Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока
$ 59.63 € 70.36
Три проблемы малого и среднего бизнеса в Кузбассе

 Фото: архив «Газеты Кемерова»

Три проблемы малого и среднего бизнеса в Кузбассе

Статьи | Среда, Июль 12, 2017 16:09

Для Кузбасса 2018-й станет годом предпринимательства, инвестиций и инноваций, но несмотря на то, что наступит он только через шесть месяцев, готовятся к нему уже сейчас. Власти и предприниматели пытаются наладить контакты друг с другом и прийти к решению тех проблем, которые сегодня беспокоят малый и средний бизнес.

Такие проблемы действительно есть, это признаёт и и.о. губернатора Кемеровской области Владимир Чернов. Часть из них возникла из-за недопонимания, часть образовалась системно, но чиновники уверены, что и те, и другие можно решить. Главное, что для этого нужно, — время и возможность открытого конструктивного диалога между сторонами.

 

 

Проблема первая: недопонимание

Последние несколько лет малый и средний бизнес набирает обороты в целом по России, однако до экономики развитых стран мира, где его доля может составлять до 80%, нам далеко. Понимание приходит постепенно и неспешно, вторгаясь, казалось бы, даже в самые неприветливые и консервативно настроенные регионы. К примеру, Кемеровская область с опаской относится к малым предпринимателям как минимум потому, что вся её экономика испокон веков строилась вокруг предприятий-гигантов, нередко являющихся градообразующими.

Это одна из причин, по которой предпринимателям тяжело выстраивать взаимосвязь с властями. Владимир Чернов отмечает, что отношения и правда складываются сложные, но над ними идёт активная работа.

Вопрос недопонимания обсудили на недавно прошедшем брифинге «Инвестиционный климат Кузбасса. Пути роста и развития», где многие из участников высказались открыто, критикуя имеющуюся систему. В том числе про проблему «глухого телефона» говорил и Руководитель общественной организации «Клуб инвесторов Кузбасса» Евгений Востриков.

Для того, чтобы и бизнес, и власть разговаривали на одном языке, им придётся учиться. Главы муниципалитетов уже начали активно изучать УПК, вникать во все тонкости процессов и строить диалог с жителями в новом формате, который помогает вовлекать их в работу с городскими пространствами. Начинающие и действующие предприниматели в свою очередь смогут пройти специальные программы «Школа предпринимательства» и «Азбука предпринимателя», которые помогут им лучше ориентироваться в современных реалиях.

«Намечается позитивная динамика. Сейчас прямо на местах формируются грамотные команды, которые работают с бизнесом. Появляются и бизнес-формирования, с которыми работает муниципалитет, – объясняет Владимир Чернов. – Судьба нашего региона, как ни крути, зависит от бизнеса, поэтому для нас очень важно быстро набирать обороты. Надо, чтобы предприниматель поверил нам».

 

Проблема вторая: административные барьеры

Вторая проблема плавно вытекает из первой: недоверие к власти появляется как следствие так называемых административных барьеров. Прежде всего они отражаются на работе с внутренними инвесторами: то есть, с тем бизнесом, который функционирует в регионе, – он не может свободно развиваться.
К примеру, остро стоит вопрос доступа к инженерной инфраструктуре. Многие предприниматели попросту не могут получить разрешение на подключение к электросетям и теплоснабжению, без которых, в общем-то, нормальная работа бизнеса невозможна. По заверениям властей, этот вопрос решится в ближайшее время.

Следующий «барьер» – это взаимоотношения с контрольно-надзорными органами, – он относится к разряду системных проблем. Больше всего конфликтов возникает с налоговой службой.

В скором будущем подпишут соглашение между администрацией области, муниципалитетами и контрольно-надзорными органами, которое сейчас находится на согласовании в Москве. Оно подразумевает работу комиссии, которая станет рассматривать все спорные моменты.

«Надо же сначала разобраться, почему бизнес где-то недоплачивает налоги, а не сразу шарахать по голове. Иногда бывает, что и у нас есть задолженность перед бизнесом по госконтрактам или муниципальным контрактам, – рассуждает Чернов. – Надо понимать причины появления этой проблемы. Даже если мы из десяти предприятий, которые находятся на грани банкротства, поможем двум-трём – это уже результат».

 

Проблема третья: госконтракты

На данный момент процент малого и среднего бизнеса, который приходится на объём госзакупок в Кемеровской области, около 10%. В то же время лучшее достижение по России – 40%. Большой разброс, где Сибирь является крепким середнячком. Лидеры в нашем федеральном округе – это Новосибирская и Томская области, где этот процент перевалил отметку в 20. Замгубернатора Станислав Черданцев объясняет, что это обусловлено, скорее, особенностями региона, чем эффективностью работы.

«В следующем году мы стремимся к цифре 15%, – отмечает Станислав Черданцев. – За последний год прирост составил около 3,5%. Но всегда есть, куда расти».

Получается, буквально год назад объём малого и среднего бизнеса, участвовавшего в госконтрактах, составлял всего около 6%. Столько низкий показатель обусловлен лоббизмом некоторых организаций, который теперь станут нещадно пресекаться. По крайней мере, на словах это именно так.

 

До сих пор происходят ситуации, когда на конкурс заявляется фирма, предлагающая уйти с контракта за определённую сумму денег, – к сожалению, это типично не только для отдельно взятых регионов, но и в целом для страны.

«Надо придумать механизм, чтобы такие фирмы в принципе не имели доступа к конкурсу. Надо, чтобы бизнес не боялся, говорил об этом открыто и не зажимался в себе, – уверен Владимир Чернов. – Мы сейчас хотим обеспечить по крайне мере доступ нормальных подрядных организаций – особенного малого и среднего бизнеса – к госконтрактам и муниципальным контрактам. Это задача номер один».

В каждом муниципалитете с осени должна начать работу горячая линия, куда может позвонить любой предприниматель и рассказать об имеющихся проблемах. В том числе, если вдруг в последний момент меняются условия конкурса, где он участвовал. Для их решения создадут несколько рабочих групп, которые и смогут отработать имеющиеся минусы. Насколько удачно – увидим в 2018 году.

Читай также:

Комментарии

# Mayerdj // 14 Июль 2017 10:47

No Avatar
На словах все правильно.На деле АКО занимается обратно пропорциональной деятельностью развития предпринимательства в регионе.

# menfree // 16 Июль 2017 23:18

No Avatar
Сильно невыгодно АКО заниматься продвижением малого бизнеса. Взять с них нечего. Другое дело крупные предприятия. Состояние и профиль мелких предприятий прямое отображение экономического положения региона.

# stil // 18 Июль 2017 00:43

No Avatar
Тупари - теоретики.. Толком даже не понимают что малому бизнесу нужно

# eeggiikk // 19 Июль 2017 09:24

No Avatar

К примеру, Кемеровская область с опаской относится к малым предпринимателям как минимум потому, что вся её экономика испокон веков строилась вокруг предприятий-гигантов, нередко являющихся градообразующими.

И сколько это веков, в течение которых строилась экономика КО?

# YuryW // 25 Июль 2017 07:19

No Avatar

eeggiikk

К примеру, Кемеровская область с опаской относится к малым предпринимателям как минимум потому, что вся её экономика испокон веков строилась вокруг предприятий-гигантов, нередко являющихся градообразующими.

И сколько это веков, в течение которых строилась экономика КО?


Это когда ты арендуешь помещение у областного комитета по имуществу, планируешь свои затраты в малом бизнесе, а КУМИ вдруг повышает аренду в 1,5 раза причем извещает об этом летом и ты должен доплатить с начала года. Плавали - знаем. А про повышение земельного налога в 5-10 раз уже не будем говорить.

# Sashka_13 // 05 Октябрь 2017 14:11

No Avatar
Одна налоговая чего стоит. Мне кажется это специально так устроено.

# SpartakM // 05 Октябрь 2017 21:12

No Avatar
как всегда одни слова. Просто из пустого в порожнее переливают власти свои "проблемы". Пустая статья (журналисты, извините. Понимаю, что надо было написать такой материал), пустые слова администрации.

Правила комментирования

лидерство