Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока
$ 66.87 € 76.18

Онлайн, друг оффлайна

Статьи | Четверг, Декабрь 14, 2017 17:18

Форум под названием «Ритейл будущего: как новые технологии меняют бизнес» состоялся в Новосибирске. В числе прочих участников присутствовал на нём, и корреспондент бизнес-журнала «Капитал», и вот, что он увидел и услышал.

 

Иван Иваныч и Ритейл 4.0

Форум, даром что проходил не в Москве и не в Питере, оказался куда как представительным — собрал экспертов и участников рынка, как минимум, со всей России, а то и из-за рубежа. Правда, сразу оговоримся, никакой особой именно сибирской специфики ни у форума, ни у обсуждаемых на нём вопросов не получилось. 

На вопрос из зала именно о «сибирском пути» развития ритейла эксперты лишь пожимают плечами — «да нет, никакой особой специфики не наблюдается, всё примерно как в Центральной России». На Дальнем Востоке — да, своя специфика есть, но и она, в основном, связана с вопросами логистики: пространства огромные и отдалённые. А у нас здесь действительно всё как у людей — идёт борьба оффлайна с онлайном в продажах, которая почти непременно закончится… 

Ну-ка, чем именно? Победой онлайна, конечно же? Ой, вряд ли. Потому что даже в эпоху ну очень высоких технологий всегда найдутся люди, которым важно будет прийти в КОНКРЕТНЫЙ магазин и выбрать там товары, не забывая их ещё и ощупать по дороге. И процент таких покупателей остаётся до сих пор сравнительно большим, особенно именно среди россиян. Об этом на форуме говорилось довольно много, в частности, в выступлении директора по развитию компании GfK Екатерины Степанюк. А Александр Шубин, управляющий партнёр ПБК Менеджмент, впоследствии подытожил все сказанное, недвусмысленно выступив за симбиоз онлайна и оффлайна, а также предложив почтеннейшей публике термин «Ритейл 4.0». Ритейл сейчас уверенно вступает в некий едва ли не постмодернистский этап развития. Что было вначале? Маленькие магазинчики, где тебя, скорее всего, лично знал продавец, приветствовал на входе и спрашивал — «Иван Иваныч, вам как всегда?». Потом наступило время торговых сетей, не закончившееся и по сию пору. 

Потом (ну, или плюс-минус одновременно) выросли огромные торговые центры, о которых, кстати, тоже стоит отдельно поговорить. Потому что отмирать они тоже не собираются, а вовсе даже наоборот — стремятся превратиться в место, формирующее окружающую общественную среду вообще. Из места для покупок в место встреч и общения, с парковыми зонами вокруг, с постоянными ивентами, причём, не только деловыми, но и культурными. Это, собственно, всё уже азбука, но не до всех ещё дошла волна — в тех же Москве и Санкт-Петербурге такое, понятно, давно уже есть, в стольном сибирском граде Новосибирске тоже, насчёт Кемерова скажем с большой натяжкой. Но что же будет после гипермаркетов и огромных ТРЦ, или же в качестве альтернативы им?

Возможно, говорят, эксперты, будущее опять же за не такими уж гигантскими магазинами, где тебя так же, как и давным-давно, станут приветствовать по имени-отчеству и говорить «Как всегда?». Но не потому, что знают в лицо, как одного из пятидесяти покупателей, вовсе нет! Покупателей уже тысячи, но всё про них тем не менее известно — и не только имя-отчество, но и какой сорт мяса они предпочитают, и какое, страшно сказать, вино в это время суток… А всё потому, что поисковые системы про нас и так немало знают, и всё больше узнают — их и заставляют работать на пользу ритейла. Именно так (в том числе) онлайн с оффлайном и могут вместе успешно сойтись, а эволюция продаж приходит к тому, от чего когда-то ушла. Маленькие магазинчики — торговые сети — супермаркеты — гипермаркеты — и снова магазинчики, вот только уже продвинутые донельзя и существующие как бы в двух измерениях, онлайновом и оффлайновом. Змея проглотила собственный хвост, занавес, конец истории ритейла…

 

Про кофе и посылки

На самом деле, конечно, нет. В том смысле, что нечто новое постоянно придумывается, а специфика конкретных продаж часто подсказывает некие нестандартные ходы. Казалось бы, чего уж проще — вот у тебя под салон связи есть 60 квадратных метров. Продавай — не хочу! Штука, однако, в том, что 60 «квадратов» тебе не очень-то и нужно — практика показала, что оптимально для салона быть размером метров в 35, а остальное — избыточно. Что делать? Можно пустить по оставшимся 25 «квадратам» игрушечный поезд, пусть себе ездит. Или просто «смириться» с лишней квадратурой и спокойно продавать SIM-карты. А можно придумать идею симбиоза, когда рядом с салоном связи, на арендованной у него площади, открывается кофейня. Люди заходят за кофе и бутербродами — ну, и в салон связи тоже заглядывают. Или наоборот, это даже не так важно. 

Важнее то, что таким образом объём посещаемости и продаж увеличиваются. Что и доказано на практике компанией Tele2, уже практикующей подобный симбиоз. В Москве и Питере, например, уже ряд салонов Tele2 «скооперировался» так с сетью кофеен Cofix. Сеть это известная и с довольно суровыми условиями франшизы и вообще захода на рынок — в общем, в Москве она есть, а вот у нас в Сибири в обозримом будущем едва ли такое появится. Ну, так ведь на ней свет клином и не сошёлся, объясняет коммерческий директор макрорегиона «Сибирь» компании Tele2 Алексей Ядрышников. Потому что всегда можно обратиться к местным ребятам, как это уже сделали в Томске. Там один из салонов объединился с местной сетью кофеен — и продажи резко возросли. Если конкретно: трафик в салонах увеличился на 50 процентов, а продажи как таковые — на четверть.  

«А когда у нас в Кемерове что-то подобное появится?», — спрашиваю Алексея. Появится, обязательно появится, утешает он меня, дайте только срок. Кузбассовцы — люди своеобразные и немного суровые — например, в век всеобщего отмирания телефонных разговоров как таковых, по-прежнему очень любят поговорить и от этой любви пока отказываться не собираются. Вот она, пошла сибирская специфика! Но Tele2 в любом случае рассматривает Кузбасс как один из ключевых своих регионов, а потому что-то новое обязательно будет там внедрять. Да и уже внедряет. Не обязательно же именно кофе с бутербродами продавать! 

Как насчёт пункта выдачи посылок от «Алиэкспресс»? Запросто. Или даже просто служба курьерской доставки как таковая — приходишь в один салон в городе «X», отправляешь посылку, а получает её твой приятель в салоне города «Y». Почему нет? Лишь бы клиент был доволен. Ну и трафик в салоне рос опять же.

Это всего лишь один из примеров, есть и многие другие. Понятно, что необходимо всегда делать скидку на конкретные реалии, призывали эксперты участников форума. В том смысле, что живём мы всё-таки в России (и конкретно в Сибири), а, например, не в Японии — значит, и будущее к нам придёт, может, не завтра, а только послезавтра. И дроны, доставляющие покупки на дом из супермаркета, не больно у нас пока в ходу, и бабушки, так обидно загораживающие тебе проход в «магазине шаговой доступности», и слышать ничего не слышали ни про какой такой онлайн-оффлайн.

 Это, кстати, тоже отдельная песня, из которой слов не выкинешь, — в Европе ведь многое в продажах делается с учётом именно мнения старшего и очень старшего поколения клиентов, их забот и пожеланий, у нас же с этим всё куда более расплывчато. Вон, даже и на самом форуме, где собрались люди не последних степеней «продвинутости», за последний год лишь примерно половина зала (судя по поднятым рукам) совершала покупки в режиме онлайн. Так что куда примерно двигаться — это вроде и понятно. Иное дело, что вычислить скорость движения не всегда получается, да и дорога не всегда ровная…

Хорошие новости, впрочем, есть. Во-первых, те самые пути развития примерно намечены. А во-вторых, если опять же верить спикерам форума, некий пик кризиса в российском ритейле уже преодолён (говорят, он был, но не все и заметили) — и клиенты с оптимизмом начинают смотреть в будущее, и те, кто формируют предложения, от них не отстают. — «Иван Иваныч, вам как всегда?», — «Ага, Ритейл 4.0, заверните в бумажку».

Читай также:

Комментарии

Правила комментирования

советы