, и это будет уже другой аналитик, эволюционирующий. Который, как уже было сказано, не теми самыми большими объёмами будет оперировать, а вычленять из уже имеющихся данных суть и подсказывать: «вот здесь нас ждёт успех». А остальное... ну, это уже дело машин. «Какой самый дорогой ресурс? Правильно, люди! Самый дорогой, но далеко не всегда самый удобный. В общем, всё, что можно будет сделать автоматом, сделают автоматом. А кучу аналитиков и экономистов попросту выкинут из офисов!»

Ах да, ну и устаревающие профессии. Скрывать не будем, когда список этих профессий появился на экране, в зале не то чтобы сильно обрадовались. Потому что эксперты безжалостно решили похоронить не только библиотекарей и смотрителей музейных залов, но, скажем, и бухгалтеров с диспетчерами, и статистиков с референтами, и логистов с сисадминами, и даже журналистов (так говорить нельзя, и вы этого не видели). «А кем сисадминов-то заменят?» — вопросительно вздыхает кто-то со второго ряда. «Да откуда я знаю? Читайте научную фантастику, там всё есть», — парирует Ирина Федченко. И это действительно очень похоже на правду.

 

Планёрка с участием котяток

Все эти списки профессий и компетенций — плод трудов авторов так называемого «Атласа новых профессий» из инновационного фонда «Сколково». А один из главных идеологов «Атласа» Дмитрий Песков так и вовсе прямо говорит уже озвученные чуть выше крамольности: что важна не профессия, а набор компетенций, что молодые физики и «лирики» стали очень похожи друг на друга и давно пора решать вопрос об их всеобъемлющей синергии, что ни одну из нужных вам в жизни компетенций вы в вузе на самом деле не получите и что образование чем дальше, тем больше будет переходить на дистанционную модель. А ведь уже подрастает и новое поколение, 11–13 летние «суперинженеры», с которыми в детских технопарках работают сейчас космонавты и которые в самом ближайшем будущем такое понапридумывают, что либо разом светлое будущее настанет, либо... что-то одно из двух...

«Наконец-то приходит время, когда именно человек, его знания и эмоции, становится во главу угла. Дети перестроят мир, и единственная преграда для них — это мы с вами. Мы, конечно, будем сопротивляться — потому что кому хочется терять свои привилегии в недалёком уже будущем? Две системы неизбежно вступят в борьбу», — и опять-таки трудно тут с Ириной Федченко не согласиться.

«Поколение отцов» — это нынешние компании, «оранжевые», по одной из популярных ныне классификаций. Креатив уже приветствуется, но в остальном всё по старинке: строгая иерархия, чёткое выполнение поставленных задач, прибыль как главное мерило всего и вся. Вот только для многих из «поколения детей» этого уже недостаточно — они и в офисе «от сих до сих» не очень хотят сидеть, и на иерархию посматривают не без насмешки, и об общественном благе задумываются, не только о марже.

В итоге уже здесь и сейчас формируются компании, прозванные «бирюзовыми», в которых от старых бизнес-моделей кое-что и остаётся, но много нового, того самого, о чём мечтает думающая молодёжь. Пока будущее таких компаний неочевидно, многие считают это чудачеством и утопией — однако как знать наверняка? Будущее, где выживут только эмпаты, а рабочие планёрки проводятся в окружении котяток и ребятишек (ага, всё верно), наступит вот-вот. Или уже наступило, но мы это просто пока не поняли.

Читай также:

Комментарии

# vovanse // 19 Декабрь 2016 20:43

No Avatar
Галиматья. Эта тетенька без сисадмина доклад бы свой от руки писала - кто-то же ей "виндовс" поставил. А в мире будущего, где диспетчеров, библиотекарей и прочих заменит компьютер - некто, неважно с каким образованием, но с подобающей компетенцией (модное нынче слово), должен будет все-таки его настроить и подключить. Но кто о таких мелочах думает "Да откуда я знаю? Читайте научную фантастику, там всё есть".
 

умеет работать не только с некими абстрактными понятиями, вроде «продукт» или «маржа»

Этот (Удалено за оскорбление) точно со всем разберется. Только сделать ничего не сможет. Да и не нужно - задача купить в Китае, а потом продать здесь, в два раза дороже.
 

11–13 летние «суперинженеры», с которыми в детских технопарках


Ну да, видел в Кемеровском. Собрали роботов из набора Lego Mindstorms и гордо всем показывали. Все типовые модели, которые есть в инструкции. И вспоминаю Дворец Пионеров, куда сам когда-то ходил - куда сложнее вещи делали. Роботов конечно не делали, но все что делалось - своими руками, а не тупо повторяли из кубиков по инструкции. Радио, авиамодельный, картинги - все собирали сами. Может по этому и ракеты тогда все-таки долетали до космоса. Образование было нормальное, а не "компетенции".

Правила комментирования

стартапы