Вход
$ 65.40 € 75.65
Стратегия, которой нет: перспективы детского научного творчества в Кузбассе

 Фото: Георгий Шишкин

Стратегия, которой нет: перспективы детского научного творчества в Кузбассе

Статьи | Пятница, Апрель 20, 2018 10:06

Инновационный научно-производственный центр «Иннотех» совместно с Бизнес-журналом «Капитал» запустил серию мероприятий, в рамках которых представители разных структур будут обсуждать эффективные меры поддержки предпринимательства в Кузбассе. Первое мероприятие состоялось 13 марта в офисе кузбасских IT-компаний «ЭТО_». Стартовый круглый стол посвятили развитию детско-юношеского научного творчества.

Проблемы и перспективы детского научно- технического творчества обсуждали генеральный директор ООО ИНПЦ «Иннотех» Егор Каширских, руководитель областного центра детского технического творчества Юлия Борисова, генеральный директор ООО «ТаймЛайм» Максим Колпаков, руководитель ЦМИТ «Техносфера» Александр Демидов, руководитель клуба «Театр Роботов» Сергей Веремеев, начальник по разработке перспективных технологий КемГУ Светлана Носкова, а также учащийся кемеровской школы, участник конкурса «Умник 2017» Валентин Приколаб.

 

Деньги, кадры и наставники

На сегодняшний день детско-юношеское научное творчество переживает второе рождение. Возрастает интерес среди школьников, оказывается финансовая поддержка на федеральном уровне, создаются различные кружки и объединения. Однако, как оказалось, не обходится и без проблем.

– Я застал те времена, когда были дома творчества, дома пионеров, школьники посещали кружки по авиамоделированию, электронике, клеили подводные лодки, занимались картингом. Я сам занимался радиоэлектроникой, помню, как проводил часы за этим занятием, – рассказывает Егор Каширских. – Сейчас же у детского творчества перекос на «танцы и пение», ведь постелить паркет и наклеить зеркала куда дешевле, чем оборудовать лабораторию. Техническая оснащённость наших детских центров оставляет желать лучшего. По сравнению с той же Москвой с их сетью центров для детского творчества, это небо и земля. А если мы говорим о европейской системе, то там уровень ещё выше.

По мнению Егора Каширских, в Кемерове многое держится на энтузиастах, которые открыли частные студии. Но и они испытывают трудности с финансированием. 

– Стоимость занятий в нашем «Театре роботов» – 3 000 рублей в месяц, это средняя цена по городу за кружки и секции. Но если ребёнок хочет забрать робота, приходится просить родителей компенсировать комплектующие. Это вынужденная мера – потому что мы не располагаем лишними средствами, – комментирует руководитель клуба Сергей Веремеев.

Противоположное мнение выразила руководитель областного центра детского технического творчества Юлия Борисова.

– Я не согласна с Егором Владимировичем. Бесплатные занятие робототехникой в городских домах творчества существуют и сегодня – есть 15 городских и 5 областных учреждений. У нас ребятишки работают над различными проектами, выставляют свои изобретения, участвует в различных конкурсах. Более того, нам оказывают и финансовую поддержку. Недавно на развитие выделили пять миллионов рублей, мы сделали ремонт, закупили оборудование, так что с этим проблем нет. Есть другая трудность – кадры. Не хватает квалифицированных педагогов.

– Это действительно так, – поддерживает Юлию руководитель ЦМИТ «Техносфера» Александр Демидов. – Я пришёл в сферу дополнительного образования в 2015 году и сразу попал на совещание в администрацию, там обсуждали вопрос, что детское техническое творчество не развивается. Одна из причин – нет финансирования. Но за эти три года ситуация изменилась в лучшую сторону, на техническое творчество обратили внимание и стали оснащать студии, появились различные программы поддержки и финансирования. Появились ЦМИТы, «Техноктория», «Кванториум» скоро будет. Интерес растёт со всех сторон. А вот с преподавателями, и правда, беда. Мне очень нравится, как проходят занятия в «Театре роботов», в том плане что у детей развивается и провоцируется творчество, их вдохновляют на новые открытия. Но в бюджетных учреждениях же подход больше преподавательский и нацеленный на зарабатывание денег. Преподаватель натаскивает на соревнования, даёт определенную программу и всё, никакого творчества, никакой свободы действий. Нет наставников, которые могли бы раскрывать потенциал детей, мотивировать их творить, выходить за рамки.

Институт наставничества – животрепещущая тема, которая волнует многих. Максим Колпаков, руководитель проекта Wachanga, уверен, что сегодня у детей магическое мышление. Они не делают роботов, они создают супергероев. И в этом деле им нужны помощники те самые наставники.

 

Уходящие гении и решение проблемы

Слова Максима подтверждает пример Валентина Приколаба. Одиннадцатиклассник увлёкся программированием и техническим творчеством с подачи старшего брата.

– Мой старший брат инженер, у нас очень хорошие отношения, именно он изначально научил меня программированию. Но из-за недостатка времени не смог меня учить дальше, поэтому я стал искать другие источники знаний. В итоге пришёл в областной центр детского (юношеского) технического творчества. Начал заниматься электроникой, и сегодня техническое творчество для меня – смысл жизни, – говорит Валентин.

Сейчас школьник вместе со своим напарником работает над проектом автоматизированной теплицы, которая, по мнению юного изобретателя, поможет развитию агропромышленного комплекса России. Этот проект уже был признан перспективным на федеральном уровне. Интерес к нему проявили сначала СГК, затем Intel, а томский университет даже предложил Валентину оборудовать лабораторию, если он поступит к ним.

Удивительно, но кемеровские вузы интереса к таким одарённым выпускникам не проявляют. Вообще с поддержкой талантливой молодёжи в регионе интересная ситуация, стипендии, медали, велосипеды есть, а желаемой инфраструктуры нет, и большинство этой молодежи поступает в вузы за пределами нашей области.

– Если сравнить нас с Алтаем, то там есть целая сеть школ с роботехническими классами. И это в регионе, где прожиточный минимум в полтора раза ниже чем у нас, регионе, который считается аграрным, – говорит Егор Каширских. – Многие школы стремятся создать у себя на базе кабинетов информатики или уроков технологии некое подобие кружков по робототехнике, но их не хватает на большее, чем один набор Lego. В Новокузнецке детской науке ещё уделяют внимание, у них есть детский технопарк, работающий при поддержке РУСАЛа. Но ведь этого катастрофически мало.

Заинтересовать в развитии детско-юношеского научного творчества кемеровские компании уже пытались, но результатов эта инициатива, увы, не принесла.

– Мы предлагали нескольким крупным предприятиям Кузбасса совместные проекты. СДС проявили интерес, сказали, что это всё круто и здорово, но им сейчас некогда заниматься подобными делами. У них для этого нет ресурсов, – рассказывает Александр Демидов.

В свою очередь Максим Колпаков, как заинтересованный предприниматель, ищет перспективных ребят самостоятельно.

– Я готовлю свои кадры сам, ещё со школы высматриваю тех, кто интересуется программированием. Мы проводим олимпиады для школьников, я член государственной аттестационной комиссии на математическом факультете, там ищу перспективных ребят. Выцепляю людей по одному. Но я это делаю только для своей компании. Пытался встроиться в систему, как-то повлиять на учебный план, но это бесполезно, – разводит руками Максим.

Свою идею популяризировать научное творчество в Кузбассе предложил Сергей Веремеев.

– Чтобы развитие детско-юношеского технического творчества активизировалось, нужен человек, который привезёт 300 электронных конструкторов Arduino, поставит их перед ребятами и скажет: «собирайте». И всё это бесплатно. Из 100 штук 20 точно выстрелят. Потом ещё и ещё. Так сформируется массовость. Это называется посев. В течение года – двух после таких посевов мы без всякой государственной поддержки получим город, в котором уровень развития научного творчества поднимется в разы. Ребята будут заниматься в этих кружках.

Однако Егор Каширских уверен, основная проблема кроется в том, что нет единой стратегии развития, системы. В школах особо не заинтересованы в развитии детско-юношеского научного творчества, такая цель не ставится, и ресурсов нет. У них ЕГЭ, баллы, там другие задачи, да и у предприятий нет чёткого понимания, что делать с молодёжью. Есть опасение, что сейчас в них вложатся, а они уедут из региона. Отток юных гениев, действительно, серьёзная проблема. Талантливая молодёжь уезжает из города, потому что нет системной поддержки и видимых перспектив.

– Недостаточно заинтересовать научным творчеством только школьников, необходимо пробудить интерес и у вузов, и у предприятий, наладить систему взаимодействия только так мы получим положительный эффект, – уверен Егор Владимирович.

– Я считаю, что должна быть группа инициаторов, которая будет лоббировать свои интересы на разных уровнях. Все мы оббивали пороги госучреждений, пытались попасть за закрытые двери, но безрезультатно. Дожимать не у всех есть силы и время, ведь нужно же ещё и делами в своих студиях заниматься. А если бы мы продемонстрировали, что нас много, то могли бы добиться гораздо большего, – резюмирует Александр Демидов.

Как показал этот круглый стол, потенциал кузбасской молодёжи огромен, да и желание развивать детское научно-техническое творчество тоже есть. Нужно только проявить инициативу и выстроить систему, которая позволит взращивать талантливые кадры, а главное, мотивировала оставаться их в регионе, чтобы они могли способствовать его развитию и процветанию . Если упустить этот шанс, то Кузбасс останется далеко за бортом развития.

Читай также:

Комментарии

Правила комментирования

стартапы