Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока
$ 62.29 € 72.46
Стройка в кризис: время реального покупателя

 Фото: Дарья Верзилова/А42.ru

Стройка в кризис: время реального покупателя

Статьи | Пятница, Февраль 12, 2016 17:22

Строительные компании сегодня оказались на острие финансово-экономического кризиса. Платежеспособных клиентов все меньше, а те, кто еще остались на рынке, все чаще останавливаются на предложениях крупных застройщиков. Как считают эксперты рынка недвижимости Кемерова, собравшиеся на очередном бизнес-завтраке «Идея», ситуация в ближайший год не изменится.

Новая встреча застройщиков, риелторов и представителей банков формально была посвящена обсуждению сценариев развития рынка после ожидаемой отмены программы по субсидированию государством ипотечных кредитов. Однако разговор превратился в живой анализ текущей ситуации. Обсуждение было довольно эмоциональным. Спокойно позавтракать не получилось, уж слишком горячо сейчас на рынке жилой недвижимости.

Поддержку отменяют! Клиент уходит?

Ипотека с госучастием, запущенная в России весной прошлого года как инструмент поддержки рынка, должна завершить свое действие в марте. Недавно заместитель министра финансов России Алексей Моисеев заявил прессе, что «субсидирование ставки продлеваться не будет». Сказал, как говорится, как отрезал. В прямом смысле. Застройщики и банки уже открыто говорят о том, что весной нужно ждать роста ипотечных ставок. И как бы ни было это странным, текущий момент сейчас называют самым благоприятным для приобретения жилья.

Впрочем, тот же замминистра внес поправку. По его словам, прекращение действия программы не будет означать, что «не будет других мер поддержки ипотеки».

Справка

Программа поддержки ипотеки стартовала 1 марта 2015 г. Главной причиной вмешательства государства называют рост ставок по кредитам после повышения ключевой ставки ЦБ до 17% в декабре 2014 г. Государство выделило на нее 9 млрд рублей, этого должно было хватить для того, чтобы банки выдали 500 млрд рублей кредитов, но по мере снижения ставок сумма выросла до 700 млрд рублей. В Кузбассе лидерами по реализации программы стали Сбербанк (около 1 тыс. кредитов на 1,4 млрд рублей) и ВТБ24 (более 500 кредитов на 715 млн рублей). Влияние программы на рынок оценивается как положительное: без нее, по мнению застройщиков и банкиров, падение рынка было бы ощутимее.

В банках-участниках программы говорят, что клиенты сегодня пытаются успеть «в последний вагон». В январе–феврале, рассказал Станислав Лосев, начальник центра ипотечного кредитования ВТБ24 в Кемеровской области, можно было наблюдать даже очередь из клиентов, сравнимую с той, что была в конце года. Представитель банка отметил, что начало этого года можно назвать довольно активным: «Обычно в январе–феврале на рынке затишье. А сейчас люди идут». Такая ситуация связана именно с предстоящей отменой господдержки. Пока никто не знает, какую альтернативу предоставит государство, поэтому многие хотят использовать нынешний шанс.

Застройщики и банкиры воздерживаются от рассуждений по поводу того, какими могут быть новые меры. А есть и те, кто все же рассчитывает на продление программы. Логика тут простая. Ситуация в экономике кризисная, поэтому государство в любом случае не должно бросить отрасль. Тем более в России 2016 год — это год выборов в Госдуму.

Не строить планов на жилье

Строить прогнозы на этот год или даже на несколько месяцев вперед, считает Сергей Кадочников, генеральный директор ООО «Единая строительная компания», не имеет смысла, поскольку рынок очень сильно изменился: «Мы видим все больше зачетных квартир. За материалы и за работу подрядчиков застройщик расплачивается квартирами. Поэтому о цивилизованном ценообразовании говорить сложно. При этом мы наблюдаем отток обеспеченного и образованного населения из Кемерова, стремление бизнеса уйти из города. Следовательно, возникает вопрос о том, как вообще можно на что-то рассчитывать в дальнейшем, если в городе не будет хорошего спроса на жилье?!».

По мнению Сергея Кадочникова, ничего серьезного на рынке жилой недвижимости в 2016 году не произойдет. «Условно говоря, сейчас 100 человек в Кемерове ходят по кругу между застройщиками и банками в поисках жилья. 50 из них определятся с объектами. И только единицы получат реальную возможность купить квартиру. Такая картина, по-моему, и будет наблюдаться до 2017 года», — говорит он.
Согласен с ним и директор по маркетингу ООО «Сибград-девелопмент» Алексей Шушуев. Компания сегодня вынужденно почти не имеет дело с конечным покупателем. В основном квартиры уходят по зачетным схемам.

Есть, пожалуй, только один плюс во всем этом. Сейчас клиенты в основной своей массе рассматривают жилье именно как жилье, а не как инвестиции. Но их поведение не приносит особой радости некрупным застройщикам. Сейчас, может быть, как никогда, считает Алексей Шушуев, рынок «идет от потребителя», который решает, у кого ему лучше купить. «Так и есть. Перед клиентом хоть танцуй! Он все равно пойдет к другому, если там выгоднее цена. Небольшие компании в кризис не могут себе позволить экономить на качестве, поэтому ценовая война им невыгодна», — пояснил Сергей Кадочников.

Застройщики приводят в пример случаи отказа клиентов от уже выбранной квартиры в пользу более дешевой. Причем порой люди выбирают даже жилье меньшей площади, но в более престижном, по их мнению, районе. «Сегодня ситуация на рынке такова, что те, кто прежде мог себе позволить купить жилье только в Кировском районе Кемерова, покупают квартиры на Радуге или в Лесной Поляне», — рассказал Алексей  Шушуев.

«Сейчас клиенты могут себе позволить диктовать условия застройщикам, — отметил Алексей Шушуев. — Услышав о снижении цены у одной компании, даже выбрав квартиру у другого застройщика, они тут же требуют скидку». Вести в такой ситуации речь о цивилизованной конкуренции, о борьбе за целевую аудиторию, считает Сергей Кадочников, смысла нет. К сожалению, концепции, разработанные для новых жилых домов и целых комплексов, сегодня не срабатывают. На качество, на улучшенную среду вокруг дома многие сегодня не смотрят.

Все это означает, считает Евгений Лямин, организатор проекта «Идея», что, возможно, наступает время пересмотра политики продаж, взаимодействия с риелторами, запуска новых технологий. Но пока, видимо, на рынке еще слишком жарко, чтобы у его участников появилось время на то, чтобы обдумать возможные шаги.

Читай также:

Комментарии

Правила комментирования

стартапы