Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока
$ 57.62 € 68.75
Не вставая с дивана: онлайн-гипермаркет как стартап

 Фото: архив А42.ru

Не вставая с дивана: онлайн-гипермаркет как стартап

PRO Стартапы | Среда, Ноябрь 16, 2016 13:17

Мы знаем, что мир не стоит на месте. А все, кто имеет отношение к бизнесу, знают это лучше остальных — новые идеи предпринимателям нужны как воздух, ведь залогом успеха является постоянное движение вперёд. Как раз свежим и перспективным бизнес-идеям мы и собираемся посвятить нашу новую рубрику «PRO стартап».

В ней будем рассказывать о самых интересных предпринимательских начинаниях, появившихся в России совсем недавно. Когда-нибудь (вот-вот, очень скоро) они могут появиться и у нас в Кузбассе — да и наверняка появятся. А значит, самое время всем добивающимся успеха в бизнесе обратить на эти стартапы самое пристальное внимание.

Мы же в этом поможем — расскажем, объясним, взвесим все «за» и «против». «Мы» — это не только бизнес-журнал «Капитал», но и оператор мобильной связи Tele2, благодаря которому своеобразным стартапом стала и рубрика «PRO стартапы». Впоследствии, вполне возможно, именно те, кто решится сейчас на реализацию новых и интересных бизнес-идей, тоже станут сотрудничать с Tele2 — уже в качестве корпоративных клиентов: начинающих предпринимателей оператор активно поддерживает не только надёжной связью, выгодными тарифами и удобным сервисом, но другими проектами, например, такими, как наш. Итак, цели ясны, задачи определены. Поехали?

 

Стартап №1: онлайн-гипермаркет

Представьте, что вы... обычный человек. Горожанин. А это значит, что вы обязательно ещё и покупатель. Вы покупаете... да проще сказать, что вы НЕ покупаете. Продукты, товары для дома и офиса, детские товары. Не забудьте и что-то связанное со спортом, а ещё косметику, а ещё зоотовары, а ещё... Словом, приличный список набежит. И всё это надо приобрести. Пойти/поехать в магазин, выбрать, отстоять в очереди, добраться до дома. А вставать с дивана так неохота вы человек занятой, свободного времени у вас не так много, да и его хочется потратить на семью и просто на отдых. А тут магазины. Как минимум, раз в несколько дней. Обязательная повинность. Страх и ужас.

А теперь представьте, что вы решили начать свой бизнес. Или расширить уже существующий. И видите потребность того самого обычного человека НЕ ХОДИТЬ по магазинам, даже если это наимоднейшие и распрекраснейшие гипермаркеты. И создаёте стартап — свой собственный гипермаркет, но только не простой, а функционирующий в режиме онлайн. И всё это придумываете именно для того, чтобы максимально облегчить жизнь покупателю-горожанину. Ну и для того, чтобы самому заработать деньги, само собой.

Работает это так. Человек делает заказ по телефону или через мобильное приложение. Спустя короткое время его заказ подтверждается. Заказ может включать в себя самые разнообразные товары, хотя тут надо понимать — выбирать клиент будет из уже существующего списка, имеющегося в наличии в каких-то реальных гипермаркетах и магазинах города, с которым сервис онлайн-гипермаркета работает в связке. Это очевидно, ведь просто из воздуха товары не появятся.

Дальше — совсем просто. «Сборщики» заказ собирают, а курьеры доставляют его на порог клиенту. Расплачиваться можно хоть наличными по факту получения, хоть по безналичному расчёту, кому как нравится. Словом, механизм примерно такой же, что и при заказе пиццы или суши — разве что речь идёт о пакетах с едой, стиральном порошке, а то и о каких-нибудь подушках с одеялами. Как будто «обычный человек» в гипермаркет в субботнее утро (вечер пятницы, будний день, когда угодно) съездил. Но только никто никуда не ездил. Точнее, ездил, но не клиент.

 

Кто уже так работает

Идея, в общем, проста и давно витает в воздухе. И в России кое-кто за эту идею уже ухватился. Так, в Москве с 2015 года действует сервис OnBuy. Начиналось всё с обычной курьерской службы, которых и в Кемерове-то хватает, а в столице их десятки, если не сотни. Потом случился переход на новый формат. Стартап стал набивать шишки, не без этого. Так, сперва, у компании не было договоров ни с кем из ритейлеров, а процесс закупки-доставки проходил с изрядной долей «анархии» — люди, называвшиеся «шопперами», сами же всё и закупали, сами же и доставляли. Что было и не слишком надёжно, и порой очень медленно (а это уже недовольство клиентов и сразу имиджевые убытки), да и не особо дёшево.

Затем OnBuy немного переформатировался. Стали заключаться договоры с ритейлерами, и, как следствие, на смену шопперам пришли специалисты-комплектовщики в самих магазинах — они и ассортимент знают лучше, и умеют обращаться с каждым конкретным товаром. У компании появились свои точки сбора заказов «под крылом» тех самых ритейлеров. Проблему доставки тоже решили, договорившись с несколькими московскими таксопарками — так повысилась быстрота и надёжность. Сделали мобильное приложение для Android, на подходе приложение для iOS. Стали договариваться с фермерскими хозяйствами — чтобы можно было сельхозпродукцию уже не из гипермаркетов людям доставлять, а чуть ли не «прямо с грядки». Основатель сервиса Максим Колосов в материале Forbes уверяет, что за советами и с запросами на франшизу к нему уже обращаются бизнесмены из разных российских городов — Екатеринбурга, Воронежа, Самары, Казани. Представителей городов Кузбасса пока в этом списке нет.

 

Говорят эксперты

Не всё, конечно, идеально-радужно. Так, кузбасские эксперты оценивают шансы онлайн-гипермаркетов как бизнеса в нашем регионе с известной долей сдержанности.

«В Кузбассе, как и в любом другом регионе за Уралом, очень развит сегмент небольших магазинов „у дома“, или, другими словам, розница шаговой доступности несетевого формата. Поверьте, это определённый объём продаж и доля рынка, определённые привычки жителей региона. В том, что в Кузбассе найдутся занятые люди, которые готовы будут покупать продукты в онлайн-магазинах, я не сомневаюсь. Но масштабировать подобный стартап в текущих экономических условиях и при этом надеяться на быстрый рост, на мой взгляд, сложно. Очевидно, что онлайн-гипермаркеты будут пока нишевым бизнесом.

Безусловно, в том или ином виде такой бизнес появится в обозримом будущем в Кузбассе. Но при этом надо понимать простую вещь: окупаемость и ёмкость рынка — это „разные истории“. Ёмкость определяют доходность клиентской группы и сформированные десятилетиями потребительские привычки, а не только мечты о высвобождении времени. Что касается окупаемости такого проекта, то она будет зависеть от первоначальных инвестиций, а также от того, какие шаги выберет предприниматель для продвижения своего дела. Думаю, выйти на прибыльность предприниматель сможет в течение трех-пяти лет. Но рентабельность такого проекта не сравнится с рентабельностью традиционного ритейла», — поделилась своим мнением заместитель вице-президента по торговому маркетингу АО Холдинговая компания «Сибирский деловой союз» Анна Старикова.

А вот представители того самого традиционного ритейла считают, что онлайн-гипермаркет — ресурс очень неплохой, но не для продовольственного магазина. По крайней мере, точно не в Кузбассе.

«Данный сервис удобен для ресторанов, детских магазинов, магазинов бытовой техники — отметила начальник коммерческого отдела ООО «Система универсамов „Бегемот“ Галина Первицкая. — Что же касается нашей сети, то единственное, на что мы бы согласились по сотрудничеству с онлайн-гипермаркетом — это как раз продажа товаров собственного производства: готовых блюд и выпечки. А вот с остальным ассортиментом работать нерентабельно. Кроме этого, для покупателя важна и визуальная оценка качества товара. Поступил, к примеру, в онлайн-гипермаркет заказ — рыба минтай. Совершая покупки в магазине, покупатель может визуально оценить продукт, выбрать именно ту рыбку, которая ему нравится. И иногда на выбор уходит немало времени. Через онлайн-гипермаркет придётся оплачивать то, что привезли. Это может покупателю не понравиться. Начнутся жалобы и претензии.

Если честно, к нам уже выходили с предложением о создании онлайн-магазина. Мы рассчитали возможную эффективность и пришли к выводу, что выйти „в плюс“ при таком способе реализации в нашем регионе практически невозможно. Возможно, в больших мегаполисах с большими пробками и недостатком магазинов в формате „у дома“ онлайн-гипермаркеты и будут пользоваться спросом. Но не в нашем регионе, где на тысячу человек приходится два, а то и три магазина „шаговой доступности“, покупатели стараются экономить на всём. Им проще выйти из дома, пройти пару метров, выбрать то, что им необходимо — и не переплачивать».

 

Правильное продвижение

Какими бы ни были прогнозы — эксперты не всегда правы. Одна и та же бизнес-модель может оказаться провальной, а может «выстрелить» — успешно зайти на рынок региона и принести прибыль.

«Важна концепция, та ключевая идея, которую будет доносить предприниматель потенциальным покупателям, а также те каналы, которые бизнесмен будет для этого использовать. Перед тем, как прорабатывать план продвижения, советую предпринимателям оглянуться и подумать — вокруг очень много маркетинговых способов донесения информации, достаточно бюджетных и при этом эффективных, — рассказала директор филиала Tele2 в Кемеровской и Томской областях Татьяна Никифорович. — Пренебрегать коммуникациями нельзя. Если предприниматель не будет уделять постоянное внимание своему клиенту, уделят другие. И желающих будет много. Будь предприниматель директором маленького салона красоты или онлайн-гипермаркета, важно, чтобы клиенты помнили, что его бизнес работает для них. Для этого нужно обеспечить качественную и выверенную доставку информации адресно каждому действующему и потенциальному клиенту».

Но как это сделать, если e-mail рассылки уже никто давно не читает, а рекламные посты в социальных сетях теряются в новостной ленте? Напрашивается проверенный способ — SMS-рассылки. Ловите лайфхак от «Капитала»: услуга «Бизнес-SMS» Tele2 позволяет рассылать неограниченное количество сообщений. Причём абонентам не только Tele2, но и других операторов сотовой связи.

При этом клиент получит SMS не с незнакомого номера, а от конкретной компании — вместо неизвестных цифр можно прописать имя. Какое? Решит сам предприниматель. Понятно, что получать сообщения от конкретного адресата приятнее любому человеку. Управлять рассылками можно самостоятельно через специальную программу с интуитивным интерфейсом. При желании, кстати, можно отправлять и уникальные сообщения каждому клиенту. При этом ненавязчивый способ быть на связи действительно бюджетный. Стоимость минимального SMS-пакета потянет любой, даже «самый малый» бизнес — 1 500 сообщений (по 72 символа) за 1 400 рублей, без дополнительной абонентской платы.

 

Выводы

Идея онлайн-гипермаркета как стартапа хороша прежде всего для крупных и очень крупных городов. Для населённых пунктов поменьше (даже для «полумиллионников», таких как Кемерово или Новокузнецк) она становится удачной лишь выборочно и с оговорками. Так, «побороть» торговые сети точно не удастся, как не удастся и приобрести (в обозримом будущем) всеобщее народное признание. Онлайн-гипермаркет — это нишевый бизнес, предложение «не для всех», с этим надо сразу считаться. При этом, как и в любом бизнесе, многое зависит от вашего профессионализма и желания.

Дорогие кузбасские стартаперы, вы слышали мнение экспертов: не все продукты вы сможете продавать через онлайн-гипермаркет и не все покупатели к вам пойдут. И ещё: настройтесь на то, что прибыль не будет быстрой. Выходить «в плюс» (это при условии, что бизнес вы будете вести правильно, иначе вообще смысла нет) вы начнёте спустя месяцы. Онлайн-гипермаркет в Кузбассе — это для умеющих играть «вдолгую», для терпеливых. Ну и не боящихся стать первыми, конечно. Удачи. И считайте, что это намёк.

Читай также:

Комментарии

Правила комментирования

советы