Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока
$ 56.93 € 61.81
Самолёт Судного дня: на чём летают президенты и премьеры

 Фото: Wikipedia

Самолёт Судного дня: на чём летают президенты и премьеры

Статьи | Четверг, Сентябрь 01, 2016 09:00

Когда в небе над Смоленском потерпел крушение президентский самолёт Леха Качиньского, среди множества причин трагедии называлась и такая — мол, борт номер один пана президента был очень несовременный и довольно плохо оборудованный для своего «ранга». Однако подобную ошибку покойного главы польского государства повторяют далеко не все лидеры нации — понятно же, что те самые «борты номер один» и комфортнее, и по многим параметрам «прокачаннее» обычных самолётов. В очередной раз завидуя чужим успехам, стремясь всё подсчитать и классифицировать, журнал «Капитал» предлагает вашему вниманию материал о том, на чём и в каких условиях передвигаются воздушным путём президенты и премьеры. Спойлер: кое-что будет даже про эконом-класс.

 

С ядерной кнопкой под рукой

Итак, начнём с отечественных глав государства и правительства. За перевозку всех «первых людей» России (а это, к слову, не только президент, но и самые важные федеральные министры) отвечает специальный лётный отряд, в чьём ведении находятся шесть воздушных бортов. Кстати, планируется, что к 2018 году в элитном авиапарке ожидается прибавление — будут задействованы ещё два самолёта.

С 1996 года основным российским бортом номер один являлась модифицированная версия Ил-96, оборудованная под нужды главы государства. А эти самые нужды подразумевают не только простор и комфорт, но и наличие спецоборудования, которое позволяет президенту оперативно реагировать на всяческие внештатные ситуации, включая хотя бы и атомную войну. То есть тот самый пресловутый «ядерный чемоданчик» с самой главной кнопкой как раз вместе с главой государства всё время и летает — да и как иначе?

Между прочим, если верить мемуарам Александра Коржакова, главного телохранителя президента Ельцина, в своё время команду Бориса Николаевича весьма поразила скромность и неудобность прежнего борта номер один, доставшегося им ещё от Горбачёва. Собственно, поэтому и поступил от президентского управления делами заказ на новый самолёт — «где хотя бы есть где ноги вытянуть». Однако спустя семь лет, в 2003 году, уже при президенте Путине, борт номер один опять обновили — и российский лидер стал летать на лайнере, где наличествовали, в числе прочего, 10-метровый рабочий кабинет, комната отдыха с двумя кроватями и сразу три бара. Ну и, разумеется, всё необходимое для президентской работы, будь то быстрая связь фактически с любой точкой мира, возможность конфиденциальных переговоров или то же управление страной в экстренных ситуациях.

Впоследствии, по заказу уже Дмитрия Медведева, были «спущены со стапелей» ещё два президентских авиационных судна, а в 2013 году к ним добавили и специальный Ил-96 модификации «Салон» для перелётов крупных государственных делегатов. Как уже было сказано, к 2018-му самолётов в президентском авиаотряде станет ещё больше. Постройка и оборудование одного лайнера обходится примерно в пять миллиардов рублей.

 

Санузел для «лидера свободного мира»

Впрочем, тем, кому хочется посетовать на «дороговизну» российских бортов номер один, советуем взглянуть на стоимость их американских аналогов — они где-то вчетверо дороже, стоят где-то «в районе» 20 миллиардов в пересчёте на рубли. Другое дело, что в США президентских самолёта всего два, а «добивающий» свой второй срок Барак Обама — уже четвёртый американский лидер, летающий на них. Первым же был ещё Джордж Буш-старший, и, надо сказать, леталось ему удобно — тут тебе и спальня с личным кабинетом, и персональный душ, и две кухни, способные накормить до 100 человек. Да что там говорить, если даже журналисты из «президентского пула» летают на этих двух «Боингах» как особы первого класса. Ну и, само собой, не хуже размещается и весь «обслуживающий персонал» президента — от охранников и секретарей до официантов и врачей. Да, естественно, на борту лайнера и свой медицинский персонал есть — со всем необходимым набором медикаментов и даже «походным» операционным столом.

Кстати, об операциях. Президентский «Боинг» заточен ведь не только на проведение операций медицинских, но и, конечно, стратегических. То есть самолёт в любой момент может превратиться в идеально оборудованный командный пункт для самого «лидера свободного мира» и для его министра обороны и руководителя Объединённого комитета начальников штабов. Потому, собственно, и именуют порой американский борт номер один «самолётом Судного дня» — мол, даже в случае тотального Армагеддона сможет он остаться в воздухе, да ещё и руководящие указания для выживших транслировать. И ведь похоже на правду, тем более что самолёт президента США ещё и без дозаправки может очень долго и далеко пролететь, буквально-таки на расстояние в одну третью длины экватора.

 

Скромные британцы и привередливые французы

Впрочем, и другие лидеры значимых мировых держав кое-чем могут похвастаться. Так, британские премьеры, а также члены кабинета Её Величества и представители королевской семьи частенько пользуются услугами шикарного 330-го «Аэробуса». Правда, шикарен этот авиалайнер стоимостью в 830 миллионов (на наши деньги) только с точки зрения рядового пассажира-«летуна». Британское же правительство как раз настаивает на том, что их борт номер один предельно скромен и функционален, экономили, дескать, буквально на всём. Например, на удобстве журналистов — они летают на этом самом «аскетичном самолёте» в качестве пассажиров эконом-класса.

Впрочем, так уж сильно ругать правителей Соединённого Королевства не будем — они и впрямь порой демонстрируют примеры похвальнейшей скромности. Скажем, бывший уже премьер-министр Дэвид Кэмерон и сам был не прочь полетать эконом-классом — что и сделал, к примеру, летом 2015 года, когда отправился в отпуск в Португалию. Натурально, среди обычных пассажиров вместе с телохранителями и летел — ел чипсы с паприкой и, вроде бы, фильм на ноутбуке смотрел.

Французские президенты тоже летают на «Аэробусах». Правда, периодически их меняют — а всё потому, что возникают сомнения в надёжности. Так, с предыдущим лидером Франции Николя Саркози как-то раз случился казус:он собирался вылететь с министрами в одну из африканских стран, а самолёт возьми да и сломайся непосредственно перед отлётом. Пришлось воспользоваться услугами другого лайнера, а вместо двух старых бортов номер один приобрести новый, стоимостью в 12,5 миллиардов рублей. На этом новом самолёте летает ныне и действующий французский президент Франсуа Олланд. Надо думать, он вполне доволен — ведь в его распоряжении комната для отдыха, гардеробная, санузел, офис, кухня да вдобавок ещё и звукоизоляционная переговорная на 12 персон. Ну, и это не считая всяческих «мелочей» вроде той же мини-операционной и передвижного (а точнее, «перелётного») командного пункта.

И, наконец, госпожа бундесканцлер Германии летает на огромном, вместимостью вдвое больше, чем «Боинги» Барака Обамы, 340-м «Аэробусе» со вполне стандартными для главы государства/правительства ништяками удобствами. То есть всё с теми же спальнями-душами-рабочими кабинетами плюс с возможностью не дозаправляться в полёте протяжённостью в 13 с половиной тысяч километров, что есть примерно расстояние от Берлина до Рио-де-Жанейро. Примечательно, кстати, что ещё относительно недавно подобным роскошным лайнером Ангела Меркель по должности не владела, а летала на стареньком «Аэробусе» ещё производства ГДР. Но теперь ситуация, как видим, изменилась в лучшую сторону. Между прочим, самолёт бундесканцлера не только эксклюзивный, но ещё и имеет своё собственное имя — «Конрад Аденауэр», в честь первого главы правительства послевоенной Германии.

По материалам anews.com

Читай также:

Комментарии

Правила комментирования

лидерство