Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока
$ 59.23 € 69.80

Острый взгляд со стороны: британцы об импортозамещении

Статьи | Четверг, Сентябрь 08, 2016 12:33

Одной из важных тем прошедшего в начале сентября кузбасского форума предпринимателей в Калтане стала проблема импортозамещения. Не секрет, что именно импортозамещение стало одним из важнейших политико-экономических трендов последних лет в России — во многом из-за введённых против нашей страны западных санкций. И естественно, что так или иначе импортозамещающая политика коснулась почти всех представителей российского бизнеса — как на федеральном, так и на региональном уровне.

Вот и на форуме в Калтане импортозамещение упоминалось тоже — в частности, в рамках «Инвестиционной гостиной», одной из площадок форума, где обсуждались новые проекты развития юга Кузбасса. Там слово «импортозамещение» звучало достаточно часто — те самые новые проекты, будь они аграрные, промышленные или любые другие, явно собирались «затачивать» под декларируемую государством политику.

Тем не менее импортозамещение — вопрос во многом проблемный и чреватый множеством трудных задач. Причём представляется он таким не только в самой России, но и при «взгляде со стороны». Лишним подтверждением этому стал вышедший летом 2016 года большой доклад, подготовленный специалистами британского Королевского института международных отношений и целиком посвящённый как раз путям и проблемам сегодняшнего российского импортозамещения. Журнал «Капитал» при поддержке переводческого агентства «Версио», город Кемерово, предлагает вам основные моменты этого доклада —интересен он будет для всех, кому небезразлична судьба отечественной экономики.

 

«Размазать тонким слоем»

Британские эксперты настроены к российской политике импортозамещения не без симпатии, однако довольно критически. В том смысле, что выявляют в своём докладе множество болевых точек этой политики, но не бездумно «наводят критику», а высказываются вполне по делу. В частности, подчёркивается серьёзный настрой российских властей в деле «продвижения» идеи импортозамещения: «выделяются значительные ресурсы — и с финансовой, и с институциональной точек зрения, — и это показывает, что власти считают его основой экономической политики». Также говорится в докладе и о уже достигнутом прогрессе в некоторых отраслях экономики, что напрямую связано с импортозамещением. Скажем, очень позитивно оценивают британские экономисты состояние дел в российском агропромышленном секторе. «Импортозамещение в сельском хозяйстве — история успеха. Контрсанкции 2014 года, то есть запрет на импорт продуктов питания из стран, наложивших санкции против России, очевидно позволили отечественным производителям заменить иностранных и укрепить национальную продовольственную безопасность. Западные санкции позволили российским политикам поддержать отечественного производителя для достижения этой цели», — говорится в докладе. И отмечается, что «в 2014–2015 годах, когда многие другие отрасли оказались в тяжёлом положении, агропромышленный сектор преуспел».

Однако вслед за «ложкой мёда» следует достаточно жёсткий и (более-менее) беспристрастный обзор иных сторон российской политики импортозамещения, где дела, по мнению британцев, обстоят далеко не так безоблачно. В частности, серьёзное опасение экспертов вызывает продолжающаяся рецессия экономики России — в связи с чем и национальный бюджет, очевидно, недополучает запланированные доходы и пересматривается. При этом, говорится в докладе, «правительство пытается защитить политические значимые статьи расходов, например, оборону и социальное обеспечение, и, вероятно, несмотря на реализацию очередного блока антикризисных мер, пострадают расходы на экономическое развитие, в том числе на импортозамещение». Иными словами, денег на полноценное проведение этой политики может попросту не хватить. Правда, британцы выдвигают тут несколько вариантов развития событий, включая и вполне оптимистичный: «при сокращении расходов на импортозамещение более целенаправленное выделение ресурсов меньшему числу отраслей может оказаться полезным». Но, предполагают докладчики, эти самые сократившиеся ресурсы могут и просто быть «размазаны тонким слоем», то есть скудно распределены между всеми отраслями, где идёт импортозамещение.

 

Назад к Госплану и КПСС?

Ещё одним препятствием на пути импортозамещающей политики к успеху авторы доклада считают проблему так называемого «скрытого импорта». Речь идёт о ситуации, при которой отчёты производителей о полном импортозамещении на деле сильно расходятся с реальностью. Простой пример — завод по сборке автомобилей получает комплектующие от местных поставщиков и уверенно рапортует о том, что «полностью импортозаместился». Беда в том, что на деле местные поставщики вполне могут использовать импортные компоненты, а значит, никакого импортозамещения не происходит. «Известно, что импортная составляющая российского машиностроения давно стала частью этой игры (скрытого импорта), но теперь, когда импортозамещение превратилось в „промышленную идеологию“, попытки скрыть импорт усилились», — утверждается в докладе.

О следующей «болевой точке» мы уже отчасти сказали — это тот самый «тонкий слой» ресурсов, выделенных на поддержку политики импортозамещения. В общем, денег на все отрасли экономики, по всей видимости, не хватит, если в дело не вмешаются некие «привходящие» обстоятельства вроде увеличения объёмов поступлений в федеральный бюджет. Но это только полбеды, говорят британские экономисты. А беда, по их мнению, заключается в «ошеломляющей советскости» выбора тех промышленных отраслей, в которых политику импортозамещения планируется проводить наиболее форсированно. Речь идёт, в частности, о химической промышленности и о станкостроении — в их развитии на «местной почве» британцы видят «возврат к советской практике» и чуть ли не реинкарнацию времён КПСС и Госплана. При этом в докладе обозначена и опасность для экономики России варианта, при котором акцент будет сделан на централизованном (то есть тоже как бы «советском») распределении инвестиционных ресурсов для «поощрения» стратегически важных отраслей. «Подобное форсирование может привести не только к дисбалансу в распределении ресурсов, но и к макроэкономическому кризису», — заявляется в исследовании.

Следующей важной проблемой авторы исследования считают слабость внутренней конкуренции среди российских производителей, причём в связи с началом политики импортозамещения эта слабость может стать всё более вопиющей. По данным экспертов, импортозамещение уже привело к росту цен — предположительно, именно из-за уменьшения конкуренции с импортом. Например, «в контрактах 2015 года по госзакупкам цены на грейдеры, микроавтобусы и автоприцепы выросли на 55%, 59% и 82% соответственно». К тому же при более низкой конкуренции вполне способна упасть и производительность труда на предприятиях (зачем чересчур стараться), а также будут забыты технологические и организационные инновации, «необходимые для построения успешной промышленности, конкурентноспособной на мировом рынке». И этими опасениями экономисты также делятся в своём исследовании.

 

«Всерьёз ли всё?»

Впрочем, если рассматривать ситуацию конкретно в Кузбассе, то санкции и объявленная политика импортозамещения на состоянии дел в нашей промышленности, конечно, не сказаться не могли. Однако, по словам экспертов, эта ситуация пессимистичной им всё же не видится. По крайней мере как раз в сфере поставок того же шахтового и промышленного оборудования.

«Мы наблюдаем общий спад в отношении новых проектов в Кузбассе и в других российских регионах, но это сравнимо с ситуацией в горнодобывающей и сырьевой промышленности во всём мире, а в России спад произошёл даже позже, чем мы ожидали. Это прогнозируемо, такова уж природа данной отрасли. Единственным моментом, который я мог бы отметить, стала необходимость получения заключений экспортной комиссии в Германии в случае поставки некоторого вида оборудования — на предмет отсутствия запрета на экспорт в связи с санкциями. Но это процесс довольно безболезненный, и каким-то образом на нашу работу он не повлиял. Вообще же у нас есть долгосрочный план, предусматривающий трансфер „ноу-хау“ в российские условия с открытием местных представительств и адаптацией методов, что должно в любом случае позитивно отразиться и на ценах, и на количестве проектов», — рассказал журналу «Капитал» руководитель по продажам международной группы ДМТ Алексей Шалашинский.

Ну и ещё одну опасность для российской политики импортозамещения авторы доклада вроде бы парадоксально связывают с обстоятельствами, которые эту политику, в общем, и породили. А именно с санкциями против России со стороны Запада. Скорее всего, прогнозируют британцы, как минимум часть этих санкций довольно скоро будет отменена — и что тогда станет с импортозамещением? Станут ли власти продолжать эту политику или свернут как переставшую быть нужной? Или, если непосредственно цитировать доклад, «сохранит ли российское правительство стремление к защите агробизнеса или производству собственного высокотехнологичного оборудования для нефте- и газодобычи, когда вновь станут доступны импортные аналоги?» Ответ на этот вопрос, резюмируют докладчики, «покажет, насколько сильно Россия привержена импортозамещению и экономическому суверенитету». Не скроем, этот ответ интересен далеко не только британцам. Но, судя по всему, он станет очевидным уже в самом недалёком будущем.

Переводческое агентство «Версио»

+7-3842-492526
+7-961-729-2526
​Электронная почта: info@versio42.ru
Skype:versio42

Адрес: Кемерово, проспект Ленина, 55, офис 404/5

Читай также:

Комментарии

Правила комментирования

лидерство