Вход
$ 66.92 € 76.07
РЦИ: в ожидании стратегий от бизнеса

 Фото: Данил Айкин/А42.ru

РЦИ: в ожидании стратегий от бизнеса

Статьи | Среда, Декабрь 02, 2015 23:05

Кузбасский неугольный бизнес не мыслит стратегически, не умеет разрабатывать бизнес-планы. Такой нелестный вывод делают эксперты, которые оценивают состояние малых и средних производственных компаний.

О том, что это значит, и можно ли изменить ситуацию, «Капитал» поговорил с заместителем председателя комитета по вопросам предпринимательства и инноваций Совета народных депутатов Кемеровской области Егором Каширских, который второй год курирует работу Регионального центра инжиниринга, структуры способствующей развитию производственных компаний.

— Егор Владимирович, вы сами работали в инновационной компании, теперь помогаете малым и средним предприятиям. Ваше восприятие бизнеса изменилось?

— Не особенно. Всегда считал, что в любой компании каждый специалист должен заниматься своим делом. Я, например, не очень понимаю бухгалтерию. Зачем я должен этим заниматься? Или почему руководитель компании должен хвататься за все, разбираться во всем? Вникать, интересоваться, держать руку на пульсе нужно, но в рамках общего руководства. Больше уделять внимания определению стратегии, организации производственных и управленческих процессов.

Есть и специфическая финансовая сторона «молодого» бизнеса, зачастую такие компании привлекают грантовые деньги. Благо, возможности такие есть. Ставится задача получить средства, — 300 тысяч, 500 тысяч, миллион рублей. И, в принципе, не так уж сложно получить такие деньги. Гораздо сложнее инноваторам ответить на вопрос о том, что и зачем они сделают на эти деньги, какой это даст результат и с какой вероятностью?

Конечно, они знают, что на эти средства можно платить зарплату, можно купить какое-то оборудование. Но далеко не всегда понимают, что им реально нужно. В компаниях, рожденных учеными, например, очень распространенный случай — приобретение оборудования. Направляется серьезная сумма на покупку хорошего прибора, установки. Но потом это может не эксплуатироваться месяцами, потому что изначально не была выстроена финансовая модель. Каждый актив должен приносить прибыль. Надо понимать, например, сколько должно проводиться исследований на оборудовании, сколько это стоит. Естественно, нужно посчитать и другой вариант — может, выгоднее на стороне получать те или иные услуги.

Порой у меня складывается ощущение, что при большом выборе технологий, новшеств для производства, мало кто готовит финансовый расчет, просчитывает финансовую эффективность приобретений. Компании делают первый шаг — находят оборудование. Часто на профильных выставках. Производственники убеждают руководителей купить прибор, станок. А вот второго — финансового расчета — может и не быть. Скажу больше, часто то или иное оборудование покупается просто потому, что компанию устраивает цена.

— Второй год как малые и средние предприятия в Кузбассе могут через РЦИ пройти обследование своего бизнеса, оценить индекс технологической готовности, пройти различные аудиты. Эксперты, приезжающие на предприятия, говорят об отсутствии бизнес-планов, документов стратегического планирования. И речь идет об успешных компаниях. Как это можно объяснить?

— К сожалению, я вынужден согласиться с экспертами. Как должен разрабатываться бизнес-план? Он должен опираться на маркетинг, а с этим у нас совсем туго. Оценка реальной ситуации на рынке проводится либо плохо, либо не делается вовсе. Исследовательских команд почти не осталось. В лучшем случае дается оценка, проводится кабинетное исследование. А если нужно проанализировать узкий сегмент на уровне России или в мире, то с большей степенью вероятности заказчик просто приобретет готовый анализ рынка в какой-либо, в лучшем случае, крупной российской компании, но такие исследования редко учитывают региональную специфику. Стоит ли удивляться, что потом действительность оказывается иной. Знаете, даже понятие есть такое, бизнес-план для банка. Часто ведь бизнес-план разрабатывается для инвестпроекта. Вот бизнес и «подгоняет» рынок и показатели под требования банков об окупаемости, прибыльности проекта.

Конечно, предприниматель рискует всегда. Безусловно, не может не сказываться на бизнесе текущая ситуация в экономике. Но маркетинговое исследование помогает минимизировать риски. Мне очень жаль, что этого не учитывают не только предприниматели с опытом, но и молодые. Они приходят к нам в РЦИ с таким настроем: вы нам скажите, мы напишем, что вы хотите.

Не могу не сказать и о другой проблеме — продажах. У многих компаний нет понимания ценности любого клиента. Возможно, в России в целом деловая культура пока на таком уровне. В Кузбассе это, может быть, ярче видно, чем у соседей, потому что есть фактор «больших угольных денег».

— А как бизнес воспринимает Региональный центр инжиниринга? Насколько предприниматели готовы доверять этому институту поддержки?

— Компании, с которыми мы имеем дело, — это в основном инновационный бизнес, выросший из вузовской или производственной науки. И такие компании знают о государственных институтах поддержки, о методах работы с НИОКР. Они не приходят просто с просьбой о деньгах. Они понимают, что здесь тоже надо показать результаты, оценить бизнес, спрогнозировать. Наконец, нужно просто время на это и доверие.

Тем не менее, проблем и у этих компаний хватает. На первое место я бы поставил оценку рынка. Не спорю, рынки по многим направлениям непредсказуемы. Таковы реалии. Но маркетинговые инструменты все же помогают выстроить некую модель рынка, выбрать способ поведения компании.
Второе о чем хотелось бы сказать, — управление. Проблемы здесь, я думаю, нарастают. Часто можно встретить неправильную мотивацию, неэффективную расстановку персонала, неумение выстраивать проектную работу.

Нельзя сказать, что в бизнесе вообще ничего не меняется. Есть хорошие примеры, на них смотрят остальные. Например, при нашей поддержке удается выстроить проекты в таких некузбасских, казалось бы, сферах как биомедицина, агропром. Эти примеры интересуют предпринимателей, они обращаются к нам за нашими услугами, за помощью. Надеюсь, понемногу картину в бизнесе, в его развитии в Кузбассе мы вместе будем менять.

Читай также:

Комментарии

Правила комментирования

стартапы