Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока
$ 59.46 € 69.81
Развитие социального бизнеса возможно и необходимо

 Фото: Центра инноваций социальной сферы Кемеровской области

Развитие социального бизнеса возможно и необходимо

Статьи | Понедельник, Декабрь 07, 2015 16:59

2 декабря в кемеровском бизнес-инкубаторе прошла первая стратегическая сессия, организованная Региональным Центром инноваций социальной сферы. Участниками стратегической сессии стали предприниматели, уже работающие в сфере социальных услуг, представители различных структур поддержки бизнеса и сферы высшего образования. В ходе сессии пришли к выводам и о возможности развития социального предпринимательства, и о необходимости его поддержки со стороны государства.

Руководитель Центра инноваций социальной сферы Светлана Энгель на правах организатора, представляя задачи сессии, сообщила, что государственная политика развернулась в сторону поощрения развития социального предпринимательства.

Модератор сессии бизнес-тренер Злата Рыжкова попросила участников выбрать проблемы, которые, по их оценке, мешают развитию предпринимательства в социальной сфере и социального предпринимательства в Кемерове. Они оказались не только административными барьерами, финансовыми и кадровыми проблемами, трудностями с помещениями.

Пожалуй, основными препятствиями на пути развития социального предпринимательства стали психологические. Как заметила заведующая отделом молодежный политики администрации Кемерова Лариса Плисова, население за многие годы привыкло к государственной заботе и не рассчитывает платить за социальные услуги, к тому же зачастую у людей нет средств для такой оплаты. Другая психологическая сложность в том, что у государственной сферы социальных услуг уже сложилась какая-никакая репутация, а про предпринимателей люди часто думают: «Вам бы только деньги с нас брать». К тому же, подметила директор «Детской академии Анастасии Бондарь» Анастасия Бондарь, сформировался определенный информационный поток о работе госучреждений, соответственно, люди имеют о ней определенные представления, в то время как «про работу предпринимателей — тишина». По мнению Ларисы Плисовой, это связано еще и с тем, что у предпринимателей нет средств на продвижение, причем социальное предпринимательство слабо продвигается и в своей бизнес-среде. Исполнительный директор ООО «Топика» Татьяна Баранова указала и на то, что у людей зачастую и нет стремления получать социальные услуги, даже оздоровительные, и ее компания, оказывающие услуги оздоровления в соляной пещере, знакома с этим хорошо.

Гендиректор центра передовых технологий «Диабет» Наталья Елисеева-Лискавец сообщила, что в регионе 65 тысячи больных диабетом, среди них много подростков, однако возможности получить социально-психологическую помощь у них нет. Она не предусмотрена нормативами, а по программе ОМС на нее выделяется всего 25 квот на год. Мнение о нормативной базе как о препятствии на пути развития социального бизнеса было всеобщим. Причем о препятствии не только за счет отсутствия необходимых законов и нормативных актов и  необходимости многочисленных согласований, а потом проверок надзорных органов. По данным директора маркетингового агентства «Мэйк»Андрея Титаева, нередки случаи, когда представители таких органов идут с проверкой сразу после выдачи разрешительных документов и на вопрос: «Что ж вы пришли, если только что выдали лицензию?» — отвечают просто: «А мы из другого отдела». Впрочем, он заметил, что тут нужна «золотая середина», чтобы и бизнесу не мешать, и защитить права клиентов — получателей социальных услуг.

Впрочем, не внешние помехи, а внутренние были поставлены в ходе обсуждение на первые места среди препятствий на пути развития социального предпринимательства. К ним были отнесены отсутствие отработанных бизнес-моделей в сфере социальных услуг, низкая доходность этого бизнеса, а уже потом долгие согласования и нормативные препятствия. В ходе сессии ее участники нашли и факторы, которые способствуют развитию социального предпринимательства, и основными из них оказались отнюдь не заинтересованность в прибыли или поддержка государства. На первое место они поставили «собственное желание» предпринимателя заниматься выбранным делом, «желание помогать людям». Отметили также «механизм реализации государственной стратегии» поощрения социального предпринимательства и наличие законодательной базы для его развития. Оказалось, что есть определенная практика в некоторых российских регионах. В качестве такого примера Татьяна Баранова привела Томскую область, где государственное финансирование идет за получателем услуги детского сада вне зависимости от того, кто ее предоставляет — муниципальное учреждение или частный детсад.

Из рекомендаций для дальнейшего развития социального предпринимательства, преодоления препятствий и применения имеющихся возможностей участники сессии отметили необходимость обмена опытом, ведь наработанных бизнес-практик не хватает, необходимость продвижения социального предпринимательства в общественной среде и налаживания связей с потребителями. Отмечены были также возможности свободных ниш на рынке, которые можно занимать (государство планирует уходить из сектора социальных услуг). Но при этом следует повышать качество предоставляемых услуг. В итоге сошлись на том, что развитие социального предпринимательства и возможно, и необходимо, в том числе самому бизнесу.

Читай также:

Комментарии

Правила комментирования

стартапы