Вход
$ 66.92 € 76.07
Время перемен - время принимать меры

 Фото: ГК "Инталев"

Время перемен - время принимать меры

Статьи | Среда, Октябрь 21, 2015 13:08

Хорошие ли, плохие ли перемены ждут вашу компанию в кризис — зависит не только от внешних условий, но и от действий руководителей бизнеса. Как развиваться в кризис, который стал новой реальностью? Насколько этот период подходит для того, чтобы открыть новое дело? Свои мнением с бизнес-журналом «Капитал» делится Марина Гуляева, генеральный директор и совладелец Сибирского офиса «ИНТАЛЕВ», эксперт по разработке и внедрению систем управления.

Как справиться с управлением компанией в кризис?

Единых рецептов, которые дали бы стопроцентный результат, нет — все зависит от компании, ее сферы деятельности, финансового состояния. Но есть одно правило, работающее для всех: в кризисных ситуациях все зависит только от самого руководителя бизнеса. Самое важное в кризисной ситуации — быть эффективным самому, то есть управлять тем, чем ты можешь и должен управлять.

Это предполагает честный взгляд на ситуацию и способность отбросить все ненужное. Если есть неэффективный персонал — не жалея сокращать. Если есть активы, не приносящие доход, — продавать. Есть неликвидные запасы продукции — делать все, чтобы превратить их в живые деньги. Если продажи нестабильны — понять причину, виноваты ли менеджеры, сам продукт, ваши конкуренты, или сами клиенты изменили предпочтения.
Необходимо найти слабое место и изменить ситуацию. Самое сложное, конечно, — даже не разобраться в чем причина, а заставить себя действовать, изменить свое привычное поведение.

На чем необходимо сфокусироваться сегодня?

Фокусировка усилий — ключевая рекомендация, и для того, чтобы добиться успеха, и для того, чтобы банально выжить на рынке. Что является самым важным? Первое — четкая цель на 1–2 года. Не лозунги и красиво оформленные бумажки, пылящиеся в кабинете у генерального, а формализованная и оцифрованная цель. Второе — цель должна быть декомпозирована до уровня конкретных сотрудников (для этого разрабатываем факторную модель бизнеса). Именно они, а не руководство компании ежедневными действиями двигают компанию к достижению цели. И последнее — персонал должен быть замотивирован на действия, нужные компании. Замотивирован материально. Да, нематериальная мотивация, вовлеченность, лояльность — все это очень важно. Но все мы взрослые люди, у нас есть семьи, обязательства, личные цели, и, прежде всего, мы понимаем ценность денег, то есть материального вознаграждения за свою работу.

Как правило, владельцы вкладывают большие средства в производственные технологии, оборудование, забывая о том, что технологии управления не менее важны для успеха бизнеса. Именно система управления и команда — тот нематериальный актив, который уникален и поэтому крайне ценен. Ваши конкуренты могут купить такое же оборудование, придумать аналоги продуктов, но повторить вашу команду, вашу систему управления невозможно.
Поэтому система управления требует совершенствования на разных стадиях развития компании и условий внешней среды. Это особенно актуально сегодня, когда повлиять на внешнюю ситуацию мы не можем, но в наших силах — изменить свой бизнес изнутри.

Можно ли начинать бизнес в кризис?

Казалось бы, логично ответить на этот вопрос «нет». Почему? Да просто потому, что риски выше, спрос ниже, кредиты дороги, курсы валюты растут, никто не знает, что будет дальше, и будет ли еще сложнее. Но в России всегда кризис, просто всегда разный — ситуация неопределенности есть и будет и в экономике, и в политике, и в бизнесе. Надо принять эти условия. Если у предпринимателя есть идея, он видит рынок, видит своего клиента и его потребности — неважно, кризис или нет, надо действовать, пока вашу нишу не занял кто-то другой.

Однако текущую кризисную ситуацию необходимо учитывать. Во-первых, это дорогие кредиты и усложнившиеся условия их получения, ведь банки также страхуют свои риски. Поэтому если ваш бизнес требует серьезных заемных средств, возможно, лучше искать альтернативный вариант: собственный капитал, инвестиции. Во-вторых, если ваш бизнес ориентирован на конечного потребителя, то необходимо изучить изменение спроса, которое связано с ростом цен и снижением доходов.

Сейчас то время, когда можно легко потерять бизнес, едва успев начать — вы можете столкнуться с невостребованностью вашего продукта (хотя еще полгода назад на него можно было бы предположить хороший спрос), ведь с предпочтениями потребителей в такие периоды происходят серьезные изменения.

В-третьих, обратите внимание на существующие успешные бизнесы. Сейчас многие компании развиваются, используя франчайзинг, это выгодно обеим сторонам. Оцените потенциал франшизы и ресурсы, которые потребуются от вас для ее развития.

В чем преимущества этого «времени перемен» для новых бизнесов?

Напомню о не так давно принятых налоговых льготах для новых малых предприятий. Поверьте, затраты на налоги очень существенны для бизнеса, изучите все возможности для их снижения в своем регионе и воспользуйтесь ими. Однако, на мой взгляд, более важно то, что давно существующие компании в общей массе инертны, часто имеют избыточный штат, сложно меняются при изменениях внешней среды. У вас как у новичка есть серьезное преимущество — небольшой штат, мобильность, динамичность, креативность. Это отличное оружие в конкурентной борьбе, которая в кризис серьезно усиливается.

Самое главное — если идея открыть бизнес пришла от вас в это непростое время, и вы от нее не отмахнулись, значит, вы целеустремленный предприниматель, которые не боится трудностей. А успех бизнеса во многом зависит именно от этого! Главное — сохранять эти уверенность, бесстрашие и холодную голову. Не надевайте розовых очков, просчитывайте риски, знайте своего клиента и трезво оценивайте трудности, которые вас ждут.

Читай также:

Комментарии

Правила комментирования

советы