Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока
$ 67.18 € 76.72
Все налоговые и неналоговые платежи — в «одно окно»

Фото: Максим Киселев, Георгий Шишкин / А42.ru

Все налоговые и неналоговые платежи — в «одно окно»

Статьи | Пятница, Январь 22, 2016 10:56

В России будет одно фискальное суперведомство. Эту роль поручено исполнять Федеральной налоговой службе (ФНС).

Согласно двум указам президента, подписанным 15 января нынешнего года, ей будут переданы функции Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и фонда ОМС по сбору страховых взносов, по формированию и ведению единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении, в том числе сведения о регистрации актов гражданского состояния, а также фискальные обязанности Федеральной таможенной службы (ФТС) и Росалкогольрегулирования (РАР). Последние два ведомства сохраняются, но понижаются в статусе — переводятся из подчинения правительству в ведение Министерства финансов.

Напомним: фискальными функциями Пенсионный фонд России наделили в 2010 году, когда в нашей стране вместо единого социального налога (ЕСН) были введены страховые взносы. Но уже в 2013 году встал вопрос о передаче полномочий Пенсионного фонда по сбору страховых взносов Федеральной налоговой службе.

Почему этот вопрос возник, и почему решение его так долго откладывалось? В этом «Капитал» попытался разобраться, проанализировав публикации в деловых СМИ за прошедшие два года.

 

Рейтинг DoingBusiness нам не указ

Недовольство раздельным администрированием страховых взносов высказал президенту бизнес, в частности, «Деловая Россия»: вместо одного контролера у бизнеса возникло целых четыре: ФНС, ПФР, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. То есть значительно выросла нагрузка: «Мы предлагаем все соцвзносы и НДФЛ администрировать в „одном окне“, чтобы по одному человеку сдавалась одна отчетность, чтобы у него был один номер, по которому была бы видна вся его налоговая история, он же ИНН, он же СНИЛС, он же, в идеале, и паспорт».

В своем июньском Бюджетном послании 2013-го Владимир Путин поручил Белому дому подумать о целесообразности возврата ФНС старых функций. Было это 13 июня.

1 июня того же 2013 года, выступая на Петербургском экономическом форуме, президент высоко оценил успехи Федеральной налоговой службы в сфере создания благоприятного инвестиционного климата в стране: «За прошедший год мы серьезно улучшили налоговое администрирование. По качеству налогового администрирования Россия поднялась в мировом рейтинге», — заявил Путин.

 Всего в рейтинге DoingBusiness 10 позиций. Добиться улучшения в основном удалось лишь по тем направлениям, которые администрирует ФНС России. «Налоговая служба действительно стала для России локомотивом», — эта цитата обошла тогда все российские СМИ. В разделе «Регистрация предприятий» рейтинга Россия переместилась со 105-го места на 101-е (до коррекции, на момент бумажной публикации рейтинга — на 10 позиций — с 111 на 101). В разделе «Банкротство» с 61 на 53. Настоящий же прорыв произошел в разделе «Уплата налогов». Здесь Россия поднялась с 94-й позиции на 64-ю (до коррекции, на момент бумажной публикации рейтинга — на 41 позицию — с 105 на 64). Такой скачок был отмечен впервые за всю историю рейтинга, говорят эксперты.

По мнению Всемирного банка, «ФНС России удалось существенно снизить административные барьеры, упростить ряд процедур, в том числе, связанных со взиманием НДС, эффективно внедрить специальное программное обеспечение и электронные сервисы, провести реформы в области досудебного урегулирования налоговых споров, повысить качество работы с налогоплательщиками».

 Казалось бы, получив такую оценку международных экспертов, правительство могло, не раздумывая, передать функции администрирования всех налоговых и неналоговых платежей ФНС. Но Белый дом такую ответственность на себя не взял, а поручил своему экспертному совету подготовить доклад, на основании которого потом и собирался принять окончательное решение конкретно о судьбе администрирования страховых взносов. Экспертный совет обсуждал тезисы будущего доклада на площадке «Открытого правительства» больше месяца. Но единую позицию экспертам сформировать так и не удалось.

Главный аргументы в пользу ФНС — возможность реализовать принцип «одного окна» для налогоплательщиков, т. е. ввести упрощенную форму отчетности. Главный аргумент в пользу ПФР — персонифицированный учет — плательщику взносов в любом случае придется представлять в фонд сведения индивидуального учета, что сведет на нет принцип «одного окна». Короче: в обеих моделях эксперты нашли существенные риски.

Сторонники того, чтобы оставить все как есть, выложили финансовые аргументы: возврат функций ФНС обойдется бюджету в 6 с лишним миллиардов рублей (на содержание дополнительного штата в 10 тысяч человек), без учета затрат на создание единой системы учета плательщиков налогов и взносов. Сторонники возврата функции администрирования страховых взносов ФНС выдвинули не менее весомый юридический аргумент: Пенсионный фонд и Фонд социального страхования не являются государственными органами, они — финансово-кредитные учреждения, значит, применяя к должникам меры госпринуждения, нарушают Конституцию.

Российское бизнес-сообщество тоже не пришло тогда к консенсусу по этому вопросу. Все крупные предпринимательские объединения — РСПП, «Деловая Россия», ОПОРА РОССИИ и Российская ТПП — представили «Открытому правительству» итоги опросов членов своих организаций. Оказалось, что поддерживает идею передачи полномочий по администрированию страховых взносов ФНС только средний и малый бизнес, крупный был категорически против. В итоге все осталось, как было.

 

К «одному окну» — по «дорожной карте»

Но это только казалось. Не получив от правительства внятного ответа на свое поручение, президент однако от цели совершенствовать налоговое администрирование не отказался. 14 ноября 2013 на заседании Наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив (председателем которого является президент) Путин утвердил «дорожную карту» по совершенствованию налогового администрирования. Документ этот подразумевал всестороннее упрощение налогового учета, в том числе сближение его с бухгалтерским, более полное внедрение электронного документооборота.

«Дорожная карта» — один из проектов Национальной предпринимательской инициативы, призванный упростить взаимодействие бизнеса и налоговых органов, разработанный группой бизнесменов под руководством директора фирмы «1С» Бориса Нуралиева.

 Координатором этого проекта была… ФНС. Но темы целесообразности передачи администрирования страховых взносов ФНС больше никто и нигде не касался. Впервые она всплыла только в июле 2014-го — в подготовленном Минфине проекте «Основных направлений бюджетной политики РФ на 2015–2017 годы» была предусмотрена проработка этого вопроса в 2014–2015 годах. Но дальше этого дело не пошло.

Однако в 2015 году эту тему активировали депутаты Госдумы. В феврале думский комитет по бюджету и налогам предложил внести в антикризисный план правительства такую поправку: передать налоговым органам администрирование страховых платежей во внебюджетные фонды. Это, по мнению депутатов, позволило бы не только сократить в 3 раза количество проверок в связи с сокращением количества проверяющих органов, но и повысить результативность таких проверок, и в первую очередь в части доначислений (ПФР проводит огромное число проверок с очень небольшими доначислениями, задолженность по страховым взносам растет).

В октябре того же 2015-го председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров направил письмо в правительство с предложением вернуться к этой теме. По его мнению, передача администрирования страховых взносов ФНС не только сократит число контрольных мероприятий, но и поможет решить проблему роста задолженности по уплате страховых взносов. Макаров также напомнил, что бюджет ПФР в значительной части формируется за счет трансфертов из федерального бюджета и, следовательно, в пенсионной системе в полной мере не действуют страховые принципы.

Но лед тронулся только в декабре 2015-го, когда в Послании Федеральному собранию президент отметил, что бюджет ежегодно теряет сотни миллиардов рублей из-за серых схем по уплате таможенных сборов, акцизов на алкогольную продукцию, табак и горюче-смазочные материалы, назвав это «прямым воровством». Глава государства дал поручение правительству к маю 2016 года сформировать единый механизм администрирования налогов, таможенных платежей и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

По словам главы государства, социальный блок правительства считает, что работа по администрированию страховых взносов должна остаться там, где она реализуется сейчас — в Пенсионном фонде РФ и Фонде социального страхования. Однако представители бизнеса, экономического блока правительства полагают, что эффективнее работает Федеральная налоговая служба. "Я не хочу, и не буду навязывать никакого мнения, но прошу определиться с этим окончательно и поставить точку в этой дискуссии», — сказал Путин.

 15 января премьер-министр Дмитрий Медведев на встрече с президентом в Ново-Огарево доложил о подготовленном проекте указа, согласно которому за единый механизм администрирования налогов, таможенных платежей и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды будет отвечать ФНС. В систему будут включены платежи, собираемые ФТС и Росалкогольрегулированием, а также страховые взносы в социальные фонды, включая ПФР. «Таким образом, возникнет единая система администрирования»,- доложил Владимиру Путину премьер. «Хорошо!» — ответил президент. И в этот же день подписал два указа, подготовленных правительством.

Итак, официальный старт созданию в России единой системы администрирования, сбора и, соответственно, последующего использования всех налоговых и неналоговых платежей, наконец-то дан.

 

Что ожидать от грядущей реформы кузбасскому бизнес-сообществу? Этот вопрос «Капитал» адресовал в аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей в Кемеровской области.

Елена Латышенко, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Кемеровской области:

— Тема передачи функции администрирования страховых взносов из Пенсионного фонда обратно в ФНС обсуждалась в регионе еще в 2013-м. И когда Кузбасская ТПП проводила опрос предпринимателей, как они относятся к этой идее, к моему удивлению очень многие респонденты были за то, чтобы эти функции передать ФНС. Несмотря на то, что тогда бизнес устал от изменений в правилах регулирования предпринимательской деятельности и хотел просто стабильно поработать в тех условиях, какие есть.

Думаю, если бы такой опрос проводился сегодня, «за» ФНС отдали бы свои голоса гораздо больше предпринимателей. Ведомство Михаила Мишустина за время работы под его руководством доказало свою эффективность. Мы видим, как оперативно в этом ведомстве внедряются современные информационные технологии. Зачастую даже продвинутый бизнес не поспевает за этими новшествами — электронные кабинеты, электронные картотеки, электронные сервисы, — бесконтактные технологии в ФНС развиваются очень бурно и, главное, эффективно.

Согласна с московским бизнесменом, заметившем, «их технологии в другом веке, в отличие от ПФР». Когда-то никто не верил, что налоговый орган научится эффективно администрировать НДС. Но сегодня мы видим, что ФНС это удалось. Благодаря внедрению АСК НДС. Эта автоматизированная система контроля делает прозрачным движение НДС по цепочке от производителя до конечного покупателя и, тем самым, искореняет схемы с использованием фирм-однодневок.

Что от того получает бизнес, добросовестный бизнес? Теперь налоговики уже не проверяют всех подряд, а сосредотачиваются только на местах разрывов в цепочке. Но даже не это главное. Автоматизированные системы контроля, делая более прозрачными для ФНС определенные секторы экономики, позволяют расширить налоговую базу, а, значит, государство может не повышать налоговую нагрузку на бизнес. Вот почему сомнений нет, что и с администрированием страховых взносов ФНС справится, и сделает это эффективно.

Появление у нас единого механизма администрирования налогов и неналоговых платежей актуально, на мой взгляд, еще и потому, что это избавит многих от проблем с обменом данных. Объясню на конкретном примере: к нам в аппарат уполномоченного обратился индивидуальный предприниматель, который был не согласен в размером начисленных страховых взносов. При разбирательстве мы столкнулись с тем, что Пенсионный фонд ссылается на налоговый орган, который не совсем корректные данные ему направил, а налоговый орган считает что он все правильно сделал… А если все данные будут сконцентрированы в одном месте, уверена, таких проблем не будет.

Следующий положительный момент этой реформы, я надеюсь, будет состоять в том, что если налоговые и неналоговые платежи будут контролироваться одним органом, это позволит увидеть общую картину: какие идут потоки, куда идут потоки, какова все-таки фискальная нагрузка на бизнес. У нас очень часто говорят, что налоговая нагрузка у бизнеса минимальная, при этом страховые взносы за налоги не считают. А если будет видна совокупная нагрузка на бизнес, может тогда, я думаю, будут приниматься более адекватные решения, касающиеся регулирования предпринимательской деятельности (ведь кроме фискальной функции, налоги призваны выполнять также стимулирующую экономику роль). И может каждое такое решение будет более взвешенным. Тем более, что президент дал указание до 2018 года ввести мораторий на повышение налоговой нагрузки на бизнес.

Конечно, у некоторых представителей бизнеса есть опасения, что если полномочия по администрированию всех налогов и социальных платежей будут аккумулированы в ФНС, то это осложнит возможность применения серых схем.

Знаем, когда ФНС внедряла автоматизированную систему контроля НДС, как сокрушались те, кто привык получать доходы на возмещении НДС из бюджета. Но, наверное, бизнесу надо привыкать к тому, что ему будет все сложнее и сложнее применять серые схемы. Хотя бизнес не всегда добровольно и охотно идет на применение серых схем, просто некоторые не выдерживают налоговую нагрузку. Но в таких случаях правомерны вопросы: а насколько эффективен такой бизнес? Насколько эффективно построены бизнес-процессы? Насколько верные решения принимаются? Насколько предприниматели знают структуру своих доходов и расходов? Здесь очень много факторов. И в экономическую теорию можно удариться, но ясно одно — бизнесу нужно думать о своей эффективности, о применении современных и эффективных бизнес-технологий… Эффективному и добросовестному бизнесу нечего переживать за смену администратора страховых взносов.

Единственное, что смущает — изменения. Все уже устали от изменений. С другой стороны, мы постоянно говорим, что ситуацию надо менять. А чтобы изменить ситуацию, надо изменения и внедрять, — без этого тоже никак. Надо с пониманием отнестись к грядущей реформе.

Тем более, что президент дал поручение правительству до 1 мая нынешнего года внести в Государственную Думу проекты федеральных законов, предусматривающих создание единой системы администрирования налогов и неналоговых платежей. А неотъемлемой частью нормотворческой деятельности нашего правительства давно уже стала процедура оценки регулирующего воздействия (ОРВ) своих законодательных актов. То есть, проекты законов, которые его обязал подготовить президент, непременно будут широко и открыто обсуждаться с экспертами и бизнес-сообществом. Потому если у предпринимателей будут опасения, как бы не стало хуже от передачи ФНС полномочий по администрированию страховых взносов, они имеют возможность не только ознакомиться с этими проектами, но и внести в них свои замечания и предложения.

 

Владимир Горланов, юрист, главный консультант аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей в Кемеровской области:

— Передача полномочий по администрированию страховых взносов от Пенсионного фонда в Федеральную налоговую службу — это закономерный шаг, который надо было сделать давным-давно. И она никоим образом не отразится на предпринимателях и не усилит нагрузку на них, — оснований для волнений у них нет. Налогоплательщики знают, что многие разъяснения по вопросам пенсионного законодательства делали Минфин и Федеральная налоговая служба. Поэтому если чего и опасаться, то это больше технических проблем. И это должно волновать не предпринимателей, а сами налоговые органы — как им базу Пенсионного фонда интегрировать в свою базу. Но для этого Указом президента им установлен переходный период.

Сама передача полномочий, повторюсь, это закономерный шаг. Потому что Пенсионный фонд создавался как финансово-кредитное учреждение, а не как орган государственной власти, хоть он и является государственным учреждением. И по-сути, никаких властных полномочий он не имеет.  Не случайно при рассмотрении дел о несостоятельности и банкротству интересы Пенсионного фонда, Фонда социального страхования представляет налоговый орган, поскольку еще в 2004 году постановлением правительства он был наделен полномочиями уполномоченного органа. Бывает так, что когда Пенсионный фонд или Фонд социального страхования подают заявление о возбуждении дела о банкротстве или об установлении требований к должникам, суды им отказывают, потому что у них нет таких полномочий — этими полномочиями наделены налоговые органы.

И сейчас, когда полномочия по администрированию страховых взносов возвращаются в ФНС, все просто встает на свои места — как оно и должно быть.

Читай также:

Комментарии

Правила комментирования

стартапы