Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока
$ 57.51 € 67.89
Подводные камни франчайзинга: три момента, на которые стоит обратить внимание

Фото: архив «Газеты Кемерова»

Подводные камни франчайзинга: три момента, на которые стоит обратить внимание

Статьи | Среда, Октябрь 04, 2017 17:28

Франшиза, по убеждению многих, лёгкий способ заработка, который не требует ничего, кроме первоначального капитала. Да и то, если верить презентациям на сайтах уважаемых брендов, разрастающихся по стране именно таким способом, этот капитал окупается менее чем за полгода, ведь высокая прибыль гарантирована уже с первых месяцев работы.

Но у всего есть «но». Даже франшиза, которая на первый взгляд кажется довольно прозрачным механизмом, таит в себе некоторые подводные камни, незаметные с первого взгляда. Корреспондент бизнес-журнала «Капитал» разобрался в основных минусах этого вида бизнеса и ошибках, которые ждут начинающего франчайзи.

 

Стартовый капитал

Чаще всего стартовый капитал сам по себе немаленький, а будущие предприниматели влезают в кредиты, чтобы приобрести франшизу. Однако стоит помнить, что цифры в договоре относятся лишь к приобретению готового бизнес-плана, бренд-бука и остальных сопутствующих вещей. В то время как аренда помещения, покупка необходимой техники и найм сотрудников идёт в довесок к этой сумме, из-за чего она может расти в геометрический прогрессии.

Поэтому прежде чем кидаться на очень выгодное предложение, необходимо просчитать все траты, а также вычислить хотя бы примерно реальную прибыль для конкретного региона, основываясь как на отчётах компании, так и на личном опыте. В конце концов, ничего не мешает съездить в соседнюю область, где эта франшиза есть, и провести небольшое расследование, просто пообщавшись с сотрудниками. Кстати, во время расчётов не повредит помощь экономиста.

Сюда же можно отнести и поиск помещения: дешёвая арендная плата – это не выход! Место может оказаться абсолютно непроходимым, поэтому обещанная прибыль останется только на бумаге. Так что необходимо понимать: франшиза – это не готовый бизнес за определённую сумму, а бизнес-план, который требует смекалки и собственных вложений.

 

Договор

Как правило, договор в данном случае заключается на долгий срок от нескольких лет, поэтому его расторжение раньше времени чревато заметными материальными потерями. Компании диктуют собственные правила выхода из франчайза, которые не только бьют по кошельку, но и ограничивают бывшего франчайзи в определённых сферах деятельности. Такое решение защищает от внезапной конкуренции.

Дьявол кроется не только в расторжении договора, но и в его подписании. Этот документ надо изучать внимательнее библии, пригласив при этом юриста, который поможет выявить все риски и указать на особо важные пункты.

Конечно, в первую очередь в договоре надо обращать внимание на «стандартные» вещи: предмет договора, его срок действия, который не может превышать длительность получения права на использование товарного знака, обязанности и права сторон, форма получения вознаграждения (роялти, паушальный платеж, наценка, фиксированные и периодические платежи), ограничения по деятельности покупателя франшизы, условия прекращения действия документа и отметки о регистрации бумаги в Роспатенте.

Последнее особенно важно: сегодня лишь около 5% франчайзеров регистрируют договоры по правилам. Поэтому, подписывая незарегистрированный документ, всегда есть риск, что вашу франшизу отзовут, а вас оставят ни с чем: ведь такой договор не имеет никакой юридической силы. Справедливости ради заметим, что такое хоть и случается, но нечасто, ведь это – удар по репутации, которой дорожит каждая уважающая себя компания.

 

Свобода действий

При подобной модели бизнеса не остаётся места для манёвра: все правила и подход к ведению дел навязывает франчайзер. У франчайзи выбор невелик: либо подчиниться правилами, либо закрыться, либо не соблюдать их, а после – готовиться к суду. Оптимальный вариант из трёх очевиден. Поэтому надо заранее ознакомиться со спецификой бизнеса и понять, какие ограничения придётся соблюдать, чтобы не возникло идеологических разногласий.

Но соблюдение установленных правил – это ещё не всё. Желательно выяснить, насколько гибко франчайзер относится к принимаемым вами решениям и предлагаемым изменениям касательно бренда, ведь каждый шаг необходимо согласовывать с вышестоящим начальством.

 

Только полностью ознакомившись с условиями и требованиями можно избежать потенциальных проблем и обеспечить существование бизнеса в комфортных для себя условиях.

Читай также:

Комментарии

Правила комментирования

лидерство