Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока
$ 63.48 € 73.93
Максим Батырев: «Словом «менеджер» можно и нужно гордиться»

Максим Батырев: «Словом «менеджер» можно и нужно гордиться»

Статьи | Пятница, Октябрь 20, 2017 09:23

Максим Батырев – человек, который с ног на голову перевернул представление о менеджерах в нашей стране. На собственном примере он доказал, что этой профессией нужно гордиться, а его книги «45 татуировок менеджера» и «45 татуировок продавана» разошлись огромными тиражами.

По словам Максима, секрет повышенного интереса к нему прост: он на личном опыте рассказывает обо всех ошибках и лайфахаках, а не пересказывает то, что было написано до него. В преддверии большого мастер-класса от Комбата, который состоится в Кемерове 26 октября, бизнес-журнал «Капитал» пообщался с ним – о поддержке малого и среднего бизнеса, типичных промахах руководителей и о том, почему добро должно быть вознаграждено, а зло – наказано.

 

– Последнее время много говорят о поддержке малого и среднего предпринимательства, даже есть попытки сделать это со стороны государства. Такие порывы, конечно, это хорошо, но некоторые предприниматели и, скажем, представители банков считают, что поддержка идёт не в том направлении. На ваш взгляд, как с этим обстоят дела у нас в стране и как правильно поддержать предпринимателей?

– Начну издалека и расскажу кейс про Китай. У меня есть такой проект «Комбат-туры», где я собираю примерно раз в пять месяцев предпринимателей, мы едем в какую-то страну и смотрим, как там работает бизнес. Мы поехали на одно предприятие, где наш русский соотечественник является директором. Там работает 150 человек в штате, что в Китае считается микробизнесом. Он говорит, что поддержка малого предпринимательства устроена очень хорошо. Они почти не платят налоги – их не трогают, это осознанное решение государства, потому что если их будут прижимать, предприятия просто закроются, и несколько миллионов человек останется без работы. Предприниматели там создают рабочие места и делают всё для того, чтобы внутренний рынок был наполнен национальной валютой, а сейчас Китай как раз развивает внутренний рынок.

Я не говорю, что так должно быть, налоги надо платить, но сам подход даёт возможность развернуться микро и малому бизнесу до такой степени, что им появляется возможность работать и создавать полезные вещи для общества. Конечно, за ними придут, когда почувствуют, что бизнес встал на ноги, но пока вот так.

Я согласен с теми экспертами, которые говорят, что наше государство, вроде бы, делает какие-то программы для поддержки малого и среднего бизнеса, но это немного не то. Я стал предпринимателем два с половиной года назад. Думал, что всё, я теперь честный, стану платить налоги, никого обманывать не буду – так и делал.

Сначала платил налоги раз в год, после изменения законодательства – раз в квартал. Конечно, были некоторые недочёты со стороны бухгалтера, но я сам понимал, что есть давление со стороны государства. Налоговая инспекция достала – я не знаю, что они от меня хотят, но такое чувство, будто меня просто гасят как предпринимателя, опускаются руки. На встречу не идут, сотрудничать не хотят. За ошибки я готов нести ответственность, но не в том объёме, который мне предъявляют.

– В таком случае всё-таки кем нужно стремиться стать? Менеджером – и работать на кого-то? Или предпринимателем – и работать на себя?

– Не хочу быть деревянным и однобоким, говорить: «Ребята, становитесь все предпринимателями!», ведь это модно сейчас – иметь свой бизнес. Надо сначала научиться играть по правилам, а их в корпоративном мире можно выучить, работая наёмным сотрудником или менеджером. Более того, так можно расти. Я рос в одной компании на протяжении 13,5 лет и до сих пор хорошо про неё говорю на мастер-классах. Она меня многому научила, и благодаря тому, что я там работал, я стал тем, кем стал. Надо быть честным и в корпоративном мире отработать по-настоящему, добиться результатов, научиться работать с персоналом, с клиентами, а потом уже думать о том, чтобы эволюционным путём открывать свой бизнес.

У меня много знакомых предпринимателей и бизнесменов. Самые успешные из них – это те, кто как раз эволюционным путём открыл свой бизнес. Допустим, работал человек сначала менеджером, потом стал директором компании, а спустя много лет, добившись результатов, с собственником пошли разногласия – и человек откололся из-за того, что у них были разные представления о том, как вести дела, открыл компанию свою, вышел в конкурирующую зону. Это реальный пример – и в этом плохого ничего нет. Мне кажется, такой путь правильный.

– У вас был подобный опыт перехода из одной сферы в другую – каково это? Насколько схожи механизмы управления и работы в них?

– Базовые логики и жизненные, и управленческие – или «продаванские», как я говорю – они одинаковые в любом бизнесе. Но все грешат на свою специфику, на свой регион, на свою сферу деятельности. Я сейчас занимаюсь консалтинговыми услугами по реанимации отделов продаж, и каждый клиент мне говорит: вы понимаете, у нас особенный бизнес, особенный рынок, особенный клиент. Но логики одинаковые – и они дают результат сразу и всегда.

Все прекрасно понимают, как надо правильно жить, чтобы делать богоугодные дела, чтобы добиваться результатов. Но многие любят обходить правила, не хотят учиться и ищут лёгкие пути. Я всегда делаю ставку на том, что надо учитывать ментальность, нашу национальную генную модель, код которой сформировал ещё Советский Союз, – ведь логика, которая работает на Западе – в системе, где процветает капитализм, идея заработка и селфмейда, – тут работает по-другому. У нас не культивируют успех, а человека, который зарабатывает деньги, называют вором, бандитом или преступником. Но на территории постсоветского пространства я ни одного конфликта не увидел в тех логиках, которые я пропагандирую.

– Как правило, регионы сильно отличаются от столиц – и в плане подкованности руководителей, и в плане понимания принципов предпринимательства. Какие типичные ошибки совершает руководитель?

– Как я уже сказал, не грешите на свою специфику, ситуации везде похожи. У нас в принципе очень низкий уровень управленческой культуры. Управленцы не развиваются, а наслаждаются данной им властью. Я приезжают в город-миллионик, где собирается от силы пятьсот человек – ничтожная доля по сравнению со всеми руководителями, что там есть. Недавно был на Nordic Business Forum в Финляндии, и там сидело семь с половиной тысяч руководителей. Это каждый семисотый житель страны, учитывая, что далеко не каждый житель – руководитель. Получается, каждый тридцатый руководитель пришёл. Нам до этого далеко.

Что касается ошибок – они тоже классические. В принципе, о них я подробно рассказывал в своём блоге в статье «Семь смертных грехов руководителей».

– Как вообще стоит относиться к своим подчинённым? Или тут нет единого правила – и каждый делает так, как считает нужным? Просто некоторые боятся излишнего панибратства, другие – потерять уважение, третьи – совершить ошибки. Насколько страх в принципе правильный мотиватор?

– Здесь нет универсальных правил. Во-первых, сотрудники станут самоотверженно работать, когда будут понимать горизонт своего профессионального уровня – какими он вырастет человеком, специалистом через год работы, допустим. Поэтому одна из задач руководителя – не только генерить результаты, но ещё и развивать людей. Это принципиально важно.

Во-вторых, быть человеком в конце концов. У нас властью управлять нельзя, люди обижаются, поэтому нужно уметь с ними договариваться. Люди – это ресурс в хорошем смысле этого слова, с помощью которого мы добиваемся результатов, но к нему надо относиться бережно и любить его.

В-третьих, у меня есть такая «татуировка»: добро должно быть вознаграждено, а зло – наказано. Это про справедливость. Если человек косячит бесконечно на одних и тех же ошибках, не нужно его постоянно прощать, а нужно наказывать. И наоборот: если человек добивается высоких результатов, нужно его хвалить и ставить в пример. Но руководитель должен держать дистанцию со своим сотрудником: потому как некая грань между менеджером и сотрудником становится личной, начинаются проблемы. Это проверено неоднократно.

– У вас столько мастер-классов и тренингов, что, кажется, вы всё знаете. Тем не менее, где сами черпаете новые знания или вдохновение к развитию? Возможно, есть какие-то курсы, которые вы могли бы порекомендовать.

– Конечно, я не всё знаю, а вот уже пятнадцать лет учусь менеджменту и делюсь только своим опытом. Сейчас у меня есть много кейсов от моих друзей и партнёров, людей, которые меня поддерживают. Я каждый день встречаюсь с предпринимателями, менеджерами, многим компаниям помогаю расти – и там наберётся кейсов ещё ни на одну книжку. Очень много теоретических выкладок менеджмента я изучил в своё время, но сейчас всё черпаю из разговоров с людьми. Практики гораздо больше, чем теории. Плюс у меня есть несколько направлений, которые я курирую, поэтому практика неиссякаема.

Я считаю, что надо в принципе учиться, а у нас учатся около пяти процентов людей, которые считаются экспертами. Но учиться надо – хотя бы где-нибудь, пусть даже в тех школах, которые не считаются сильными.

– Можно ли как-то учиться НЕ на своих ошибках или пока не набьёшь кучу шишек, ничего не поймёшь?

– Конечно, можно. Предупреждён – значит вооружён. Хочется каждый раз набить себе «татуировку» или шишку, но тем не менее я учусь, а те советы, которые мне дают люди, работают, и я не всегда допускаю ошибку, если предупреждён о том, что этого делать не нужно. Это разумно – учиться не на своих ошибках. Мне часто пишут письма и говорят, что мои правила работают, благодарят, что не допустили какую-то ошибку. Значит, это действительно. Честно говоря, обратной связи получаю очень много – и я счастлив тому фидбэку, что получаю от читателей.

– Поговорим про книгу. Как считаете, почему спустя столько времени она продолжает оставаться актуальной? Или в стране просто не меняется ситуация?

– Я действительно счастлив, что книга уже три с половиной года подряд продаётся самыми большими тиражами. Это признание и благодарность моих читателей скорее всего за то, что она, по сути, прикладная. Я не переписывал никого, а писал про свою практику. И люди могут отличить – авторский контент от «ворованного».

Многие говорят, что узнают себя в этой книге. Один раз в Краснодаре подошёл ко мне здоровый мужик, навис надо мной и спросил: «Максим, как вы думаете, сколько ещё будут актуальны ваши «татуировки»?» Я так прижался немного: «Ну лет десять они будут ещё актуальны». «Никогда они не потеряют актуальности, никогда! Потому что это общечеловеческие моральные принципы, сто пятьдесят лет они будут актуальны!» Наверное, действительно так. Дело не в том, что наша страна не развивается, а в том, что это просто свод общечеловеческих принципов, которые нужно соблюдать, чтобы добиваться результатов. И они очевидны, все о них знают, просто я подтвердил, что эти принципы работают.

– Для многих слово «менеджер» сегодня имеет отрицательную коннотацию. Есть стереотипы, что это человек, который сидит в офисе и перекладывает бумажки с места на место. Почему, на ваш взгляд, у людей такое мнение?

– Я здесь категорически не согласен. Всё-таки я буду обращаться к мировому опыту. Словом «менеджер» можно и нужно гордиться. Это ни в коем случае не человек, который перекладывает бумажки, это человек, который управляет и развивает своих людей, генерит результаты и ведёт в будущее своё подразделение и свою компанию. Спросишь любого в нашей стране, что такое менеджмент? Управлением персоналом. А менеджер? И начинается: это продавец, это нехороший человек и так далее. Я считаю, что менеджер – равнозначный управленец по отношению к руководителю. Профессия, которой надо гордиться. Более того, от общего уровня менеджмента в нашей стране зависит общее развитие и то, насколько компетентны и профессиональны будут руководители в том деле, которым они занимаются.

 

Мастер-класс Максима Батырева проходит при поддержке агентства бизнес-событий «ExpertUm», а записаться на само событие можно здесь – но билеты быстро кончаются

Читай также:

Комментарии

Правила комментирования

лидерство