Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока
$ 67.18 € 76.72
«Медицина станет частной»: что ждёт российские клиники

 Фото: архив А42.RU, Кузбасский технопарк

«Медицина станет частной»: что ждёт российские клиники

Статьи | Среда, Июль 19, 2017 07:25

К 2020 году платные клиники постепенно заменят бюджетные. У каждого пациента будет электронная карта. Больниц станет меньше, а развитие телемедицины приведёт к дефициту медиков со средней квалификацией, которые умеют работать со сложным оборудованием.

 

О том, что сейчас происходит на рынке медуслуг и зачем врачам маркетологи, журнал «Капитал» поговорил с Ириной Федченко, заместителем генерального директора АО «Кузбасский технопарк». На его площадке 9 августа 2017 года пройдет конференция «Современная медицина: основные тренды и факторы развития».

— Ирина Анатольевна, прежде чем заглядывать в будущее, давайте поговорим о настоящем: насколько, с вашей точки зрения, отстаёт российская медицина от медицины развитых стран? И отстаёт ли вообще?

— Россия от глобальных трендов отстаёт лет на 15–20, несмотря на активные инвестиции в приобретение дорогого современного оборудования. В развитых странах медицина давно рассматривалась как системный бизнес, основанный на чётких бизнес-процессах, активной информатизации, применении отработанных коммерческих моделей.

Мировая медицина по показателям отраслевой доходности в 2015 году опередила такие отрасли как промышленность, телеком, банки, горную добычу, нефть и газ, уступив лишь розничной торговле. Сегодня она стала одним из ведущих приоритетов в мировых инвестициях.

Ирина Федченко, заместитель генерального директора АО «Кузбасский технопарк»

В России мы сейчас к этому только подходим последние в 5–10 лет, при этом доля частной медицины в денежном обороте уже обогнала таковую в развитых странах, напрямую приблизившись к показателям США. Россияне быстро привыкают к коммерческим медицинским услугам, как к платному сервису, однако модели управления во многих компаниях остались на уровне государственного здравоохранения, а значит, будут вытесняться за счет конкуренции.

Рынок активно сегментируется, переходя от рынка отдельных игроков с малой долей в обороте к активной конкуренции с государственными компаниями. С учётом увеличения количества пенсионеров и снижения доли работающего населения — тренд на ближайшие 15 лет — давление на государственную медицину будет только расти, что приведёт к ещё большему оттоку в коммерческую медицину платёжеспособного населения.

— Когда человек приходит в государственную клинику, он знает, что здесь будет долго, нервно, но при этом его не обманут. В частной клинике — быстро, удобно, тебе улыбаются и чаем угощают, но могут продать тебе то, что тебе и не нужно. И все же, что будут выбирать пациенты? Будущее за частной или государственной медициной?

— За частной. Это общемировой тренд. Если на фоне мирового кризиса последних лет очень много отраслей «упало» по объемам производства, то медицина сейчас находится в приоритете, а также все, что с ней связано — биотехнологии, производство медицинского оборудования, фармакология и фармацевтика, информатизация медицинских организаций, образовательные услуги.

В России медицинские услуги стабильно ежегодно прирастают в денежном и номинальном выражении, прогноз динамики роста — положительный. В Кузбассе, к сожалению, услуги частной медицины незначительно падают по объемам в годовой динамике, темп развития рынка ниже потенциала. Для примера, оборот по платным медицинским услугам в месяц в Кемеровской области составляет около полумиллиарда рублей, за год — более 6 миллиардов рублей. А потенциал региона в 1,5–2 раза выше.

Почему? Из-за искусственного сдерживания конкуренции, а также стабильных государственных инвестиций в здравоохранение. В 2016 году практически 15% бюджета Кемеровской области было направлено на здравоохранение — более 21 миллиарда рублей. Это очень много.

Полагаю, постепенно ситуация изменится и в нашем регионе. По крайней мере, количество игроков на рынке растет стабильно.

— А какие еще особенности развития частной медицины в Кузбассе Вы могли бы отметить?

— У нас за счет крупных федеральных центров активно развивается диагностика. В Кемеровскую область вошли сети, которые очень технологично инвестировали и ведут этот бизнес, вытесняя региональные организации.

Частная стоматология развивается в Кузбассе и по всей России как отдельный сегмент, и он является доминирующим в частном медицинском бизнесе. В стоматологии Кемеровской области на декабрь 2016 года насчитывалось более 230 компаний, лишь 14 из которых являются крупными центрами или сетями. Замечу, что почти 70% этих клиник и кабинетов ориентированы на «эконом-класс», и только 5% на дорогой «бизнес-класс». Большинство расположено в Кемерово (94 компании) и Новокузнецке (77 компаний).

65% россиян пользуются услугами частной медицины. Средний мировой показатель — 35%

Рынок лечебно-профилактических услуг на декабрь 2016 представлен 225 государственными учреждениями, 155 частными, из которых 70 являются многопрофильными. Большинство расположены в Кемерове — почти половина. При этом частными учреждениями федерального уровня являются лишь 17 компаний. Региональные сети представлены 59 компаниями. Локальными (не имеющими филиалов) являются 79 учреждений.

В маленьких — «местных» — медицинских центрах работает по 10–15 человек, причем часть врачей и среднего медперсонала — люди мигрирующие: они два часа здесь работают, два часа в другом месте. Такие центры ориентированы на минимальное количество сервиса и экономную модель функционирования. Они, скорее всего, так и останутся маленькими компаниями, поскольку не имеют ресурсов для дальнейшего роста. Именно их и выбросят с рынка в течение ближайшего десятилетия.

Развитие качественного регулярного менеджмента — дорогое удовольствие. Содержание административного аппарата — финансистов, юристов, маркетологов, пиарщиков, айтишников, безопасников может тянуть на 20% от совокупного оборота, но это — цена масштабируемого бизнеса. Если хочешь расти, потребуется вкладываться финансово и интеллектуально в специалистов, несвязанных с медициной. Их нужно будет привлекать и покупать по рыночной цене.

— Что будет с частной медициной дальше?

— Сейчас рынок медицины в России в целом и в Кузбассе в частности очень сильно похож на рынок ритейла в начале 2000-х годов, один-в-один. Он новый, на нём появилось очень много игроков, относительно слабых. Срок возврата инвестиций при крупных капитальных вложениях — строительство клиник, оснащение современным оборудованием, внедрение регулярного менеджмента, обучение персонала, исполнение всех требований государственных регуляторов — около 8–10 лет.

Доля федеральных медицинских сетей еще незначительна, кроме, пожалуй, диагностики. Многие не умеют строить бизнес — это, как правило, врачи, переквалифицировавшиеся в руководителей медицинских компаний. Много манипуляций на рынке, чёрных денег (отсутствие договоров на обслуживание и чеков об оплате), разовых услуг без гарантий результата. Так бывает почти на всех рынках в процессе их становления. Пациенты постепенно станут грамотнее, поймут свои права и перестанут покупаться на дешевизну, ультраскидочные акции, сетевые программы бесплатной диагностики с выдавливанием средств на профилактические околомедицинские процедуры в объеме средней двухмесячной зарплаты.

По данным Минздрава, в 2016 году 20 000 иностранцев въехали в Россию для лечения. Выездной поток «медицинского туризма» снизился: в Израиль — на 60%, в Германию — на 30%

Рынок готовится к активной системе сделок слияний и поглощений, когда будут перекупаться готовые сети вместе с клиентскими базами. К 2025 году до 40–45% рынка будет занято сетевыми организациями. Владельцам крупных клиник и региональных сетей пора вбирать стратегию — самостоятельное развитие против подготовки к поглощению более крупными игроками. С точки зрения развития — это прямо противоположные тактики.

Врачи, совмещающие работу в государственном и частном сегментах, также определятся с приоритетами. Замечу, что медицина уже превратилась в крайне привлекательный сегмент для трудоустройства — конкурс на бюджетные места в медицинские вузы в 2016 году в России составил 26 человек на 1 место.

В ближайшие пять лет это будет очень интересный рынок, несмотря на усиливающиеся государственные барьеры, регламенты и ограничения! К 2025 году на нем изменится практически все: состав игроков, обороты, структура сегментов, количество занятых, маркетинговые стратегии, структура инвестиций, система подготовки кадров, импортзамещение в фармацевтике и оборудовании, состав регионов-лидеров, стоимость вхождения на рынок. Поэтому мы в Кузбасском технопарке сегодня инициировали конференцию и говорим — на рынке ожидается бурный взрыв, в нем будет меняться всё! Главный лейтмотив — время инвестировать в медицину деньги, технологии и управленческие компетенции.

— Технопарк стал инициатором и организатором проведения конференции «Современная медицина: основные тренды и факторы развития». Для каких специалистов из медицины и здравоохранения она предназначена?

— В Кузбассе есть свои точки достижений, известные по всей стране — медицина катастроф и реабилитационные центры, кардиология, перинатальные центры, хосписы. Однако, в целом, мы сильно отстаем от ведущих регионов с разрывом в 3–5 лет, особенно с точки зрения построения систем управления. Государственный сегмент постоянно находится в процессе реорганизаций и изменений под ужесточающиеся требования центра, попытках соблюсти бюджет, увеличить показатели контроля качества оказания услуг.

Одна из задач конференции: поговорить о наболевшем в максимально конструктивном режиме, познакомить участников с новинками в технологиях, оборудовании, представить новые федеральные программы по информатизации и сертификации, а также показать инструменты для решения задач по информатизации, маркетингу, финансовому управлению, кибербезопасности. К участию в конференции мы приглашаем руководителей и специалистов в сфере медицины и здравоохранения, разработчиков технологий и производителей медицинского оборудования, представители медицинских ассоциаций, фармацевтических, страховых, лизинговых компаний, специалисты органов государственного управления.

Сейчас завершаем переговоры с представителями крупных страховых и телекоммуникационных федеральных компаний об их участии в конференции и презентации современных продуктов для сферы здравоохранения. Также в программе предусмотрены мастер-классы от руководителей медицинских организаций Новосибирска и Москвы, где будут представлены практические методы достижения успеха в медицине, как в бизнесе.

Медицина будущего — это огромные возможности и пропорционально растущие риски, что требует грамотного управления. Наша цель, как организаторов мероприятия, — стать площадкой для обсуждения трендов развития рынка и для коммуникации между участниками медицинского и около медицинского рынка.

Читай также:

Комментарии

Правила комментирования

лидерство