Вход
$ 65.40 € 75.65
С медом — как по маслу, а теперь стричь овец!

 Фото: архив Агропромышленного кластера Кемеровской области

С медом — как по маслу, а теперь стричь овец!

Статьи | Четверг, Апрель 07, 2016 13:16

В марте Агропромышленному кластеру Кемеровской области исполнился год. На заре развития кластера количество его участников увеличилось более чем в 3,5 раза — с 26 до 110 организаций, 90 из которых это представители малого и среднего бизнеса. Оборот их компаний за этот период составил 11,1 млрд рублей. Как отмечают сами предприниматели, у них сложилось четкое понимание, что только в сотрудничестве можно вывести свой бизнес на новые горизонты и получать радость и удовлетворение от проделанного труда.

Участники агропромышленного кластера уже оценили преимущества, которые они получили, став частью этого сообщества. Кластер помог наладить взаимосвязи между сельхозпроизводителями и компаниями пищевой промышленности, торговыми сетями, т. е. поспособствовал развитию кооперативных связей его участников. Помог отточить механизмы продвижения продукции местных товаропроизводителей, стимулировал применение инноваций в агропромышленном производстве. Для некоторых участников их малый бизнес это уже не частные фермерские, животноводческие, растеневодческие хозяйства, не «проекты», а конкурентоспособные «компании», со своим продуктом, брендом, производством, планами и видением.

То, что кооперация стала важнейшим драйвером развития для участников кластера, подтверждает и годовая цифра субсидий от Минфина — 8,5 млн рублей. Но и с этой финансовой поддержкой удалось сделать достаточно много: было проведено около 30 мероприятий, запущено 10 кластерных проектов, среди которых интернет-сервис по доставке продукции участников агропромышленного кластера населению, производство кормовой рыбной муки, обогащенного микроэлементами селена и йода куриного яйца (совместный кластерный проект КФХ «Бабичев В.П." и Кемеровского ГСХИ), органических удобрений и почвообразователей на основе отходов животноводства, составлен бизнес-план по созданию цеха переработки овечьих шкур, организовано совместное участие в выставках-ярмарках и городских мероприятиях, создан зонтичный бренд «Кузбасский мед». Важно то, что взаимодействие членов кластера приносит предпринимателям реальную пользу, являясь эффективным механизмом для формирования делового партнерства. Благодаря прямым коммуникациям друг с другом предприниматели привносят новую энергию в свой бизнес, а энергия людей в бизнесе — это движущая сила их развития.

Медом намазано

Особо стоит отметить что, благодаря взаимовыгодному сотрудничеству участников внутри кластера кузбассовцы получили новые виды пищевой продукции. Так, сельскохозяйственный производственный кооператив «Согласие» из Промышленновского района, который собирает молоко у населения для последующей переработки, наладил выпуск козьего молока и продуктов его переработки, а недавно начал выпускать молочную продукцию с добавлением меда, например «Молоко медовое». На собрании в честь годовщины кластера руководитель СПК «Согласие» Валерий Лазуткин представил новинки: йогурт и медовое масло, которое в Кузбассе никто не производил со времен СССР.

«На „Молоко медовое“ Кемеровский сельхозинститут разработал стандарт предприятия, а медовое масло мы сделали по ГОСТУ „Масло с наполнителями“, — поделился с „Капиталом“ Валерий Васильевич. — Масло с медом еще в моем детстве было, но оно не настолько популярное, поэтому мы предлагаем маленькую упаковку весом 80 грамм, а не 200. На один вечер, на печенюшку намазать самое то! При этом срок годности у такого масла больше, ведь мед является натуральным консервантом».

Кроме того, по словам Лазуткина, СПК «Согласие» начинает выпуск йогуртов с натуральными наполнителями — 7 наименований, в том числе и с медом. Продукцию можно будет купить в сети магазинов фермерских продуктов «Калина Малина» и в специализированных отделах на городских рынках.

Мед вообще стал, можно сказать, связующим звеном сразу нескольких цепочек производителей в рамках кластера. Одни пасечники скооперировались с производителями молочной продукции, другие — с поставщиками орехов, собираются наладить выпуск орехов в меду для гостей горнолыжного курорта Шерегеш, третьи — совместно с производителем кваса Николаем Кириченко стали выпускать медовый квас. Подкластер медовиков уже и собственным брендом «Кузбасский мед» обзавелся. В планах дальнейшее продвижение меда и продуктов пчеловодства в пищевой и перерабатывающей промышленности, в том числе, возможно, появятся уличные павильоны по продаже кузбасского меда, совмещенные с губернаторскими чайными.

А вот популярного в народе десяток лет назад медового пива (его выпускала «Балтика»), судя по всему, кузбассовцам еще долго не попробовать. «Я разговаривал на эту тему с одним пивоваром, предлагал и пиво на меду, и квас, он сказал — нам это не интересно, — рассказал „Капиталу“ руководитель кооператива „Сибирьпчеловодпром“ Николай Попов. — Они выпускают определенное количество обыкновенного пива, три сорта. Со сбытом у них проблем нет. Заморачиваться не хотят. Может быть, им не хочется технологию менять, ведь это нужно все сертифицировать, а сертификация больших денег стоит».
В общем, по мнению Николая Попова в ближайшем будущем кузбасские пивовары вряд ли освоят производство медового пива, а вот квас — совсем другое дело. «Я как поставщик меда, конечно, заинтересован в постоянных покупателях своей продукции. Совместные производственные цепочки это очень выгодно, потому что есть некая стабильность. У меня много далеко идущих планов, которые я надеюсь осуществить в рамках агрокластера и с помощью его участников», — надеется Попов.

Планы далекоидущие

Участники кластера подвели первые итоги деятельности и  уже наметили планы на ближайшие 2,5 года. Остановимся на самых интересных.

Будет создан интернет-сервис 42sotki.ru по доставке к дому или офису продукции, выпускаемой участниками Агропромышленного кластера. В проекте, который стартует в сентябре текущего года, будут задействованы около 60 местных товаропроизводителей.

Будет запущен кластерный проект «Создание системы кооперации по сбору и выделке овечьих шкур». На базе Кемеровского ГСХИ уже создана «чабанская бригада» из студентов вуза, которые прошли обучение стрижке овец. Эта бригада будет ездить по фермерским хозяйствам, стричь овец, шерсть которых хозяева смогут впоследствии сдать на переработку. К сожалению, в области, несмотря на то, что кузбасская отара по инициативе губернатора увеличивается, до сих пор нет ни инфраструктуры по переработке шкур и шерсти, ни даже знаний и умений, как это всё делается. Помогут студенты.

Появится новый продуктовый сегмент: производство гранулированных кормов из прудовой рыбы для животных, в том числе, кошек и собак. В Таштагольском районе планируется разведение форели. В рамках проекта помимо реализации свежей рыбы населению будет производиться рыбная мука для птицефабрик и свинокомплексов.

В гипермаркетах торговых сетей будут организованы отделы продаж продукции участников кластера. «Холидей» уже готов к переговорам.
Важнейшим направлением станет производство продуктов и напитков из сибирских ягод и дикоросов Кузбасса, разработка рецептур, сертификация производства по принципам ХАССП, разработка бренд-бука зонтичного бренда.

Продвижение пищевой продукции из папоротника и выход на новые рынки сбыта также станет перспективным направлением бизнеса как для кузбасских заготовителей полезного продукта, так и его переработчиков. В том числе запланировано создание бренда, выпуск книги кулинарных рецептов блюд из папоротника, популяризация этого продукта в повседневном рационе кузбассовцев.

Участники кластера провели голосование, по результатам которого состав Совета кластера остался практически без изменений, были переизбраны председатель Совета кластера Александр Баранов и исполнительный секретарь Совета Екатерина Ижмулкина. И по-прежнему, Кемеровский ГСХИ остается не просто коммуникативной площадкой для кластера, но и идейной платформой.

Первый этап в достижении стратегических целей развития кластера пройден. Созданы условия для развития приоритетных кластерных проектов, которые в рамках второго этапа, рассчитанного на период 2016-2018 гг., предусматривают повышение эффективности производства и переработки сельскохозяйственной продукции. А до 2020 года запланировано уже развитие высокотехнологических перерабатывающих производств.

Читай также:

Комментарии

Правила комментирования

советы