Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока
$ 66.75 € 76.23
Место силы: как устроены арт-пространства

 Фото: Александр Патрин / А42.RU, из архива героев

Место силы: как устроены арт-пространства

Статьи | Вторник, Май 23, 2017 18:13

«Капитал» выяснил, как приживается новый формат работы Кемерове, Томске и с какими трудностями сталкиваются его создатели.

В городах Сибири открываются лофты, арт-пространства и коворкинги, которые становятся эпицентром культурной жизни и платформой для развития индивидуальных проектов и бизнеса.

 

«База»: приходи и работай

Андрей Цеттель – человек занятой и энергичный. Преподает в школе биологию, а также курирует два проекта: «Центр моего дизайна», где проходят мастер-классы по флористике, а также «семейную» мастерскую «CandyBober», которая занимается оформлением мероприятий. На данный момент «CandyBober» модернизировалась в одного из резидентов арт-пространства «База», открытие которого состоялось этой весной.

«Все мои бизнес-процессы основаны на анализе рынка. Я из тех предпринимателей, кто действует по расчёту, а не на удачу. Я увидел, что в городе не хватает производственных мощностей. Многие коллеги обращаются ко мне за помощью, недавно товарищу понадобилось сделать подрамники нестандартных размеров. Он попросил меня о помощи, я дал торцевую пилу. На «Базу» человек приходит за определённым инструментом, платит за него и успешно делает свою работу. «CandyBober» стал первым резидентом «Базы», мы используем помещение лофта и продвигаем свой проект уже на этой основе», – объясняет автор идеи Андрей Цеттель.

«База» работает в помещении, где когда-то ремонтировали КАМАЗы, а до этого располагался токарный цех. Андрей говорит, что в полу до сих пор видны крепления для станков. В целом, открытие арт-пространств на заброшенных территориях бывших заводов, домов культуры – общероссийское веяние.

«Когда я начал искать помещение, то обнаружил, что бывший завод «Зета» сдаёт производственные помещения, цеха, в аренду. Это крутое место с историей, намоленное рабочими, я бы сказал. Плюс здесь подъёмная арендная плата, в плане энергообеспечения тоже нет проблем», – говорит Андрей.

Но каким образом организовать работу пространства, если в одном углу человек вырезает рамы для картин пилой, а в другом сидит, скажем, поэт? Как сделать так, чтобы «База» стала удобным коворкингом для всех?

«Я согласен, раму можно и дома вырезать. Но будет шумно. Грязь повсюду, и жена недовольна. А можно прийти на «Базу», использовать наше помещение и инструменты, которые входят в стоимость аренды. У нас есть все для комфортной работы, ты просто платишь за время, которое проводишь здесь. И даже если та же торцевая пила сломалась, у нас нет никакого «прейскуранта за разбитую посуду». Сломанный инструмент – это наша проблема, а не гостя. Также планируем организовать определенный график для шумных и тихих работ, чтобы никто никому не мешал. Ну, а после восьми вечера – отдых, общение, печеньки», – объясняет предприниматель.

«База» делится на три блока: производственный с открытыми мастерскими и коворкингом, образовательный, включающий мастер-классы, тренинги, а также развлекательный: концерты, квартирники.

По словам Андрея, в будущем арт-пространство может создать на своей основе различные рабочие группы, которые смогут объединяться и выполнять различные заказы. «База» в данном случае станет посредником между рабочей группой и потенциальным заказчиком.

«Мы заинтересованы в привлечении стабильных резидентов, которые будут работать на «Базе». Мы помогаем развиваться: если человек хочет научиться делать ту же табуретку, то вот, пожалуйста, у нас проходит мастер-класс – это возможность познакомиться с людьми, которые тоже хотят пилить табуретки. «База» объединит специалистов из разных областей, а крутые проекты возникают именно на стыке дисциплин. Мы же станем точкой пересечения, которая объединит творческих людей в единое целое и позволит им развиваться вместе», – делится планами Андрей.

«База» является коммерческим проектом, не зависящим от администрации города. Команда проекта нашли инвесторов, но их условия разрушали изначальную финансовую модель проекта.

«Пока «База» выглядит как набор инструментов, который хорошо встряхнули. Единой картины нет, мы только тестируем бизнес-процессы, работаем над привлечением аудитории. Ценник на мероприятия у нас символический, сделан для того, чтобы откинуть в сторону халявщиков. Проект коммерческий, а к бесплатному легко привыкнуть», – добавляет Андрей.

 

«Каменка»: все в одном флаконе

«Каменка» – это лофт-проект, соединяющий в себе резиденции сибирских мануфактур, мастерские, парк и творческую площадку. Все это располагается на территории бывшего ДК «Сибтяжмаш», построенного в 1956 году. Его площадь составляет около 5000 квадратных метров.

«Мы существуем уже четыре года, постепенно ремонтируем помещение. Само здание красивое, с историей, как его можно снести? Год назад открыли правое крыло. Теперь там расположен коворкинг «Труд» и производственный цех. Этой весной мы запустили и малый зал, рассчитанный на более чем 100 человек», – говорит Юлия Зубкова, координатор коворкинга «Труд».

Пространство состоит из коворкинга, производственного цеха, шоу-рума (выставка-продажа товаров), парка, лектория, а также обучающей площадки для школьников ЦМИТ, в которой можно воплотить в жизнь самую смелую инженерную задумку. Основной упор «Каменка» делает на мануфактуры и привлекает постоянных резидентов, которые будут работать в своих мастерских внутри арт-пространства. На данный момент существует несколько направлений: швейная мастерская, полиграфический цех, зона с фотооборудованием.

На данный момент у «Каменки» 11 постоянных резидентов, большинство работает в пространстве не первый год. Некоторые выходят на международный рынок: команда «BASIC» делает сибирские лонгборды, на которых катаются в каждом городе-миллионнике в России. Ими уже заинтересовались в Америке.

«Культурное пространство расположено не в самом благополучном районе города, сначала люди не понимали, зачем ехать в такую даль, что такое лофт и кому это нужно. Сейчас многие услышали о нас и теперь участвуют в событиях «Каменки». На мероприятиях узнают о резидентах, их продукции, которую можно приобрести в нашем шоу-руме. Для молодых предпринимателей «Каменка» – отличная площадка для старта, арендная плата у нас льготная. Плюс мы оказываем поддержку, рассказываем о компаниях людям. Набор резидентов проводим дважды в год. Нам интересен продукт, идея и стиль мастеров. Конечно, важной частью является грамотно составленный бизнес-план», – поясняет Юлия.

Ранее заброшенный парк рядом с «Каменкой» превратился в площадку для реализации масштабных событий: от ежегодного фестиваля еды и напитков «Рестодэй» до кинотеатра под открытым небом. Сами красноярцы внесли вклад в развитие парка – посадили около 176 деревьев.

В начале июня в парке пройдет масштабный «Дизайн-субботник Seasons», большой семейный фестиваль, связанный с озеленением. Здесь собраны различные направления: экология, дизайн, представлены новые форматы городского отдыха.

«Четыре раза в год мы проводим «Рестодэй», фестиваль еды и напитков. Можно попробовать разные блюда, принять участие в мастер-классах от кулинарных школ. Предусмотрена детская площадка, музыкальные конкурсы, лектории. День рождения «Каменки» традиционно отмечается «Балом в кедах». Тематика каждый раз новая, в 2017 году это была «Пятилетка за четыре года», например.

Мы многое сделали в плане ремонта, открыли новые помещения, «Каменка» стала брендом, о котором знают многие красноярцы. Мы никогда не платили за рекламу, всё получилось благодаря нашей команде и контент-менеджеру, который искренне писал о том, что происходит в «Каменке». Ближайшие месяцы будут тяжелые, впереди много мероприятий, работаем в прямом смысле 24/7», – рассказывает Юлия.

По словам Юлии, коммерческие лофты в Красноярске не приживаются. Но она уверена, что арт-пространство может успешно работать без поддержки администрации города, как бизнес-проект.

 

«Высоко»: воплощение любых идей

В 2014 году в Томске открылась студия «Розовый слон», которая занималась организацией праздничных событий и, конечно, свадеб. Позже компании потребовалось помещение, в котором можно было проводить встречи с молодоженами и потенциальными клиентами, а также использовать его в качестве площадки для проведения различных событий. С этого всё и началось.

«Три года назад мы стали одним из первых свадебных агентств. Предлагали нестандартные решения проведения торжеств, делали декор под ключ. Мы выросли настолько, что начали искать помещение в аренду, снимать планировали вместе с нашими партнёрами. Но не получилось, надо было срочно продумывать другой вариант. Тут мы узнали, что наши конкуренты, студия флористики «Decor&love», тоже нуждается в новом офисе. Так мы объединились, создав группу компаний «Высоко». Появилось разделение зон ответственности: «Розовый слон» занимается организацией мероприятий, а «Decor&love» – визуальным оформлением. Из этого тандема и родилось пространство наше арт-пространство», – вспоминает Александра Шутова, одна из создателей проекта.

Девушкам пришлось самостоятельно делать ремонт. В помещении нужно было провести отопление и коммуникации, наладить работу лифта. А также закупить всё, что нужно для работы: мебель, экран, проектор…

«Мы были первыми, кто начал работать в подобном формате. Томичам приходилось объяснять, кто мы и как устроена работа пространства. Мы находимся на шестом этаже, здесь высокие потолки и лаконичное окно. Одним словом, свобода, простор для творчества, высокий уровень сервиса. Поэтому и «Высоко»», – объясняет Александра.

«Высоко» – это не лофт и не коворкинг, а пространство для реализации любой идеи торжества. Если таковой нет, то команда «Розового слона» готова помочь в организации события, начиная с небольшого формата заканчивая масштабным.

На базе «Высоко» традиционно проходит дресс-кроссинг, на котором можно выбрать модную одежду или отдать свою. Это не барахолка ненужных вещей (они все проходят тщательный отбор), а интересное общение, обсуждения модных новинок и нестандартный способ найти одежду своей мечты. Еще в «Высоко» проходят квартирники – традиционные уютные встречи, где люди любых возрастов собираются вместе, слушают и поют песни под гитару, а харизматичный ведущий помогает сделать обстановку еще более домашней.

«У «Высоко» есть постоянные клиенты, которые сотрудничают именно с нами. Детский театр «Огни» работает в пространстве несколько месяцев, проект «Моцарт с пеленок» больше года организует у нас концерты для детей и родителей. Крупные промышленные компании часто проводят семинары и корпоративные мероприятия. Пространство многофункционально и готово к разному формату событий. Наша целевая аудитория – это, скорее всего, люди после 25 лет, смелые, активные, которые не боятся экспериментировать и реализовывать интересные проекты», – добавляет Александра.

Группа компаний «Высоко» является соорганизатором ежегодного форума «Творческие индустрии», а также организует работу некоторых площадок на городских мероприятиях, таких как «День топора», «День молодежи».

«Наша цель - создавать культурно-образовательные события, новые форматы хорошего, качественно досуга для всей семьи и делать жизнь томичей интереснее и разнообразнее», – говорит Александра. – Нам важно, чтобы люди не покидали город, а оставались в нём, чтобы развиваться здесь и дальше».

Читай также:

Комментарии

Правила комментирования

лидерство