Вход
$ 65.99 € 74.90
Наталия Левина: «Надёжность банка выходит на первый план»

Наталия Левина: «Надёжность банка выходит на первый план»

Статьи | Вторник, Февраль 13, 2018 12:24

Каким будет 2018 год для банков? Очевидно, что вектор их развития заметно меняется: рынок сокращается, идёт диджитализация, а потребитель всё меньше и меньше хочет тратить своё время на рутинные «офисные» операции. Выход – адаптироваться. Райффайзенбанк уже идет по этому пути: от банка, который так долго выстраивал свою репутацию, другого ждать и не приходится.

Об этом, а также о прогнозах на текущий год и небольших итогах предыдущего бизнес-журнал «Капитал» пообщался с директором операционного офиса Райффайзенбанка «Кемеровский» Наталией Левиной.

 

– 2017 год закончился, поэтому можно смело подытожить: какие значимые события произошли в 2017-м для банка? И как повлияла экономическая ситуации в России на динамику развития?

– Для банков 2017 год стал годом качественного темпа роста показателей как в корпоративном, так и в розничном сегментах. Этому способствовала стабилизация макроэкономической ситуации и снижение стоимости кредитования, благодаря планомерному снижению ключевой ставки ЦБ в течение года. Несмотря на снижение ставок, выросли вклады. Прирост РЦ «Сибирский» Райффайзенбанка составил 28% по итогам девяти месяцев 2017 года. Кстати, вклады в регионе растут вдвое быстрее, чем в среднем по стране.

Положительную динамику показало и кредитование. Кредитный портфель в Сибири вырос на 14% до 34,1 млрд рублей (здесь и далее – итоги 9 месяцев 2017 года в сравнении с аналогичным периодом 2016 года). Причём две трети всех кредитов в 2017 году было выдано бизнесу. Мы видим оживление в сегменте малого бизнеса и корпоративного кредитования. Основным драйвером среди продуктов розничного кредитного портфеля стала ипотека, увеличившись практически в 2 раза до 7,5 млрд рублей в Сибири. Существенная доля сделок (до 50% в некоторые месяцы) проходит по программе рефинансирования кредитов, полученных ранее в других банках. Можно сказать, для нас это был продукт года.

Значительное влияние на всю банковскую систему оказала политика ЦБ. За последние два года банковский рынок заметно сжался. И теперь надёжность банка выходит на первый план для клиентов, становится основным критерием для выбора финансового партнёра. Райффайзенбанк входит в десятку системообразующих банков и обладает консервативным аппетитом к риску. Поэтому в глазах потребителей, партнёров, конкурентов мы выглядим как надёжный, иностранный и современный банк. В России мы выстраивали эту репутацию на протяжении 20 лет, и она дорогого стоит.

– Изменилась ли как-то ситуация с кредитованием? К примеру, в 2016-м из-за некой нестабильности люди неохотно брали кредиты, что произошло в 2017-м?

– В течение года мы снижали ставки по ипотеке, потребительскому кредиту, выводили на рынок новые кредитные и дебетовые карты, совершенствовали дистанционные сервисы. Это позволило нам значительно нарастить объёмы выдач. Был значительный рост по объёму выдач кредитных карт – на 87%, и потребительскому кредитованию – на 52,5% в Сибири.

Рост розничного кредитования связан, во-первых, с улучшением общей ситуации на рынке: кредитный риск снижается. Во-вторых, в конце прошлого года мы запустили быстрый и удобный процесс оформления кредитных карт на сайте, и большинство одобрений по ним приходят клиентам в течение нескольких минут после ввода своих данных. Кроме того, у нас стабильно растёт количество заявок на кредитную карту «Всёсразу» с кэшбэком на все покупки без ограничений по категориям. На рост выдач и влияет отложенный спрос.

– Какие тенденции малого и среднего бизнеса вы отметили в 2017 году? Что прогнозируете на 2018 год?

– Мы наблюдаем рост инвестиционной активности в малом и среднем бизнесе (но в небольших объёмах), активное развитие специальных государственных программ по финансированию малого бизнеса и очень осторожный подход к увеличению объёмов банковского финансирования.

Помимо уровня ставок сегодня бизнес интересует скорость получения необходимых средств. В этом направлении мы активно работаем, выводим на рынок продукты, которые позволяют предпринимателям экономить своё время. Появился продукт «Лёгкий овердрафт», который не требует предоставления дополнительных пакетов документов – для оформления достаточно отметки в заявлении на открытие счёта.

Растёт спрос на корпоративные карты, привязанные к расчётному счёту компании. Например, кобрендовая карта с METRO Cash&Carry – предоставляет до 45 дней беспроцентной отсрочки платежа и скидку до 10% в магазинах МЕТРО. Кроме того, по карте клиенты получают кредитный лимит, который устанавливается на основе обычных закупок в METRO, без предоставления дополнительных документов.

Одна из важнейших тенденций - переток некредитующихся клиентов в крупные банки. Рост пассивной базы Райффайзенбанка свидетельствует о желании клиентов снизить риски при проведении расчётов.

В 2018 году мы ожидаем дальнейший рост инвестиционной активности, а также увеличение интереса к банковскому кредитованию в связи со снижением процентных ставок. Мы планируем наращивать объёмы бизнеса, в основном, за счёт привлечения новых клиентов.

– Есть какие-то отрасли бизнеса, которые вы поддерживаете наиболее охотно?

– Я бы не стала говорить о различии в подходах к отраслям. В каждом городе и в каждой отрасли есть свои лидеры, которые стали только сильнее за последние годы, и есть, скажем так, аутсайдеры. Причин отказов от финансирования у нас, как правило, две: нерентабельный бизнес заёмщика или несоразмерный объёмам бизнеса уровень долга.

– И, конечно же, про рубль – он достаточно стабилизировался, чтобы клиенты могли открывать депозит? Что в принципе происходило со ставками по рублёвым вкладам за 2017 год?

– Главная цель депозитов – сбережение средств. При рекордно низких показателях инфляции 2,3% и средних ставках банковских ставках 5-6% депозит является хорошим инструментом для этой цели.

В целом, ставки как по кредитам, так и по депозитам зависят от ключевой ставки ЦБ. В течение 2017 года она планомерно снижалась, и банки, конечно, следовали за ней, снижая ставки по кредитам и вкладам.

Ещё одна интересная тенденция – смещение интереса клиентов на накопительные счета. В Райффайзенбанке накопительный счёт позволяет свободно управлять сбережениями онлайн и при этом получать стабильную прибыль. В режиме 24/7 можно вносить или снимать любую сумму без потери доходности – начисление процентов происходит ежедневно на весь остаток на счёте. Так же нет никаких требований к минимальной сумме.

– Приходится ли банкам подстраиваться под криптовалюты, которые из-за своей природы вполне способны наделать дел?

– Нет, на деятельность банков криптовалюты не оказывают существенного влияния. Реальные суммы инвестирования в этот рынок вообще сложно оценить. А вот технологии блокчейн банкам интересны. В прошлом году Райффайзенбанк стал первым в России организатором и покупателем выпуска облигаций «МегаФон» на сумму 500 млн рублей с использованием технологии блокчейн на платформе Национального расчетного депозитария.

– Российский рынок «голодный»: многие банки, да и в принципе компании испытывают трудности в поиске хороших специалистов. У Райффайзенбанка нет с этим проблем?

– Сильная команда специалистов – это основа нашего бизнеса. Мы стремимся воплощать в жизнь наш слоган «Разница в отношении» в своей ежедневной работе с клиентами, с компаниями и с сотрудниками. У нас сильная корпоративная культура, настоящие ценности, которые не просто написаны в каких-то документах, а по которым строятся все внутренние процессы. Мы регулярно анализируем удовлетворённость сотрудников своей работой и взаимодействием с коллегами, внедряем многие инициативы в жизнь. Райффайзенбанк входит в первую десятку работодателей уже не первый год, поэтому проблем в поиске специалистов не возникает.

– 2018-й – год диджитал. Как планирует развиваться банк именно в этом ключе?

– Да, вы правы, 2018 год будет годом диджитализации. Для банков здесь несколько векторов развития. Во-первых, это качественное улучшение удалённых сервисов. Мы непрерывно инвестируем в интернет-банк и мобильный банк, выводим новые уникальные для рынка решения, и продолжим это делать.

Во-вторых, чтобы быть в тренде диджитализации, нужно чётко отвечать за то время, которое клиент на тебя тратит, и учиться его экономить. Люди хотят убрать рутину из своей жизни – никто не хочет думать о коммунальных платежах и налогах. Банки одними из первых начали монетизировать желание людей исключить рутину из жизни: мы предлагаем автоплатежи, сервисы для оплаты штрафов, налогов, коммуналки и так далее.

В-третьих, в ближайшие годы простые продукты уйдут по большей части в каналы самообслуживания. Опыт развитых рынков говорит нам о том, что доля таких дистанционных продаж может достичь 80%. Тем не менее сохранятся те товары и услуги, которые человек захочет покупать у реального консультанта. В банках — это сложные продажи, такие как ипотека, управление инвестициями, страхование жизни. Уже сейчас главная задача в точках продаж — персонализированный подход, в том числе и для того, чтобы иметь возможность рассказать обо всех тех функциях, которые клиенты могут получить удаленно. Ведь чем более продвинутый онлайн-бизнес, чем больше функций, тем больше времени нужно инвестировать в то, чтобы помочь клиентам с ним разобраться.

Поэтому, на мой взгляд, главный ответ на диджитализацию — это не суперинновации, а качественный клиентоориентированный подход.

– Какова стратегия развития банка на 2018 год?

– В 2018 году банки будут сфокусированы на повышении технологичности своих продуктов и сервисов, скорости и качестве. Именно эти шаги позволят конкурировать в эпоху низких ставок. Мы планируем наращивать объёмы бизнеса по всем направлениям в Кемеровской области. Для нас Кузбасс – это один из фокусных и перспективных рынков, на котором можно успешно развиваться.

Читай также:

Комментарии

Правила комментирования

стартапы