Вход
$ 66.92 € 76.07
Пять колец и много миллиардов: Олимпиада как бизнес

 Фото: Flickr, "ВКонтакте"

Пять колец и много миллиардов: Олимпиада как бизнес

Статьи | Четверг, Август 04, 2016 09:20

Очередные, 31-е по счёту, Летние Олимпийские игры стартуют в Рио-де-Жанейро уже завтра. Для российских спортсменов, да и для всей нашей страны в целом, эти самые Игры, не успев ещё начаться, уже умудрились стать поводом для огорчения.

Но сегодня, накануне старта Олимпиады, журнал «Капитал» решил рассказать не о злокозненных иностранных чиновниках от спорта, ставшем всемирно известным препарате мельдоний или слезах Елены Исинбаевой. Сегодня у нас про другое — про то, насколько выгодна или не очень Олимпиада как бизнес-проект, сколько денег на неё нужно потратить и сколько прибыли можно получить. Мы собрали некоторые данные из вполне открытых источников, немного углубились в историю олимпийского движения — и вот, что у нас получилось.

 

Мишка улетел, инфраструктура осталась

Сразу скажем — подсчитать с точностью до копейки (цента, сантима, чего угодно), насколько финансово провальны или наоборот прибыльны Олимпийские игры очень сложно, если вообще возможно. И на то есть сразу несколько причин. Ну, во-первых, что очевидно, Олимпиады проходят в разных странах и в разные годы, а значит, очень многое зависит от совершенно конкретных обстоятельств, вплоть до того, какой политический режим в данный момент находится у власти в стране-«олимпийской хозяйке».

Простой пример — те самые наши родные и легендарные Олимпийские игры-1980 в Москве, проводившиеся в эпоху позднего застоя, изначально ну никак не рассматривались в качестве коммерческого проекта. То есть, возможно, нечто такое тоже имелось в виду, но где-нибудь в 25-ю очередь. А в очередь первую нужно было сориентировать всё и вся на Олимпиаде на повышение имиджа СССР и социалистического лагеря в целом. Поэтому и подготовка к Играм шла под девизом «мы за ценой не постоим» — о прибыльности проекта никто всерьёз не думал.

Вдобавок, и это уже во-вторых, следует различать прибыль более-менее моментальную вроде спонсорских контрактов и продажи билетов и прибыль пролонгированную, а в последнем случае всё может растянуться и на десятилетия. И здесь опять-таки нам в помощь московская Олимпиада как показатель того, что от тех же построенных к Играм объектов можно получать профит и после того, как ласковый Мишка под слёзы тысяч зрителей улетел с поля Центрального стадиона имени Ленина. Спорткомплекс «Олимпийский» и велотрек «Крылатское», жилой микрорайон Олимпийская деревня-80 и аэропорт Шереметьево-2, гостиничные комплексы «Космос» и Измайлово — все эти объекты, возведённые к 1980 году, использовались по назначению ещё много-много лет, да и продолжают использоваться поныне. Словом, московская Олимпиада давно уже, сдаётся, в огромном «плюсе», да и многие другие Олимпиады тоже. Стоит подождать каких-нибудь 30-40 лет...

 

Хитрый маркиз и права на трансляцию

Но про последующие годы — это понятно. А что же всё-таки насчёт той самой «моментальной» прибыли, что и каким образом её обеспечивает? На сегодняшний день примерно половина всей возможной прибыли зарабатывается за счёт продажи прав на трансляцию соревнований. Олимпиада — это такое событие, которое будут смотреть не миллионы даже, а миллиарды людей, вне зависимости от того, где соревнования будут проходить и какими приятными/неприятными событиями окружены. Потому СМИ в очередь выстраиваются, дабы купить те самые права на трансляцию. Чем и можно невозбранно пользоваться организаторам.

Ещё процентов сорок от общей суммы прибыли приходится на те самые спонсорские контракты. Причём, «в приоритете» партнёрства находятся сейчас те компании, что входят в так называемую Олимпийскую партнёрскую программу. Эта самая программа была придумана Международным олимпийским комитетом и его хитроумным президентом маркизом Самаранчем в 1985 году — как мощный экономический инструмент поддержки «движения пяти колец».

В настоящий момент в Олимпийской партнёрской программе задействованы всё больше международные компании-гиганты — такие бренды как «Кока-кола», вездесущий «Макдоналдс», «Самсунг» , «Виза» и им подобные, способными получить выгоду от сотрудничества с брендом олимпийским. Хотя, понятно, что одними этими бизнес-монстрами дело не ограничивается — спонсоров у любой Олимпиады много, причём, речь идёт как об очень крупных игроках, так... и о просто крупных. Включая, естественно, и представителей той страны, где Игры проводятся.

 

Горячие, зимние, плати

Сколько там у нас получилось, если брать общую долю прибыли? Примерно 90%. Остальной «чеснок» — это, в основном, самая обычная продажа билетов, ну и прибыль от всяческой лицензированной продукции. Именно из перечисленных показателей любая прибыль любой Олимпиады и складывается. Что, конечно, вовсе не означает, что все расходы на Игры удаётся «отбить» и уж тем более в «плюс» выйти.

Ни для кого не секрет, что строительство спортивных объектов, на которое обычно и делается основной упор при освещении подготовки к Олимпийским играм («осталось всего три месяца до начала, а площадка для хоккея на траве по-прежнему не готова») — это, как говорится, только полбеды. «Беда» же — это развитие околоолимпийской инфраструктуры, включая аэропорты, дороги к аэропортам, и далеко не только к ним, ну и жильё, разумеется. Плюс различные операционные затраты, такие как организация церемоний (Мишку запустить — это ведь тоже не даром), оплата персонала и так дальше.

Вот и получается, что Олимпиада — по определению очень дорогое удовольствие. В среднем на организацию Игр уходит почти 9 миллиардов долларов — по современным ценам, естественно. Хотя, вот последняя пока по времени Олимпиада, лондонская 2012 года, стоила уже около 15 миллиардов «гринов», став самой дорогой в истории. Это из летних Олимпиад, добавим сразу, поскольку «горячие, зимние, твои» в Сочи-2014 обошлись, по самым скромным подсчётам, в 22 миллиарда долларов. Но мы сейчас, в преддверии Рио, говорим всё же больше не о зимних, а именно о летних Играх.

 

Об американском везении и греческих бедах

А они, бывает, приносят городам и странам-организаторам, помимо радости и престижа, ещё и нешуточную головную боль. Так, замечательный канадский Монреаль, приняв Олимпиаду 1976 года, ещё 30 лет затем расплачивался по «олимпийским» долгам — Игры как бизнес-проект провалились с треском. Следующую Олимпиаду, московскую, мы уже разбирали, о бизнесе говорить там особо нечего, но вот Игры 1984 года в Лос-Анджелесе (которые соцлагерь почти в полном составе бойкотировал) стали первыми, принесшими ощутимую прибыль. Сумма её составила 223 миллиона долларов, а причиной такого финансового успеха стало именно грамотное выстраивание бизнес-концепции — хитрые американцы управляли деятельностью оргкомитета Олимпиады так, как если бы он был частной компанией. «Задружились» по максимуму с теми самыми крупными спонсорами, использовали уже готовую спортивную инфраструктуру, продали всё, кроме совести, для телевизионных трансляций — и, пожалуйста, профит!

С тех пор достижение американцев стремятся повторить все хозяева Олимпиад. Другое дело, что далеко не у всех получается. Далеко не у всех. Едва ли не самым плачевным примером являются тут на сегодняшний день Олимпийские игры 2004 года в Афинах — греки вбухали в свою Олимпиаду порядка 11 миллиардов долларов, а «отбили» лишь 1,7 миллиардов. В результате, национальная экономика, и так успехами не блиставшая, ухнула в такую зияющую пропасть, что до сих пор ещё, кажется, летит-не приземлится...

В общем, мы желаем удачи не только всем людям доброй воли и особенно российским спортсменам (тем, кто поедет) на открывающихся завтра Играх в Рио, но и самому Рио тоже. И замечательному государству Бразилия в целом — мало хорошо принять гостей, надо проследить к тому же, чтобы тарелки все не побили, да ещё и фамильное серебро в карманах не унесли...

Читай также:

Комментарии

Правила комментирования

советы