Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока
$ 59.63 € 70.36
Самый модный олдскул: «сарафанное радио» как стартап

  Фото: архив А42.ru

Самый модный олдскул: «сарафанное радио» как стартап

PRO Стартапы | Понедельник, Ноябрь 28, 2016 10:38

Бизнес-журнал «Капитал» и оператор мобильной связи Tele2 продолжают знакомить вас с интересными стартапами, которые пока ещё не добрались до Кузбасса, но почти наверняка скоро доберутся. И если первые наши материалы были посвящены онлайн-гипермаркету и мобильной кофейне, то на сей раз мы поговорим о... а вот о чём, даже так просто и не расскажешь.

Хотя сама идея этого стартапа не только очень проста, но и стара, как сам мир. И (вот парадокс!) в то же время идеально «заточена» под потребности современного человека. Вы уже заинтригованы? Если нет, то следовало бы. Потому что этот стартап может быть интересен ну буквально всем — независимо от возраста, пола, социального статуса и прочего. 

 

Стартап №3: Онлайн-агрегатор

Итак, вам понадобилось починить унитаз (хорошенькое начало). Ну, бывает, дело житейское. Хорошо, если у вас на примете есть знакомый мастер — набираете его номер, и всё, решается вопрос. А если на примете никого нет, а слесарь из ЖЭКа занят до весны 2020 года по какой-то причине тоже не вариант? Тогда вы начинаете обзванивать друзей. Знакомых. Друзей знакомых и знакомых друзей. Пишете сообщения в социальных сетях, а то и на свою «стену» во «Вконтакте» клич кидаете. В конце концов кто-нибудь находится, унитаз снова здоров и хорошо себя чувствует. Стоп, никакой ремонт унитаза вам не нужен. А нужен вам хороший учитель музыки для вашей дочки. Или учитель польского языка конкретно для вас (да, польского, да, для вас, реальный случай из жизни автора). Или опытный врач-стоматолог.

А ещё вы хотите подзаработать. Малярными работами. Хорошо умеете это делать, качество гарантируете и с клиентов втридорога драть не намерены. Но эти клиенты позарез вам нужны. И вы... что? Да, пишете объявления, кидаете их же на стену в социальных сетях. И, конечно, обзваниваете друзей, знакомых, друзей знакомых... ну и далее по списку.

Вы, конечно, уже поняли суть. Раньше (да и до сих пор) такие вот поиски велись и ведутся с помощью распрекрасного старого «сарафанного радио». И ничего тут, вроде бы, не изменилось с века, предположим, эдак одиннадцатого. «А меч хороший выкует тебе кузнец Степан, что на Малых Выселках обретается, мастер то добрый, двадцать лет уж к нему ходим». Что-нибудь в этом роде.

На самом же деле всё уже не совсем так. Потому что — да! — появился интернет, потом появились социальные сети и разнообразные приложения, а гаджеты есть ныне у каждого второго. И поэтому «сарафанное радио» немного изменило вид и переехало в интернет — так теперь люди общаются, так находят для себя нужных «кузнецов Степанов». Да и сами «кузнецы» почти наверняка имеют паблик в социальных сетях, а то и собственный сайт.

 

 

Кто уже так работает

Дело тут за малым — создать такой сервис, который служил бы универсальной площадкой для поиска любого нужного специалиста. Ну а специалист там же ищет клиента. Подобных сервисов, в общем, уже немало по России, есть они и в Кузбассе, однако всё дело в абсолютной универсальности. Чтобы всё вместе и «в одном флаконе» — не только ремонт или транспортировка грузов, обучение иностранным языкам или бальным танцам. Тем более что я, Иван Иваныч Иванов, имею желание перевозить грузы и одновременно обучаться бальным танцам немного подтянуть свой английский. И я могу это сделать благодаря ОДНОМУ приложению, которое скачаю себе на смартфон. Удобно? Нам кажется, что да.

Этим вопросом и задался в 2015 году молодой россиянин по имени Александр Москалёв. Продумал идею, привлёк к работе друга-программиста, подкопил стартовый капитал. В результате и появилось на свет приложение Vide, которое, по словам авторов стартапа, скачали на свои смартфон уже десятки тысяч россиян. Причём сперва основной охват клиентуры приходился на подмосковный город Мытищи, родной для самих авторов. Затем география стала несколько шире. Но надо понимать: такие сервисы чаще всего имеют региональную (городскую, районную) привязку. Не будете же вы, кемеровчанин, искать мастера по ремонту холодильников, который живёт в Хабаровске. Нам бы кто поближе...

Как работает этот сервис? Вы скачиваете приложение, а затем заполняете свой профиль. При этом сразу и указываете, что можете предложить миру вы и что нужно от мира вам. Затем все ваши контакты (люди из вашей телефонной книги, те самые знакомые друзей и прочие), а также все их контакты получают сообщение, например, о вашей заинтересованности в поиске учителя игры на тромбоне. Само собой, эти все — те, кто тоже установил себе то же приложение. Ваш номер телефона при этом доступен лишь непосредственно вашим контактам, остальные наводят справки через них. Это позволяет избежать недобросовестных предложений (ну или уменьшить их риск) — ведь ручаться за мастера или клиента будут знающие его люди. Именно принцип «сарафанного радио» — но высокотехнологичный.

Впрочем, конкретные принципы работы — это уже детали. Куда важнее общая идея — а она, повторимся, вроде бы, и совсем не нова, но может стать очень востребованной. И принести реальную прибыль не только авторам стартапа, но и всем, кто подключится к сервису в поиске клиентов.

 

Говорят эксперты

К слову сказать, некоторые кемеровские предприниматели готовы пользоваться подобным сервисом универсального «сарафанного радио» уже прямо сейчас и предсказывают ему в нашем регионе самое светлое будущее.

«Идея интересная и, как мне кажется, актуальная именно в настоящий момент. В связи с экономическим кризисом последних лет многие люди потеряли работу и не смогли найти себе новую. После чего большая часть этих людей открыла в себе разнообразные таланты и научилась конвертировать хобби в деньги. Малое предпринимательство сейчас стремительно растёт и готово использовать любые площадки для собственной рекламы и поиска клиентов. Да и возможностей для монетизации у этой идеи масса. Возможно, не сразу, но, прочно заняв свою нишу, стартап будет приносить дивиденды. Что касается нашей компании, то и мы тут не исключение — если подобный стартап придёт в Кемерово, то мы с удовольствием будем сервисом пользоваться», — рассказал журналу «Капитал» руководитель аутсорсинговой компании «Служба сервиса» Виктор Кононцев.

Впрочем, единой точки зрения на этот стартап среди местных бизнесменов-экспертов тоже нет. Так, некоторые предприниматели, в целом положительно оценивая идею, указывают и на её слабые стороны.

«Такой стартап может появиться у нас уже в течение трёх-шести месяцев, поскольку наши молодые предприниматели внимательно следят за новинками рынка. Но востребованным он может стать только при хорошей и объёмной рекламной кампании, без этого вряд ли что-то получится. Всё-таки наши люди привыкли к газетам и сайтам объявлений, сменить их менталитет не так просто. Заработать на этом можно, но не много: всё-таки „сарафанное радио“ — это обычно бесплатно. Хотя всё зависит, конечно, от конкретной финансовой модели данного стартапа», — считает основатель кемеровского интернет-сервиса «КЕКС» Евгений Нешев.

Похожей точки зрения придерживается и ещё один эксперт — заместитель вице-президента по торговому маркетингу АО Холдинговая компания «Сибирский деловой союз» Анна Старикова.

«Онлайн-агрегаторы — это достаточно модная и трендовая тема, в локализованных сегментах это уже хорошо представлено и у нас в Кузбассе. Но будущее за теми агрегаторами, которые смогут максимально полно удовлетворить запросы целевой аудитории. Как и в любом стартапе, если правильно выбрана целевая аудитория и предложено решение проблемы, то да, это и есть наше ближайшее будущее. А высокие темпы роста проникновения интернета в регион этому только способствуют», — подытожила Анна Старикова.

Таким образом, подобный сервис будет востребован в случае грамотной агрегации услуг у достаточно широкой аудитории. Но вот по монетизации подобных сервисных бизнесов всегда вопрос. Кто будет формировать денежный поток? Дело в том, что специализированные сервисы не могут монетизироваться, так как нет спроса со стороны компаний, способных оценить скорость конвертации клиентов по этому каналу. Поэтому я бы не стала давать оптимистичных оценок».


Правильное продвижение

Любой высокотехнологичный проект требует надёжной сервисной поддержки. Представьте, вы создали онлайн-агрегатор, набрали необходимое количество пользователей и решили перейти на самый главный для вас этап (то, ради чего и задумывался проект) — монетизацию стартапа. А тут посыпались проблемы. Человек перечислил сумму за продвижение своего профиля или услуги, а рекламный пакет не подключился. Что делать? Одно ясно: медлить нельзя, надо спасать репутацию.

Хороший сервис в сочетании с качеством продукта и конкурентной ценой — залог успеха практически любого бизнеса. При этом, если работать над формированием выгодных ценовых предложений и качеством малый бизнес уже научился, то сервис — зона роста для многих кузбасских компаний, считает директор филиала Tele2 в Кемеровской и Томской областях Татьяна Никифорович.

«На первом этапе внедрение качественного сервиса не потребует больших вложений. Я посоветовала бы предпринимателю, решившему запустить онлайн-агрегатор, подключить виртуальный многоканальный номер для тех действующих или потенциальных клиентов, кто захочет позвонить и выяснить важный для него вопрос. Опция даёт возможность организовать собственный контактный центр, не приобретая дополнительное оборудование, — отмечает Татьяна Никифорович. — Вы спросите, как всё это работает? Очень просто, объясню на примере услуги, которую предоставляет наша компания: Теlе2 выделяет предпринимателю федеральный или городской многоканальный номер. При звонках на него клиенты попадают в специально настроенное голосовое меню и под руководством автоответчика могут выбрать нужного специалиста и связаться с ним. Захотел человек связаться с технической службой — пожалуйста, захотел с коммерческой — тоже замечательно. Кроме того, каждый сотрудник может по короткому номеру переключить клиента на своего коллегу или руководителя. Количество одновременно принимаемых звонков не ограниченно. При желании можно записать голосовое меню или проанализировать входящий трафик звонков. Ещё один бонус для руководителя — все входящие звонки можно записывать и хранить на сервере Tele2 и таким образом контролировать клиентский сервис».

Чтобы трафик звонков не был слишком высоким, Татьяна Никифорович советует предпринимателям перераспределить его и запустить также онлайн-сервис, в котором сотрудник мог бы консультировать клиентов. «Приземлить такой сервис можно на любую онлайн-площадку, но лучше всего в данной ситуации подойдёт мессенджер, так как многие владельцы смартфонов привыкли общаться через подобные программы с близкими и друзьями, приучать никого не потребуется. Любой мессенджер имеет версию для установки на компьютер. Поэтому отвечать клиентам сотрудник сможет со своего рабочего места. Так, например, Tele2 консультирует клиентов в популярном сервисе Telegram. Клиенты оценили такой способ коммуникации. С января по октябрь популярность консультационной поддержки в Telegram выросла в три раза. Чтобы получить консультацию специалиста в Telegram, абоненту достаточно в меню приложения „поиск контактов“ ввести Tele2_support и отправить сообщение в чат с оператором. Среднее время ожидания ответа на вопрос абонента составляет менее минуты», — добавила Татьяна Никифорович.

 

Выводы

Мнения экспертов, как видите, разделились. Но зато в одном они точно солидарны: сервис «сарафанного радио» почти наверняка и очень скоро в Кузбассе в том или ином виде появится. Потому что спрос есть — а он закономерно рождает предложение.

Ну а дальше дело уже за вами, господа создатели стартапа — насколько грамотную бизнес-модель сможете вы использовать и способны ли вы вложить достаточно средств, сил и таланта в дело продвижения вашего начинания. Дерзайте, нам надо выковать меч, а как найти кузнеца Степана — мы пока не в курсе.

Читай также:

Комментарии

Правила комментирования

лидерство