Вход
$ 66.42 € 75.21
Рейтинг инвестиционного климата в муниципалитетах: что он даст Кузбассу

Фото: Александр Патрин / A42.RU

Рейтинг инвестиционного климата в муниципалитетах: что он даст Кузбассу

Статьи | Среда, Сентябрь 19, 2018 09:00

17 августа в «Кузбасском технопарке» состоялась стратегическая сессия по итогам регионального рейтинга состояния инвестиционного климата муниципальных образований Кемеровской области. В ней приняли участие главы городов и районов области, представители Агентства стратегических инициатив, проводники лучших практик по улучшению инвестиционного климата из других регионов России — Белгорода, Казани, Череповца, представители деловых объединений и бизнеса. Присоединился к работе сессии и глава региона Сергей Цивилёв. Корреспондент А42.RU посетил сессию и узнал, какое место занял Кузбасс в Национальном рейтинге, каковы результаты «муниципального» рейтинга, и что по этому поводу планируют предпринять областные власти.

Улучшение инвестиционного климата — одна из важнейших задач областных властей. Привлечение инвестиций — залог развития экономики региона, ведь конкуренция за инвесторов между субъектами федерации постоянно растёт. Агентство стратегических инициатив (АСИ) ежегодно составляет Национальный рейтинг инвестиционного климата в регионах России. Он оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики, а результаты рейтинга стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне.

Практики оценки инвестиционного климата в муниципальных образованиях нет. Департамент инвестиций и стратегического развития Кемеровской области в 2016 году уже запускал пилотный проект регионального рейтинга, тогда в нём приняли участие 10 муниципальных образований Кузбасса. В 2018 году для более детального анализа было решено составить рейтинг всех 34 муниципальных образований Кузбасса. При этом методика оценки инвестиционного климата была изменена.

Специалисты провели кабинетные исследования в каждом из 34 муниципальных образований региона, в ходе которых детально изучили наличие и полноту информации для инвесторов и предпринимателей на официальных сайтах администраций. По телефону опросили более 6 000 предпринимателей, с 450 из них провели глубинные интервью. Специалисты интересовались у представителей бизнеса, насколько комфортно им работать в муниципальных образованиях. Оценивали количество процедур, время прохождения и удовлетворённость предпринимателей типовыми административными процедурами: регистрация юридических лиц, выдача разрешений на строительство и лицензий, регистрация прав собственности на недвижимость, подключение к электросетям и другие.

Параллельно исследованиям проводили «контрольные закупки» деятельности организаций, оказывающих поддержку предпринимателям и инвесторам в каждом муниципалитете региона – с приглашением предпринимателей, вовлечением «Опоры России» и «Клуба лидеров».

 

Опыт со всей России

Стратегическая сессия стартовала с деловой игры, в которой участники сформировали дорожные карты улучшения инвестиционного климата муниципальных образований. По сути, в игровой форме отработали взаимодействие муниципальных образований и представителей бизнеса. Параллельно Анжелика Веремеенко, общественный представитель Агентства стратегических инициатив, проводила семинар-интенсив по вопросам улучшения климата в муниципальных образованиях.

Большой интерес у участников стратсессии вызвали выступления специалистов инвестиционных агентств Татарстана и Белгородской области. Эти регионы ежегодно входят в число лидеров Национального рейтинга состояния инвестиционного климата. Начальник информационно-аналитического отдела Агентства инвестиционного развития Татарстана Марина Епифанцева рассказала, как в республике определяют инвестиционный потенциал муниципальных образований и привлекают инвесторов. В регионе ведётся адресная работа с потенциальными инвесторами, проводится подбор инвесторов под проекты, а также оказывается постпроектное сопровождение, поддержка реинвестирования и локализации производств поставщиков.

Руководитель отдела по сопровождению проектов АО «Корпорация «Развитие» Белгородской области Яна Тарасова поделилась опытом региона в области делового гостеприимства и оценке инвестиционной привлекательности муниципальных образований. Так, в регионе для муниципалитетов выработаны рекомендации по работе с инвесторами: пошаговый алгоритм обработки 100% обращений (электронные, письменные, личные встречи, консалтинг), обеспечение актуальности информации о социально-экономическом и инвестиционном потенциале муниципального образования, исключение бюрократизации процесса взаимодействия с инвестором и другие.

Не менее информативными были и другие доклады. О привлечении инвестиций в муниципалитеты рассказал Евгений Пятков, член «Клуба лидеров» в Алтайском крае. Мария Старинчикова, исполнительный директор кемеровского отделения «Опоры России», предложила муниципалитетам «упаковывать» существующие у них площадки, тем самым повышая их инвестиционную привлекательность. Оксана Андреева, директор инвестиционного агентства в Череповце, в режиме видеосвязи поделилась опытом сопровождения инвестиционных проектов и развития малого бизнеса в моногородах.

 

Рейтинг регионов

Агентство стратегических инициатив составляет Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах России с 2014 года. Несмотря на то, что интегральный индекс у Кузбасса рос, другие регионы тоже улучшали свои показатели, в результате чего и поднимались в рейтинге выше.

– Ежегодно после получения итогов рейтинга мы проводим факторный анализ показателей, выявляем сильные и слабые стороны, — рассказал Станислав Черданцев, и. о. заместителя губернатора по инвестициям, инновациям и предпринимательству. 

Для улучшения инвестиционного климата в регионе действует «проектный офис» и семь межведомственных рабочих групп: по процедурам подключения к инженерным сетям, оценке доступности энергетической инфраструктуры, регистрации прав собственности и кадастрового учёта, контрольно-надзорной деятельности и так далее.

 

Рейтинг муниципалитетов

Цель рейтинга — оценить состояние инвестиционного климата Кемеровской области через анализ его состояния в муниципальных образованиях. А главное — разработать рекомендации по улучшению ситуации в каждом из них.

На федеральном уровне не разработана единая методика оценки инвестклимата в муниципалитетах и советы по его улучшению. Проведённое исследование — региональный рейтинг состояния инвестиционного климата муниципальных образований Кемеровской области — не имеет аналогов в России. 

 

 

Выводы и рекомендации

Лидерами регионального рейтинга в 2018 году были признаны Новокузнецк, Кемерово и Междуреченск.

Среди их преимуществ — оперативные ответы на звонки и письма предпринимателей, наличие актуальной информации на сайтах об инвестиционных площадках с указанием стоимости аренды и выкупа, объёмов доступных инженерных мощностей. А кроме того, принятые нормативные документы — например, генеральный план поселений и городских округов, прописанные процедуры муниципально-частного партнёрства и другие.

Например, в Новокузнецке срок прохождения процедур получения разрешения на строительство на 10 рабочих дней меньше, чем в среднем области. А в городе Осинники, который расположился на четвертой строчке рейтинга, респонденты отметили высокое качество всех процедур в части оформления права на недвижимое имущество.

В муниципальных образованиях, не вошедших в ТОП-10, обозначены следующие существующие барьеры: затягивание сроков прохождения административных процедур, невысокий уровень квалификации сотрудников, оказывающих консультационную и образовательную поддержку предпринимателям.

В процессе составления рейтинга были отмечены направления, которые требуют особого внимания и работы. Так, например, на вопросы инвесторов по электронной почте не ответили в 26 территориях из 34. Также на сайтах некоторых организаций, оказывающих поддержку предпринимателям, размещена устаревшая информация и неработающие ссылки. Специалисты отметили недостаточное применение электронных сервисов, невысокий уровень информированности предпринимателей о мерах поддержки и возможностях участия в муниципальных закупках.

Планы по улучшению инвестиционного климата в регионе у областной администрации более чем конкретные. Например, вдвое сократить время подключения к электрическим сетям — с 81 до 40 дней, количество процедур для разрешения на строительство уменьшить с 9 до 7, время регистрации права собственности сократить с 12 до 9 дней, долю госконтрактов с малыми и средними предпринимателями увеличить с 12% до 32% и так далее.

При этом для улучшения инвестиционного климата необходимо в каждом муниципальном образовании разработать и внедрить единый регламент при взаимодействии с инвесторами, активно использовать цифровые сервисы, обучение предпринимателей оформлению нематериального актива.
Проведение регионального рейтинга позволило на основе ответов предпринимателей собрать массив информации, который будет использован для дальнейшей работы по улучшению инвестиционного климата в Кузбассе. Принято решения проводить такую аналитику ежегодно. 

 

План быстрых побед

На стратегической сессии презентовали «План быстрых побед» для улучшения позиций региона в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата.

— По сути это «дорожная карта», руководство к действию для всех ответственных должностных лиц — органов власти, контрольно-надзорных органов и деловых объединений, — отметила Елена Чурина, начальник департамента инвестиций и стратегического развития Кемеровской области. — Реализация мероприятий, указанных в «Плане быстрых побед», должна привести к улучшению инвестиционного климата в регионе, повышению позиций в Национальном рейтинге и попаданию в ТОП-20 регионов с наиболее привлекательными условиями для ведения бизнеса.

Подробнее о «Плане быстрых побед» — скоро в материалах А42.RU. 

Читай также:

Комментарии

Правила комментирования

советы