Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока
$ 63.48 € 73.93
Одним колесом в будущем: о судьбе электромобилей в Кузбассе

 Фото: Flickr.com и МРСК Сибири

Одним колесом в будущем: о судьбе электромобилей в Кузбассе

Статьи | Пятница, Ноябрь 17, 2017 15:59

Совсем недавно МРСК Сибири открыла в Кемерове первую электрозарядную станцию, которая предназначена для быстрой зарядки электромобилей, то есть автомобилей, которые ездят не на бензине, а на электричестве. Само по себе такое событие – знаковое. Так столица Кузбасса как бы становится причастной к мировым трендам. К тому же, и электромобили в области есть. Четыре штуки.

 

 

Дороги экологии: водород или электроэнергия

В целом мир настроен на экологичность, уменьшение вредных выбросов от работы транспорта и промышленности. Если рассматривать частности, то многие страны стремятся снизить расходы на импортируемые энергоресурсы и поэтому ищут альтернативные источники энергии. И ищут весьма успешно. Роль пионера, который откажется и от нефти, и от угля, и от их производных, примерила на себя Япония. Здесь развернута государственная программа по минимизации на дорогах страны автомобилей с бензиновым двигателем. И, похоже, приоритет здесь будет не у электромобилей, а у авто, работающих на водороде.

Toyota уже выпускает и продает Toyota Mirai, которая абсолютно бесшумна и вместо выхлопа производит обычную воду. О создании автомобиля на водородном двигателе заявил и концерн Honda. Этот автопроизводитель совместно с концерном GM и вовсе объявил о начале строительства в США фабрики по производству топливных элементов. Компании вложат в проект по $85 млн каждая. Предприятие начнет работу в 2020 году.

О разработке подобных технологий рапортуют и другие автопроизводители. Японское правительство будет субсидировать покупку экологичных авто на весьма выгодных для граждан условиях. Поэтому на этом рынке водородная гонка уже началась под лозунгом: «Кто медлит – тот проигрывает».

Основную конкуренцию водородным машинам составляют другие безотходные механизмы – электромобили, самый известный из которых на сегодняшний день – Tesla Илона Маска. Лоббисты «электрических машин» упрекают «водородников» в неэкологичности производства самих водородных батарей и трудной транспортировке, те отвечают простотой и быстротой дозаправки автомобиля, более длительным ресурсом. Аргументы могут быть разные, но для человека, смотрящего в корень конфликта, важно другое: конкуренция разворачивается между автомобилями на водородном топливе и автомобилем на аккумуляторе. Из борьбы будущего бензиновые двигатели практически исключены уже сейчас.

Конкурентная борьба разворачивается в сегменте не только легковых автомобилей, но и грузового транспорта. В США уже появились водородные грузовики. В конце 2016 года американский стартап Nikola Motor из штата Юта представил седельный тягач Nikola One, работающий на водородном топливе. Автомобиль предназначен для перевозки больших грузов, и, как сообщает производитель, может проходить почти 2 000 километров между заправками. Американские инноваторы представили и Nikola Two — грузовик более компактный и маневренный, но обладающий тем же запасом хода. И хотя цена на новинки пока не сообщается, на сайте компании уже можно оформить предзаказ на обе модели грузовиков.

Массовый выпуск тягачей планируется наладить к 2020 году, и к этому времени Nikola Motor собирается построить сеть водородных АЗС в США и Канаде. Для производства водорода компания намерена построить солнечные фермы: здесь с помощью солнечной энергии вода будет разлагаться на водород и кислород. Топливо будет храниться на заправочных станциях Nikola в жидком виде, а подаваться в транспортные средства в виде сжатого или жидкого водорода.

Очень многим кажется, что подобные стартапы не слишком жизнеспособны, но у крупнейших мировых компаний и их аналитиков другое мнение. На складские погрузчики, работающие на водородном топливе, уже перешли несколько мировых гигантов, таких как Amazon, Walmart и Kroge.

 

На пути к цивилизации

Статистику по водородному транспорту в России в открытых источниках найти не удалось. Зато есть множество экспертных высказываний, что инфраструктура для автомобилей на водороде в России с её огромными расстояниями появится очень (очень-очень!) нескоро. Что касается электромобилей, то, по данным агентства «Автостат», на 27 сентября 2017 года их число в нашей стране превысило 1 000 штук. Из них примерно треть принадлежит москвичам, вполовину меньше – жителям Приморья. Остальные «электрокары» разбросаны по российским городам.

Согласно официальной статистике, в нашей области зарегистрировано 4 таких автомобиля, все они – марки Nissan Leaf. Кто-то где-то видел даже Tesla в областном центре, но у ГИБДД данных о детище Илона Маска в Кемерове нет. Казалось бы, для кого тогда нужна электрозарядная станция в центре Кемерова? Однако руководство МРСК Сибири, на территории которого и открыта инновационная заправка, настроено оптимистично:

– Мы приветствуем повышение доли транспорта с электродвигателем – за этим будущее, особенно в крупных городах, где тема снижения выхлопов за счет перехода общественных перевозок на электробусы будет очень актуальна уже в ближайшие годы, - говорит Борис Берлин, советник генерального директора ПАО «МРСК Сибири» и и.о. заместителя генерального директора филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго – РЭС». – Видеть эту перспективу уже сейчас мы, энергетики, просто обязаны. Думаю, что в других городах СФО инициативу по созданию инфраструктуры подхватят сетевые организации, а также владельцы торговых центров, и аэропортов. Именно на территории таких объектов целесообразнее всего располагать ЭЗС.

Энергетики считают, что открытием первой электрозарядной станции в Кемерове они вносят вклад в популяризацию перехода на электротранспорт. К тому же у кемеровчан при условии создания электросетевой инфраструктуры появится возможность выбора при покупке нового авто.
Однако у представителей традиционного автобизнеса свой взгляд на эти радужные перспективы.

– До Сибири экологичный транспорт массово доберётся очень нескоро, - считает Денис Пронин, директор ООО «АйБиЭм» (дилер KIA и УАЗ). – Это привилегия тёплых стран, и связана она с аккумуляторами, которые на холоде быстро теряют заряд. Водородное топливо на сегодня пока только проект, и перспективы его туманны. Всё, что делается сейчас на западе, - это веселье, фан. Модно, красиво, но не более того. Это будет развиваться и у нас. Но пока только с точки зрения транспортной структуры: городские автобусы, маленькие грузовики, так как именно такой транспорт имеет выгоду при большом пробеге. И первые такие автобусы скоро начнут производить в России, цель – заменить троллейбусы.

В стремительный рост убыточной в текущем году Tesla бизнесмен тоже не очень верит:

– Tesla живёт только за счет нулевых пошлин и налогов. В тех странах, где соответствующие привилегии отменили, продажи автомобилей этого производителя резко упали. Сам я такое авто купил бы только при возможности его круглогодичного использования, сниженных пошлин и налогов, а также реализованной инфраструктуры, – говорит Денис Пронин.

Впрочем, есть в Кемерове люди, которым отсутствие подобных условий не кажется критичным. Ведь электрокар можно заряжать и дома от розетки, с небольшим уточнением: дом должен быть частным.

 

Заправка авто в кредит

Кемеровчанин Артём Червов ездит на электрокаре уже второй год и абсолютно доволен:

– В своё время я решил купить электроавтомобиль, потому что хотел отказаться от бензина. Мысли о любви к экологии на втором месте. Теперь моя машина не дымит, не воняет бензином, в ней нет масла и соответствующих запахов. Тяга всегда одинаковая, от качества бензина не зависит. В обслуживании и заправке такой автомобиль в 10 раз выгоднее бензинового: я плачу 500 рублей в месяц за электричество – и всё! Причём «заправляю» машину в кредит, ведь за электроэнергию мы платим уже по факту за месяц. Можно ли заправиться бензином в кредит?

Артём живёт в пригороде, ездит в Кемерово на работу, заряжает своё авто и дома, и на работе, и считает, что его небольшой Nissan – идеальная машина на каждый день для поездок на работу. 100 километров батарея «держит», а дальше – «как экономить».

– Я как раз считаю, что сибирский климат для электромобилей идеален, – делится Артём, – потому что батарею в таких авто «убивает» перегрев, а в наших широтах жара не часто бывает.

Автомобиль Артём заказывал из Японии. Сейчас он выставил его на продажу, потому что хочет новую модель, но той же марки.

– Было бы здорово, если бы у нас, как в цивилизованных странах, ввели налоговые льготы для владельцев электромобилей и снизили пошлины, – считает Артём Червов, – это вызвало бы больший интерес к таким автомобилям.

Мысль про снижение налогов не нова. Как раз в середине ноября этого года Правительство России обратилось в Госдуму с предложением отменить автомобильный налог для владельцев электрокаров сроком на 5 лет. Если инициатива найдет поддержку у законодательной власти, то, возможно, независимых от бензина автомобилей и автовладельцев станет больше. Зависимость от зарядных станций всё же останется, но она хотя бы более экологичная.

Автор выражает благодарность Департаменту по связям с общественностью ПАО «МРСК-Сибири» и лично Наталье Бритвиной.

Читай также:

Комментарии

# Комментатор. // 18 Ноябрь 2017 11:21

Комментатор.
а троллейбус - это не "электромобиль"?It is surprised

# DruG // 18 Ноябрь 2017 12:22

DruG
тролль всё таки на своих аккумуляторах далеко не уедет, так что он -
недоэлектромобиль

# Quicksand // 18 Ноябрь 2017 13:06

No Avatar
При уборке снега сдвинут эту зарядную станцию

# Sashka_13 // 27 Ноябрь 2017 03:34

No Avatar
Полюбому топы энергетики решили себе теслы купить. ну и совместили приятное с полезным. у нас тока так и бывает ;)

Правила комментирования

стартапы