Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока
$ 66.87 € 76.18
Кирпичный бизнес: выжить любой ценой

 Фото: Александр Патрин / «Капитал»

Кирпичный бизнес: выжить любой ценой

Статьи | Понедельник, Май 15, 2017 13:40

Обыкновенный кирпич по-прежнему, несмотря на всевозможные новейшие технологии в строительстве, остается весьма востребованным и популярным материалом, являясь символом надежности и прочности. Но кирпичное дело не так уж беспроигрышно, как может показаться на первый взгляд инвестору.

Построить кирпичный заводик легко и выгодно? Это возможно только в теории. Если ей верить, для собственного доходного производства необходимы всего-навсего сырье, оборудование, производственный цех и каналы сбыта. Разберём проект «по кирпичикам».

 

Глина и логистика

Первое – сырье. Базовым сырьем для производства керамического кирпича испокон веков была глина. Та, которая лежит на поверхности, и добывается без дорогостоящей техники. Однако, глина глине – рознь. Не всякая годится для производства. От качественного состава материала напрямую зависит качество кирпича.

Хороший керамический кирпич производится из глины с постоянным составом минералов, добытой мелкой фракцией. Даже цвет кирпичу обеспечивает в первую очередь глина, ее минеральный состав. Так, для производства белого кирпича, который ценится на рынке в два-три раза дороже красного, требуются белые глины.

В Кемеровской области цветной облицовочный кирпич, в том числе бежевого цвета, производит Ленинск-Кузнецкий завод строительных материалов, привозящий белую глину аж из Орска. Смешивая белую глину со своей, завод получает кирпич светло-персикового цвета. Цена на него практически в три раза выше цены на рядовой красный, почти 18 рублей за штуку, однако, как сообщили на заводе, на сегодняшний день бежевого кирпича на складе нет – разобрали перед строительным сезоном.

Близость производственных цехов к месторождению глины – это важный момент в ценообразовании готового продукта. По словам владельца Промышленновского кирпичного завода, когда производство находится от сырьевой базы в радиусе одного километра, то можно рассчитывать, что доля транспортных расходов в себестоимости кирпича будет значительно ниже. Близость к сырью и областному центру как рынку сбыта дают Промышленновскому заводу конкурентное преимущество – снижение розничной цены благодаря минимальным транспортным расходам. Завод производит самые ходовые марки полнотелого керамического кирпича М100 и М125, востребованные как в частном домостроении, так и в многоэтажном жилищном строительстве.

Киселевский кирпичный завод производит только одну марку – М100. Высокомарочный кирпич М150 применяется, главным образом, в высотном строительстве, спрос на него наименьший, производить его берется не каждый завод. Из кузбасских производителей только Мазуровский кирпичный завод имеет эту марку в своем ассортименте.

 

Зачем нам модернизация

«На сегодняшний день потребность в кирпиче керамическом для кемеровских строек закрывают Мазуровский кирпичный завод, Промышленновский, Киселевский, а также немного из соседних регионов – Томской и Новосибирской областей. Соотношение цена/качество наилучшее у Мазуровского КЗ. Промышленновский и Киселевский кирпич дешевле, качество ниже, но удовлетворительное, – считает наш эксперт, Сергей Агарков, член Совета директоров ООО «Програнд». – В последние 3–5 лет многие заводы прекратили выпуск продукции: Юргинский, Кедровский заводы. Связано это либо с необходимостью серьезной модернизации производства (Кедровка), вложения в которую требуют отчетливых перспектив загруженности и сбыта продукции на несколько лет вперед, чего в свою очередь не может гарантировать общая ситуация строительного рынка Кузбасса. А те, что вложились в модернизацию и наладили мощное по объёмам выпуска современное производство (Юрга), столкнулись с отсутствием развивающегося рынка потребления. Роста нет с 2014 года – либо стагнация, либо падение».

По мнению эксперта, для создания востребованного в условиях конкуренции высококачественного продукта с невысокой продажной ценой требуется современное технологичное производство с большим объемом выпуска и, соответственно, реализации.

Из работающих в Кемеровской области заводов глубокое техническое перевооружение произвел Мазуровский КЗ. Промышленновский завод в минувшем году тоже переоборудовался. Как пояснили на производстве, там установили «не новое, но более современное» оборудование, которое позволит предприятию выпускать 10 миллионов кирпичей в год.

 

Кто покупает кирпичи

Наибольший объем потребления рядового керамического кирпича – в многоэтажном жилищном и нежилом строительстве. Соответственно, львиную часть сбыта обеспечивают строительные компании. К примеру, на Промышленновском заводе юрлица в структуре сбыта составляют 95%.

Если говорить о декоративных и отделочных видах кирпича (облицовочный), то он в большей мере пользуется спросом у частных лиц.

«Привлекательным сегментом для производителей стройматериалов остаются физические лица – все же ремонт квартир и загородной недвижимости осуществляется населением постоянно, – считает директор управления маркетинга Группы компаний «Главновосибирскстрой», куда входит Кирпичный завод «БрикСтоун» (представительства завода есть в Новокузнецке, Барнауле и Новосибирске), Ирина Мосина. – Но что интересно, по итогам 2016 года, темпы роста производства, например, керамического и силикатного кирпичей были отрицательными – снижение на более, чем 20%. Тогда как производство гиперпрессованного кирпича и тротуарной плитки выросло на 6%. Это обусловлено тем, что потребители ищут более качественные и эстетичные отделочные материалы, не желая выходить за рамки ограниченного бюджета».

Ирина Мосина также прогнозирует, что в ближайший год ситуация на рынке стройматериалов будет по-прежнему сложной: «Поскольку сбыт отделочных материалов напрямую связан с жилищным и нежилым строительством, где наблюдается отрицательная динамика, ожидается, что спрос и на строительно-отделочные материалы снизится».

 

Производство вопреки

Сергей Агарков, оценивая «кирпичный» бизнес в целом, считает, что вложения в него в современных реалиях очень рискованны:

«Производство кирпича очень чувствительно к региональной ситуации в строительной отрасли, которая непосредственно влияет на объем сбыта продукции».

Если к вышеперечисленным «кирпичикам» добавить, что изготовление керамического кирпича энергетически затратное, потому что включает процесс обжига, то и одобрительных аргументов в пользу столь рискованного бизнеса практически не остается.

По разным причинам с кемеровского строительного рынка уходят производители. Те, кто остался, продолжают делать свое дело и получать прибыль. Одни – благодаря поддержке сильных инвесторов, другие – вопреки реалиям рынка, но продолжают работать с минимальной выгодой, а то и без нее, любой ценой держась за потребителя.

На Промышленновском кирпичном заводе прямо говорят, что в минувшем году им приходилось продавать продукцию на уровне себестоимости:

«Но для нас главное – не остановить производство. Потому что, возобновить работу закрытого завода – очень дорого и практически невозможно», – поясняет его владелец. – А еще было важно сохранить коллектив, который складывается годами и стабильно, качественно работает».

Ощущение производителей перед началом нового строительного сезона примерно совпадает с экспертными оценками: лучше навряд ли будет. Однако, все надеются на чудо.

Читай также:

Комментарии

# Комментатор. // 16 Май 2017 00:25

Комментатор.

лучше навряд ли будет. Однако, все надеются на чудо.

Да это враги какие-то ,а не изготовители....Они,как истинные патриоты, должны говорить "всё и так зашибись,а будет ещё лучше"Yes

# Комментатор. // 16 Май 2017 00:28

Комментатор.
А когда-то и в Рудничном районе был кирзавод.

Правила комментирования

советы