Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока
$ 59.63 € 70.36
Мобильная кофейня: давайте сделаем это на колёсах

 Фото: архив А42.ru, Flickr

Мобильная кофейня: давайте сделаем это на колёсах

PRO Стартапы | Среда, Ноябрь 23, 2016 09:50

Предприниматели (или те, кто хочет ими стать), мы подготовили для вас второй материал в рамках нашей новой рубрики «PRO стартапы». Сегодня «разбираем» на фрагменты очередную бизнес-идею — проект по созданию мобильных кофеен. Уже по традиции взвешиваем все «за» и «против» с учётом мнений наших экспертов, рассчитываем стоимость коммерческого запуска, а также рассказываем о бюджетных фишках продвижения.

Напомним, что рубрику бизнес-журнал «Капитал» ведёт вместе с оператором мобильной связи Tele2 — компанией, которая поддерживает бизнес не только образовательными проектами (например, как этот), но и выгодными тарифами на связь и надёжным сервисом.

 

Стартап №2: Мобильная кофейня

А вот как насчёт кофейни. Кофе, аромагия, томные люди, вкушающие бодрящие напитки с десертами... Даже произнесение слова «латте» открывает такие глубины, что ясно: надо открывать кофейню.

Но. Дальше идёт список: аренда, подключение техники к электроэнергии, Роспотребнадзор (Геннадий Григорич не любит кофе), налоги, штат. Профессиональная кофемашина LaMarzocca стоит как «однёшка» в спальном районе. Дальше думаешь про расположение заведения: если в центре, то земля настолько дорогущая, что проще открыть бистро в Париже, если в Кировском, то никто не придёт: не та целевая аудитория. Есть ли выход? Есть. Записывайте: мобильная кофейня. Не на паях, хотя это тоже возможно, а на колёсах. Двух или четырёх.

Плюсы мобильных кофеен очевидны: для их открытия не нужны какие-либо помещения и нет необходимости в оформлении большого количества бумаг (хотя с документами тоже не всё так просто). Стоимость одной такой кофейни намного ниже стоимости обычной стационарной торговой точки, которая реализует напитки и продукты быстрого приготовления. Передвижную кофейню легко транспортировать и хранить (для этого подойдёт гараж или дедушкина стайка, только тёплая).

Итак, если вы собираетесь открывать собственную передвижную кофейню, вам понадобится, в первую очередь, транспорт — автомобиль или мотороллер (на летний сезон). Большинство небольших фирм в Европе используют мотороллеры. Борта каждого скутера обшиваются, на них наносятся изображения логотипов, устанавливаются автоматические кофемашины. Более крупные компании используют под мобильные кофейни грузовички-каблучки. Открываешь дверцы, а там кофемашина (маленькая, недорогая LaCimbali), посуда, холодильник для молока и десертов.

Помимо этого, как вы догадываетесь, понадобится сырьё (кофейные зёрна, чай, сахар, молоко), одноразовые стаканчики для кофе с крышечками, ложечки для размешивания. На одной торговой точке работают от одного до трёх человек, в зависимости от размера мобильной кофейни, проходимости места, на котором она расположена, а также дня недели (например, в районе площади Советов проходимость, соответственно, будет намного выше в будние дни, а не в выходных), проводимых поблизости мероприятий.

Оптимальное количество персонала — два человека на точку. Один сотрудник варит кофе, а второй осуществляет расчёт с покупателями. Хотя в большинстве случаев поток клиентов не столь большой, и оперативно обслуживать их вполне может и один продавец (он же выполняет функции водителя кофейни). Этим одним продавцом можете быть и вы.

 

Говорят эксперты

Наш эксперт, предприниматель Вадим Хващевский, видит перспективу в этом виде бизнеса. «В городе достаточно улиц с пешеходным трафиком, где можно „развернуть“ работу кофемашин, — замечает он. — Вопросы могут возникнуть у Роспотребнадзора, но, судя по тому, что напитки и выпечку многие предприниматели продают и в киосках, всё решаемо. Нельзя делать акцент только на напитки. Кофе и десерты — тот минимум, который делает бизнес интересным».

Ассортимент кофейных напитков может быть аналогичен выбору, который предлагают стационарные кофейни. Эспрессо, американо, капучино, латте, мокко, кофе по-венски — список можно продолжить. Здорово будет дополнить ассортимент кофейными сиропами (они придают кофе свой привкус, тем самым расширяя ассортимент, ведь сколько сиропов — столько и видов кофе), а также чаем и какао. Очень важный момент — внешний вид мобильной кофейни. Чем ярче и необычней транспортное средство, тем более привлекательным оно кажется для клиентов.

«Мобильные кофейни в нашем регионе вполне имеют право на жизнь, — рассуждает директор PR-группы „Партизаны“ Екатерина Казанцева. — Подобные кофемобили здорово заказывать на корпоративные мероприятия, какие-то городские праздники, которые часто проводятся у нас в Кузбассе. Для таких случаев из приготовления кофейного напитка можно сделать настоящее шоу — люди оценят, и поток новых клиентов не заставит себя ждать».

Ежедневная зарплата бариста составляет около 15% от дневной выручки. На эту должность лучше всего подходят молодые люди. В летнее время года поиск работников не представляет труда: многие студенты не прочь заработать на каникулах.

«Рабочий день бариста должен начинаться рано утром — в 7–8 утра, — рассуждает управляющий партнёр DSO Consulting Сергей Дьяченков. — Чем раньше, тем лучше, так как обычные кофейни начинают открываться в 8.30–9:00. В это время у большинства кузбассовцев уже начинается рабочий день. Пока стационарные кофейни только готовятся к открытию, все любители кофе будут покупать его у вас».

Особое значение имеют рецепты, по которым вы готовите свой кофе. Как правило, каждый производитель держит их в строгом секрете. Компоненты, которые входят в состав напитка, и их сочетание определяют вкусовые качества кофе. Если кофе будет невкусный (и что ещё хуже — растворимый), то не стоит рассчитывать на успех вашего предприятия. Один из способов — учиться! Большинство франчайзи (тот же Traveller’s Coffee) обучают секретам мастерства на своих курсах. Кроме этого, можно обратиться на курсы бариста, которые проводят поставщики кофе. Там и сортам подучат, и как правильно пользоваться кофемашиной подскажут.

 

Правильное продвижение

Конечно, главный плюс мобильных кофеен — подвижность бизнеса. Если в одном месте кофе не нашло своих покупателей, вы можете без лишних проблем переехать на новое место.

При этом для постоянных клиентов передвижение мобильной кофейни на новое место — скорее минус. Представьте: вы привыкли каждое утро пить кофе по дороге на работу, и в один прекрасный день не обнаруживаете уже родной фургончик на привычном месте. А любимый кофе очень хочется.

«Владельцы мобильных кофеен всегда должны быть на связи со своими действующими и потенциальными клиентами. Возможно, сегодня ваш кофемобиль переехал просто на одну улицу вниз по проспекту — дайте постоянным клиентам самим решить, готовы ли они ради стаканчика любимого латте сделать небольшой круг по дороге на работу, пока вы привлекаете новый трафик, — делится своим мнением директор филиала Tele2 в Кемеровской и Томской областях Татьяна Никифорович. — Лучший способ рассказать клиентам о новом месте расположения кофемобилей, конечно, социальные сети. Создавайте группы в Instagram и предупреждайте подписчиков сообщества каждый раз о новом месте, только заранее — дайте время любителям кофе спланировать свой график на завтрашний день. Конечно, для того, чтобы быть постоянно онлайн, потребуется не один гигабайт интернета. Tele2 предлагает в принципе не заботится о том, сколько трафика осталось на тарифном плане. Среди наших клиентов есть компании, которым нужен безлимитный интернет для решения бизнес-задач, именно поэтому мы открыли тарифный план „Беспредельно чёрный“, ранее доступный только физическим лицам, для корпоративных клиентов. За 385 рублей в месяц помимо неограниченного интернет-трафика абонент получит 250 минут для звонков на все номера Кузбасса, 250 SMS на все номера России, а также бесплатные вызовы на номера Tele2 России даже после исчерпания включённого в абонентскую плату пакета минут. Подключиться к тарифному плану „Беспредельно чёрный“ кузбасские предприниматели могут так же, как и к другим — у персонального менеджера или обратившись в любой салон связи оператора».

 

Выводы

При ограниченном стартовом капитале вся работа по открытию и развитию торговой сети ложится на владельца предприятия. Первый шаг, который нужно сделать — регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. С 2009 года новые субъекты малого бизнеса на три года освобождаются от навязчивого интереса со стороны всяких надзоров — это преимущество, им нужно пользоваться.

И ещё. Опытные владельцы передвижных кофемашин предупреждают: рассчитывать на прибыль в первые полгода работы не стоит. Необходимо время, чтобы покупатели заметили ваши кофейни, «распробовали» кофе и стали постоянными клиентами. Но при должном уровне сервиса и качестве вашей продукции количество лояльных клиентов будет расти с каждым месяцем. Об этом свидетельствуют примеры из соседних регионов. Кофе «с колёс» можно попить и в Новосибирске, и в Красноярске.

Про сотрудников. Они должны обладать должной квалификацией, опытом работы в сфере продаж и соответствующими знаниями. Опыт работы в качестве бариста, как правило, не является определяющим условием. Образование в этой сфере стоит недёшево, да и зарплата у специалиста с опытом работы слишком большая. При этом в мобильных кофейнях готовят всего около десяти напитков, включая чай и шоколад, поэтому обучение продавца не займёт много времени, тем более если вы сами постигли искусство приготовления кофе.

Минимальное количество проданных порций в день — около 70 стаканчиков. В выходные дни, во время народных гуляний, праздничных мероприятий объём продаж возрастает до 200–250 порций кофе в день.

Подведём итоги: самый дорогой автомобиль для мобильной кофейни обойдётся в 500–600 тысяч рублей, двухпостовая кофемашина стоит около 100 тысяч рублей. Около 10 тысяч рублей потребуется на закупку первой партии сырья (кофейные зёрна, сахар, вода), а также на стаканчики, крышечки к ним, трубочки, салфетки и пр. Отдельно надо сказать о брендированной продукции (оформление стаканчиков, да и самого автомобиля). Брендинг стоит недёшево — но так вы формируете интерес к вашему продукту, поэтому на данной статье затрат не следует экономить.

Если всё пойдёт по плану, ежемесячный доход с одной точки (после выплаты расходов, заработных плат, налогов и т. д.), по подсчётам специалистов, составит около 200–250 тысяч рублей. А прочитав эту статью, вы узнали, как сделать, чтобы это случилось.

Читай также:

Комментарии

Правила комментирования

советы