Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока
$ 57.62 € 68.75

Павел Катышев: "Можешь не спорить – не спорь"

Статьи | Среда, Август 28, 2013 20:30

В России долго приживалась идея о том, что переговоры – это способ решать проблемы и два человека или коллектива могут достичь общей выгоды, если мирно обсудят условия совместной работы. На то есть несколько причин: под влиянием советского воспитания мы долго считали, что победить в споре нужно любой ценой, а тот, кто с нами не согласен – враг. Позже, когда в России появилось предпринимательство, нормальным переговорам мешало недоверие всех ко всем.

Сейчас споры в современных российских компаниях почти уступили место мирным дискуссиям, и с людьми стало проще договориться, чем несколькими десятилетиями ранее. Приятно видеть, что люди охотно верят в то, что переговорами можно решать проблемы. Но "милость" современного делового мира таит в себе угрозу: когда надо суметь "остаться при своих", мешает недостаток практики спора.

Вот 10 советов бизнес-тренера, директора "Лаборатории эффективной речевой коммуникации", профессора Павла Катышева о том, как повести себя в дискуссии.

Можешь не спорить – не спорь: Достойному оратору стоит помнить это правило борцов. Мастеров единоборств отличает умение контролировать свою силу и не обрушивать ее на слабого соперника. Дискутировать имеет смысл, когда вы чувствуете, что если вы сдадитесь, то упадете в своих глазах. И только если это действительно важно.

Важно не то, как говорит человек, а что: Люди часто дискутируют не по предмету спора, а по формулировкам. Выступают за одну и ту же идею, но выражают ее разными словами, что и становится темой спора. Начиная диспут, нужно удостовериться, что вы достаточно компетентны, чтобы называть вещи своими именами и не путаться в терминологии.

Критикуйте мнение, а не человека: Как только вы перейдёте на личности, вы создадите конфликт. Дальше разговор будет идти лишь о том, как вы и ваш собеседник мыслите, говорите или даже жестикулируете. Череда бесконечных упреков "сам дурак" – не лучший способ прийти к взаимопониманию. Хотя иногда открытое выяснение отношений бывает полезней подмороженного вялотекущего конфликта.

Аргументы должны быть железными: Люди с детства пытаются использовать простую уловку – придумывают аргументы в споре и ссылаются на имена, обстоятельства и подробности, которых в реальности не было и нет. Эту манеру лучше оставить в детском саду и не брать с собой на деловые переговоры.

Действенность аргумента зависит от того, как он подан: Не полагайтесь на спонтанность, лучше запишите аргументы заранее и в нужных формулировках, чтобы не забыть удачный оборот. Сейчас люди общаются быстро, и лучшие ораторы, видя это, говорят лаконично, афористично и по существу. Если вашу позицию подтверждают сразу три аргумента, то самый убедительный произнесите в конце реплики.

Позиционное давление уже не норма: Задавить собеседника авторитетом, возрастом и высотой должности можно, но на этом поле всегда тяжело не сорваться в снобизм. Например, когда спорят исполнитель услуги и заказчик, их позиции неравны – на стороне заказчика чаще выступают и деловая этика, и закон. В неравном общении стоит помнить об элементарных нормах вежливости. Избежать позиционного давления на себя можно, ссылаясь на свои правах и обязанности.

Изучите соперника: Если ваш собеседник – известный хам, то разве вы не догадаетесь, какие приемы он будет использовать? Столь же легко ожидать от человека с репутацией интеллектуала, что он будет подтверждать свою точку зрения научными сведениями. Если вы зависите от человека, то лучше вовсе с ним не спорить, он все равно окажется "прав", но поймите его взгляды на жизнь, отношение к тем или иным вопросам, вкусы и привычки. Это поможет вам найти общий язык с опасным оппонентом.

Регулируйте дискуссию: Разговор двух людей всегда подчиняется малозаметным ритуалам, в которых вы сами определяете, как с вами можно говорить, а как нельзя. Финал дебатов часто зависит от того, как собеседники определят роли друг друга. Вы можете показать свою состоятельность перед словесной дуэлью одним лишь уверенным рукопожатием.

l'esprit d'escalier или "задним умом крепок": Если спор уже состоялся, но лучший довод пришел вам в голову после встречи, не возвращайтесь и не ищите повода его высказать. Жалеть здесь нечего. Не обманывайте себя мыслью о том, что в момент пикировки вы могли бы высказаться удачнее. Не могли, поскольку лучшая фраза появилась в мозгу уже в момент анализа итога дискуссии. Просто запишите этот аргумент. Будьте уверены, находка пригодится вам еще не раз, но только если вы не забудете эту реплику.

Обретите уверенность в себе: Лучше узнать о своих слабостях заранее, проиграть ситуации спора и отрепетировать будущий диалог с помощником или консультантом. Когда вы доверяете своему разуму и речи, ваша интуиция скорее и точнее подскажет вам лучший ход: если вы почувствовали, что нужно защищаться – защититесь, если вы сочли, что нужно напасть – нападайте и побеждайте.
 

Читай также:

Комментарии

Правила комментирования

советы