Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока
$ 57.62 € 68.75
Три проблемы кузбасских угольщиков

 Фото: архив А42.RU, Администрация Кемеровской области

Три проблемы кузбасских угольщиков

Статьи | Понедельник, Июль 17, 2017 17:39

В Кемеровской области угольные компании волнуют нехватка железнодорожных вагонов, несоответствие законов современным условиям рынка, а также экологические проблемы.

 

Замминистра энергетики Анатолий Яновский обсудил актуальные проблемы отрасли с и.о. губернатора Владимиром Черновым, заместителями главы региона и предпринимателями.

 

Проблема первая. Что делать, если пути на ремонте

Кузбасским угольным компаниям не хватает железнодорожных вагонов, от этого страдает дело. По словам президента ПАО «Кузбасская топливная компания» Игоря Прокудина, в 2017 году в июне и июле перевозки снизились на 40% «со ссылкой на большие ремонты» на путях.

«Каждый год нас обрезают, мы всё понимаем, ремонты. Но необходимо согласовывать действия! Ведь восстановить эти поставки до конца года не представляется возможным», — подчеркнул Игорь Прокудин. А также отметил, что такого снижения не было много лет.

С этим согласился и.о. губернатора Владимир Чернов. Хотя при этом упомянул, что иногда «железнодорожники идут навстречу», но это не решает проблему. В прошлом году угольщики также сталкивались с нехваткой полувагонов, что вызвало трудности с отгрузкой угля.

Ситуация осложняется тем, что о ремонтах угольные компании узнают в последний момент. Поэтому не могут скорректировать объемы отгрузки, чтобы доставить больше топлива потребителям в другие месяцы, ликвидировав возможный «провал». По словам руководителя «Кузбасской топливной компании», на тридцатое число часто нет данных по погрузке угля на первое число следующего месяца.

Решение. Министерство энергетики предложит РЖД более раннее согласование заявок компаний по погрузке угля, сообщил Анатолий Яновский.

«Я обращусь к президенту РЖД Олегу Белозерову, мы попробуем подготовить регламент по согласованию планов», — сказал он.

 

Проблема вторая. Сколько добыть угля, чтобы всё продать

Угольные компании получают лицензии на право пользования недрами. Уровень добычи в них установлен в соответствии с действующими проектами. Если шахта превысила добычу — её накажет Ростехнадзор за нарушение безопасности горных работ. Недобрала — нарушила лицензию и ответит перед Росприроднадзором. Всюду штрафы.

Если предприятие добывает ровно столько, сколько прописано в лицензии, это тоже не всегда хорошо. Рынок диктует свои условия. Спроса нет — уголь залёживается на складах. А это самовозгорание, потери, ухудшение экологии.

«Практически все компании не могут выполнить лицензионные требования, — отметил Анатолий Яновский. — Есть цифра — сколько может добыть угля конкретное предприятие. Но никто же не определил, сколько оно может продать. Лицензии должны соответствовать условиям рынка, экономической целесообразности».

Решение. Есть два пути. Во-первых, установить фиксированную величину допустимого отклонения добычи фактической от проектной. Во-вторых, скорректировать правила охраны недр. По словам Анатолия Яновского, в 2017 году соответствующие поправки будут приняты.

 

Проблема третья. Как избавиться от пыли и не потерять экспорт

В России обсуждают проблему загрязнения воздуха угольной пылью. Через порты Приморья вырос экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Из-за открытой перевалки пыль стало разносить по окрестностям, горожане были недовольны. Школьник Андрей Боль из Находки даже попросил Владимира Путина разобраться с экологической проблемой.

После этого депутаты Госдумы подготовили поправки, по которым уже с 1 ноября запретят хранение, обработку и перевалку угля на морских терминалах и в границах населённых пунктах. Запрет затронет 23 терминала, через которые проходит более половины российского угля.

По данным «Коммерсанта», переход на закрытый тип может привести к подорожанию перевалки на 70-80%. Топливо станет менее конкурентоспособным на мировом рынке. Это беспокоит кузбасских угольщиков.

«Надо понимать, что оставшись без экспорта мы потеряем всё», — заявили они.

Минэнерго РФ выступит против запрета использования открытой перевалки угля в портах, через которые продукция отправляется на экспорт.

«Мы уже начали предпринимать максимум усилий для того, чтобы эта инициатива не оформилась в закон первого чтения. Потому что считаем это абсолютно неправильно: для угольной промышленности это будет просто катастрофа с точки зрения экспорта», — сказал Анатолий Яновский.

На международный рынок Россия поставит 185 миллионов тонн угля из 400 миллионов тонн планируемой добычи. Поэтому проблемы открытой перевалки угля нужно решать, но не запретами, а также как во всём мире.

«Угольные терминалы используют технологии, которые обеспечивают их безопасную работу, не нанося вред окружающей среде. Делаются защитные, достаточно высокие экраны для того, чтобы, учитывая розу ветров, пыль не выдувалась, используются системы пылеподавления, которые устанавливаются на вышках и соответствующим образом орошают эти склады угля», — объяснил Яновский.

По его словам, крупные угольные компании занимаются экологическими проблемами постоянно. Поэтому внимание стоит обратить на площадки, которые размещают топливо без соответствующих разрешений.

Решение. Угольщики предложили создать рабочую группу при Минэнерго для рассмотрения возможных поправок в законодательство, позволяющих сформировать благоприятные условия к дальнейшему развитию отрасли.

Читай также:

Комментарии

Правила комментирования

советы