Вход
$ 65.40 € 75.65
Пчеловоды Кузбасса получили свой бренд

Фото: Агропромышленный кластер Кемеровской области

Пчеловоды Кузбасса получили свой бренд

Статьи | Суббота, Март 26, 2016 00:17

Весна. Совсем скоро пчелы окончательно выйдут из зимнего анабиоза и на территории Кемеровской области снова «заработают» пять тысяч пасек, большинство из которых являются личными подсобными хозяйствами.

Каждый кузбасский пчеловод имеет от двух до 100 пчелосемей, в среднем — 16, и все они производят около двух тысяч тонн меда в сезон. Реализовать его, по словам некоторых из них, становится все труднее по ряду причин, среди которых и перенасыщение рынка, и снижение покупательской способности, но самое главное — это узкий спектр рынка сбыта. В основном мед расходится на специализированных сезонных ярмарках, базарах, по соседям, знакомым и т. п. Соответственно, и заработок у пчеловодов тоже получается сезонным. А если мед плохо раскупается, то и существование пасеки, ее содержание оказывается на грани не только рентабельности, но и выживания. Ведь в производство меда тоже нужно вкладывать деньги. И если для одних это хобби, источник небольшого дополнительного дохода, то для владельцев промышленных пасек проблема сбыта выходит на первый план.

Для создания совместных проектов в области производства, применения инновационных технологий, переработки и реализации меда и прочей пасечной продукции кузбасские пчеловоды объединились в подкластер на платформе Агропромышленного кластера. И они уже получили первые плоды, в 2015 году были субсидированы: разработка бренд-бука для ООО «Пчелка», участие в агропромышленных выставках-ярмарках в Москве, Красноярске и Кемерове, реклама продукции пчеловодов на региональном канале. А в этом году в кластере реализованы совместные проекты по выводу на рынок новых видов продукции: «Медовое молоко» (совместный кластерный проект СХПК «Согласие», ООО «Пчелка», ФГБОУ ВО Кемеровский ГСХИ) и квас «Иммуно» на перге и меде (совместный кластерный проект ООО «Купава», ООО «Пчелка»). Кроме того, в течение года будет субсидирована сертификация производства продукции меда и пчеловодства на соответствие требованиям ХАССП.

По словам исполнительного секретаря Совета Агропромышленного кластера Кемеровской области Екатерины Ижмулкиной, в кластере организована разработка бизнес-плана, единых стандартов производства меда и пчелопродукции, выстроена эффективная система реализации путем организации ярмарок.

«В рамках подкластера наши пчеловоды смогут найти выход на новые каналы сбыта, в том числе экспорт, — рассказывает Ижмулкина, — снизить затраты путем совместных закупок ульев, маток, вести племенную и разведенческую деятельность, разрабатывать и внедрять эффективные промышленные технологии содержания пчел, механизировать трудоемкие процессы в пчеловодстве. Они получат помощь с фасовкой и глубокой переработкой пчелопродукции, а также Агропромышленный кластер поможет им наладить взаимодействие с организациями пищевой промышленности с целью вывода на рынок продуктов с использованием меда».

Совместно с департаментом сельского хозяйства и пищевой промышленности рабочая группа подкластера будет координировать работу по биологизации земледелия, включая опыление энтомофильных культур как агрозоотехнический прием повышения урожайности и качества, восстановление естественных пастбищ с возрождением дикорастущих опыляемых растений.

Кроме того, в начале сентября текущего года в Кемерове проведут Международный форум пчеловодов, а на последнем — мартовском — собрании в Кемеровском государственном сельскохозяйственном институте кузбасских пчеловодов — участников Агропромышленного кластера был представлен коллективный торговый знак — «Кузбасский мед».

Пчеловоды уверены, что создание единого бренда «Кузбасский мед» позволит им скооперироваться для реализации своего меда и продуктов пчеловодства не только на территории Кемеровской области, но и в других регионах России и даже дальнего зарубежья. Например, партию нашего меда уже отправили «на пробу» в Японию, ждут отзывы.

По словам кемеровского пчеловода Петра Плехова, пасека которого насчитывает более 50 ульев, «с одного улья за сезон можно в среднем собрать 35–40 килограммов меда, но в зависимости от нескольких факторов (пчела, погода, место сбора — на стационаре или на выезде в лесу, например) эта цифра может разниться от 10 килограммов до центнера». «В прошлом году у всех плохо было, — рассказывает Плехов. — На дикоросах в среднем меда меньше, но зато такой мед на порядок по качеству выше, по вкусу его практически не отличишь от полевого, но поля же у нас травят и травят…»

Пчеловод приветствует создание нового бренда и готов поставлять кооперативу свой мед: «У таких, как я, всегда остаются излишки, и их нужно куда-то деть. Я тоже являюсь членом кооператива и хочу продавать свой мед в этих баночках. Мне тоже нужен новый рынок сбыта. Я держу пасеку 40 лет, раньше брали большими объемами, а сейчас… рынок перенасыщен и покупательская способность падает».

Название «Кузбасский мед» можно будет использовать только применительно к меду, изготовленному на территории Кемеровской области. Фактически это означает, что кузбасский мед станет защищенной торговой маркой по происхождению и может встать в один ряд с такими российскими региональными брендами, как алтайские сыры, кубанские вина, тульские пряники и т. п. Главным преимуществом использования зонтичного бренда является низкая цена старта раскрутки товара, второе преимущество — упрощение дистрибуции.

На собрании в сельхозинституте, куда съехались около 40 кузбасских пчеловодов, представили образцы подарочных наборов. Это могут быть фанерные ящики или корзины из лозы, в которых помещаются 3, 4, 6, 9 или 12 небольших баночек с «авторским» медом: на банке будет размещаться фотография пчеловода, его контактные данные и информация о местонахождении пасеки. На самом логотипе бренда изображены горные вершины Кузбасса, где природа первозданна, бурый медведь — характерный для животного мира Кузбасса хищник, известный своим пристрастием к меду, а также сота и пчела, собирающая пыльцу с цветов медоноса. В планах размещение на упаковке QR-кода, ведущего на сайт Агропромышленного кластера в подкластер пчеловодов, где помимо информации о пасеках и их хозяевах планируется размещать о них небольшие информационные видеоролики, первые из которых начнут снимать уже весной.

Читай также:

Комментарии

Правила комментирования

советы