Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока
$ 68.22 € 77.65
Парашют - средство выживания или бизнес-модель?

Фото: Георгий Шишкин, архив компании

Парашют - средство выживания или бизнес-модель?

Статьи | Четверг, Март 15, 2018 09:27

Руководитель «Копир-Техно» Николай Степанов открыл своё дело двадцать лет назад, в 1998 году.

Сейчас это сервисная компания, которая осуществляет ремонт и обслуживание офисной техники. Здесь заправляют картриджи, прошивают чипы, паяют микросхемы, меняют движущиеся детали, монтируют системы непрерывной подачи чернил. Персонал – несколько десятков человек. «Копир-Техно» продаёт и новое оборудование, но основа работы – постоянное сервисное обслуживание по долгосрочным договорам.

– В 1998 году мы собрались с друзьями и решили, что будем делать всё сами, – рассказывает Николай. – Собрали деньги, арендовали помещение, купили инструмент, расходники и только самое необходимое оборудование. Кредитов больших не брали, квартир не продавали – обстановка в стране беспокойная, риски были огромные. И всё же мы на это решились.

Развитие и уверенность появились не сразу. Сервисный центр дважды был на грани закрытия, сталкивался и с бандитами, как почти все тогда, пережил несколько кризисов, вырос до поставщика офисной техники и вновь вернулся к сервису на новом витке.

Кроме «Копир-Техно», Николай Степанов занимается и другими проектами. В 2011 году открыл «Первый арбалетно-лучный клуб»; много занимался сам и привлекал кемеровчан. Это проект скорее социальный, чем коммерческий – прибыли он практически не приносит. В 2014 году выступил как инвестор и соорганизатор стартапа «ПРОквест» - сейчас это успешный развлекательный проект, вышедший на уровень области.

Но обо всём по порядку.

 

Об изменениях 

– В какой-то момент мы поняли, что ремонт и обслуживание открывают нам дорогу на рынок поставок новой техники, – рассказывает Николай. – У нас спрашивали совета: какой марке отдать предпочтение? Какой тип оборудования больше подходит для определённых задач? И, конечно, спрашивали, можно ли купить аппараты у нас – в общем, сама жизнь подталкивала к тому, чтобы диверсифицировать бизнес. Так мы стали заниматься торговлей. В разные годы соотношение продаж новой техники и обслуживания была разной. На старте, в лихих девяностых, маржинальность была по нынешним меркам феноменальной – торговая наценка в 200-300 процентов считалась нормой.

Сама жизнь подталкивала к тому, чтобы диверсифицировать бизнес.

 

Поставки оборудования быстро обогнали сервисный центр по эффективности, и на несколько лет «Копир» превратился в основном в оптовую компанию. Однако федеральный рынок всё более усложнялся, ужесточались правила канала дистрибуции. Транснациональным вендорам стало выгоднее торговать с реселлерами на уровне целых стран; им, в свою очередь, с мультибрендовыми ритейлерами – федеральными сетями.

– Маржинальность небольших магазинов на локальном рынке постоянно снижалась, – отмечает Николай. И в конечном счёте мы, продающие технику конечному потребителю, стали конкурировать за наценку в районе 5-10 %. Такое снижение – нормальный этап развития рынка. Проанализировав ситуацию, пришли к выводу, что конкурировать с федеральными сетями бессмысленно. Вовремя изменили направление развития компании и ушли от ценового демпинга. Сейчас у нас есть новые цели, новая миссия. Мы предоставляем кузбасскому бизнесу лучший по срокам и качеству сервис. В отличие от предприятий торговли, у нас нет сетевых конкурентов с подавляющими преимуществами. Обслуживание офисной техники – местный бизнес по самой своей природе, и в этом качестве очень немного равных нам по опыту, квалификации сотрудников, отладке бизнес-процессов. Прирост количества заказов в 2017 году составил около 20% по отношению к предыдущему году.

Проанализировав ситуацию, пришли к выводу, что конкурировать с федеральными сетями бессмысленно.

 

О риске в общем и в частности 

Залог успеха, по мнению бизнесмена, – всесторонний анализ текущей ситуации на рынке. Он позволяет своевременно принимать верные решения, изменяя направление развития, не бояться нового. А если рисковать, то осознанно.

– Риск для меня – отдельная тема, – говорит Николай. Предприниматель похож на спортсмена-экстремала – я занимался парашютным спортом и могу сравнивать. Парашютист не боится или, по крайней мере, контролирует свой страх не потому, что он бесстрашный супермен. Основа его уверенности в себе – знание и подготовка. Он тщательно готовится к прыжку, следит за метеоусловиями, контролирует здоровье, внимательно складывает парашют, прислушивается к советам тренера и товарищей по команде, и проверяет оборудование на каждом этапе. И только сделав всё это, он шагает в пустоту на высоте в несколько тысяч метров. Насколько он рискует? Риск ли это вообще? Однозначно. Это всё-таки опаснее, чем сидеть на диване дома. Но этот риск – осознанный, просчитанный и допустимый.

Предприниматель похож на спортсмена-экстремала.

Эта логика полностью работает и в бизнесе. Купить, например, ларёк у дороги, потому что знакомый по дешёвке продавал (у него не пошло, а у меня-то огого как пойдёт!), открыть его, не учитывая ни проходимость, ни ассортимент, ни целевую аудиторию – это не риск. Это глупость.

 

О любви к делу 

Второе условие успешного развития – любовь к делу, которым занят.
– Меня всегда тянуло к технике, – объясняет Николай. – В детстве всегда было интересно разобрать радио, настроить телевизор. До сих люблю находить решения сложных технических задач. И когда на старте нашего дела приходилось туго, оно не приносило дохода, меня не раздражала моя работа. Этот этап так или иначе проходит любой предприниматель. Кто-то работает в убыток пару месяцев, кто-то год, но этот этап ждёт всех. И здесь важно, чтобы человеку просто нравилось заниматься своим делом. А затем придёт и признание, успех.

 

Семь лет назад Николай заинтересовался стрельбой из лука. Сначала ездил на тренировки в Новосибирск, затем собрал единомышленников здесь, в Кемерове. В 2011 году организовал «Первый арбалетно-лучный клуб». В 2014 году возглавил Федерацию стрельбы из лука Кемеровской области.

– Я изначально не рассматривал это направление как бизнес, – признаётся Николай. – Стрельба из лука – увлекательный вид спорта, и я лишь хотел, чтобы как можно больше горожан узнали о нём, попробовали свои силы, стали регулярно заниматься, составили конкуренцию на соревнованиях. Это на сто процентов социальный проект. Деньги, которые мы получаем, идут на внутренние нужды – аренду, зарплату персоналу, хозяйственную деятельность и так далее. Я добился того, что клуб сам себя содержит, и это уже хорошо.

 

Стрельба из лука – демократичный вид спорта, в олимпийской программе он один из самых доступных по требованиям к физическим возможностям и к снаряжению. Но это в масштабе спортивных бюджетов, а не одного-единственного человека. Я вложил в клуб собственные деньги, обратился за помощью к друзьям и знакомым, даже машину пришлось продать. На самоокупаемость клуб вышел лишь в 2017 году, спустя шесть лет после официального открытия. Зато почти половина наших занимающихся – дети, а в рамках работы областной Федерации мы проводим сибирские и даже всероссийские соревнования, выезжаем в другие регионы, привозим домой медали. В стенах клуба удалось создать сообщество неравнодушных, активных мужчин и женщин, парней и девушек, которые занимаются спортом, уважают окружающих и всегда готовы прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.

Половина занимающихся – дети, а в рамках работы областной Федерации мы проводим всероссийские соревнования, выезжаем в другие регионы, привозим домой медали.

 

Об увлечённости и стартапах 

Три года назад к Николаю обратились молодые энтузиасты с предложением организовать компанию реалити-квестов.

– Ребята творческие, энергичные, талантливые… и совершенно без денег. Но меня впечатлила их увлечённость. Я согласился, – говорит бизнесмен.

Николай выступил и как инвестор, и как соорганизатор. К открытию готовились тщательно.

– Мы поехали сначала в Новосибирск, а потом в Москву. С совершенно конкретной целью: ознакомиться с опытом лучших квестоделов в России. Просто несколько недель подряд посещали эскейп-румы и проходили квест за квестом. И после этого поняли, что многое из первоначального проекта нужно выбросить в мусорную корзину.

Команда писала сложный сценарий, несколько месяцев готовила площадку, прорабатывала дизайн, экипировку, просчитывала варианты развития событий для разных команд. Усилия принесли результат – «ПРОквест» громко заявил о себе масштабными приключениями «Лихорадка» и «Техно-Маньяк», сработало «сарафанное радио», аудитория стала расширяться. Сейчас «ПРОквест» – успешный проект с несколькими постоянными квестами, популярность его вышла далеко за пределы Кузбасса – игроки едут со всей Сибири. Занимает первое место в городском рейтинге независимой площадки flamp.ru и входит в ТОП-7 Сибири по рейтингу новосибирской компании «Сибквест».

 

О секрете успеха 

О планах на будущее Николай рассказывает в спортивном ключе – «быстрее, выше, сильнее». Но есть и важное отличие: у спортсмена правила всегда, по большому счёту, одинаковые. Бизнесмен же часто вынужден действовать в условиях неопределённости, меняется конъюнктура рынка, правовая основа, налоговая нагрузка.

Не существует никакого «секрета успеха», убеждён Николай. Но есть множество составляющих успеха. Это любовь к своему делу, целеустремлённость, компетентность, внимание к мелочам, стремление делать своё дело максимально хорошо. Это готовность к обдуманному риску, открытость новому, умение принять поражение и извлечь из него уроки. В конечном счёте успешный бизнес – результат упорного труда в течение всей жизни. Труда, который приносит удовлетворение и свободу.

Проект «Малый бизнес в лицах» рассказывает об успешных кемеровских предпринимателях, каждый из которых вкладывает часть себя в развитие родного города, ежедневно делая жизнь его жителей лучше, комфортнее и интереснее. 20 историй успеха, 20 путей становления и развития бизнеса: в течение двух месяцев вы познакомитесь с ними на страницах бизнес-журнала «Капитал» и увидите на телеканале «Мой город». А уже весной, к 100-летию города Кемерово, будет издан каталог «Малый бизнес в лицах», куда войдут 40 успешных бизнесменов, меняющих жизнь нашего города к лучшему. Больше информации о проекте на сайте Фонда поддержки малого предпринимательства.



Организатор проекта

  

*При финансовой поддержке Администрации города Кемерово

Читай также:

Комментарии

Правила комментирования

лидерство