Вход
$ 66.47 € 77.75
Как в Кузбассе учат вести социальный бизнес

 Фото из архива организации

Как в Кузбассе учат вести социальный бизнес

Статьи | Среда, Сентябрь 12, 2018 11:40

С 22 по 24 августа в кемеровском бизнес-инкубаторе состоялась форсайт-сессия «Создаём социальный бизнес», которую организовал Центр инноваций социальной сферы Кемеровской области (муниципальный некоммерческий Фонд поддержки малого предпринимательства города Кемерово). 25 предпринимателей со всего Кузбасса приехали ознакомиться с алгоритмом построения модели социального бизнеса, современными подходами к оптимизации работы компании и инструментами привлечения инвестиций. Вёл сессию федеральный эксперт Денис Богатов, директор Центра развития социального предпринимательства Российского государственного социального университета.

 

Социальный бизнес и социальный проект: отличия

Сессия прошла в рамках «Мастерской социального предпринимательства» — регулярного комплексного обучающего проекта, объединяющего ряд мероприятий в течение года. Для участия предприниматель должен иметь опыт в бизнесе и стремление реализовать идею, которая принесёт социальный эффект.

Социальное предпринимательство — это бизнес, который решает социальные, культурные и экологические проблемы. Прибыль для него — не самоцель, а средство для выполнения этих задач. Примеры социального предпринимательства — фабрика игрушек, на которой работают люди с особыми потребностями, или частный музей, который привлекает туристов, восстанавливая детали быта коренных народов и решая таким образом образовательные задачи.

— В сфере социального предпринимательства хотят развиваться люди с огромной внутренней энергией, — рассказывает Светлана Энгель, руководитель МНФПМП города Кемерово. — Но порой им не хватает знаний именно в сфере бизнеса. Они проходят этап организации дела, но потом им нужно понять своего клиента, осознанно заняться маркетингом, выстроить бизнес-процессы, спланировать развитие. Для этого требуются компетенции, которые ЦИСС и помогает доращивать. Мы ежегодно организовываем Мастерскую социального предпринимательства и даём знания тем, кто хочет их получить. Таких много. В этот раз у нас было 45 заявок. Оставили только 25, взяли тех, у кого есть дело или готовая бизнес-идея. И три дня показывали социальное предпринимательство как новую нишу, новую возможность для развития.

Первый день участники посвятили определению социального предпринимательства, разбору механизмов его работы. Денис Богатов описал, как этот вид бизнеса реализуется в России и чем в этом деле может помочь государство.

— Важно перестать путать некоммерческие социальные проекты с социальным бизнесом, — отмечает Светлана Энгель. — Понять, как решать социальные задачи и при этом получать прибыль. Люди приходят идейные, они хотят делать в первую очередь благотворительные проекты. Мы показываем им, как добиваться своих целей другим путём, сделать проект окупаемым и больше не зависеть от бюджетного финансирования.


 

Финансирование: больше вариантов

В отдельном блоке Денис Богатов разбирал тему привлечения инвестиций. По эффективности в сфере социального бизнеса в топе механизм краудфандинга.

Краудфандинг — это коллективное добровольное финансирование проектов. Автор анонсирует свою идею на специализированном сайте для сбора средств, все желающие вносят деньги и получают взамен символическое нематериальное вознаграждение. Например, музыкант обращается к фанатам, чтобы собрать средства на запись нового альбома. Взамен каждый жертвователь получает автограф и публичное выражение благодарности.

Эксперт рассказал о механизме работы крупной краудфандинговой платформы Planeta.ru и проектах, которые получили на ней финансирование.

— Краудфандинг — это современный инструмент привлечения инвестиций, — отмечает Светлана Энгель. — Даже если это частные деньги, не требующие возврата, это всё равно инвестиции общества в решение общих проблем. Это не бюджет.

 

На второй день на двухчасовом форсайте участники под руководством Дениса Богатова разрабатывали бизнес-модели применительно к конкретным задачам, составляли карту эмпатии целевой аудитории и в игровом режиме проверяли свои навыки ведения дела.

— Мы выстраиваем мышление в категориях бизнес-модели, — объясняет федеральный эксперт. — Предприниматели должны понимать: да, они решают социальную проблему, но без экономической устойчивости прогорят, и от этого никому не станет лучше. Поэтому нужно позаботиться о грамотной финансовой модели и о стабильной прибыли. С этой целью региональные ЦИССы проводят тренинги по проектному менеджменту, бизнес-моделированию и другим подобным темам.

Денис Богатов отмечает, что в выполнении многих задач социальный бизнес эффективнее бюджетных программ поддержки некоммерческих проектов. Некоммерческим организациям, чтобы делать свои добрые дела и добиваться ощутимого социального эффекта, нужны бюджетные деньги, гранты. А это вещь непостоянная: в этом году ты получил грант или субсидию, но в следующем её никто не гарантирует. Некоммерческие организации тоже могут оказывать услуги за деньги, но должны направлять их на уставные цели, и стимула зарабатывать у них нет.

— Социальное предпринимательство — это следующая ступень развития, — объясняет эксперт. — В постоянно действующей бизнес-модели предприниматель рассчитывает только на свои услуги или продукт. Уже не получится так, что мы реабилитируем детей-инвалидов, а через год говорим им: извините, я грант не получил и больше не могу с вами работать.

 

Перспективы для социального бизнеса

Третий день участники посвятили командной работе над проектными кейсами, структуризации продукта, разбору IT-решений для работы с клиентами и внутри компании. Завершилась форсайт-сессия деловой игрой. В ней участники повторили изученное и применили его на условном рынке.

— В реестре ЦИСС больше 500 зарегистрированных социальных предпринимателей, — рассказывает Светлана Энгель, — и это без тех, кто соответствует критериям социального бизнеса, но сам себя так не идентифицирует, действуя стихийно. В течение года проходит ряд мероприятий: ежегодный региональный конкурс «Лучший социальный бизнес», Мастерская социального предпринимательства, осенью проведём уже третий форум «Комьюнити социальных предпринимателей Кузбасса». Мы формируем большую воронку, через которую отбираем интересные бизнес-модели и перспективные компании. Для них готова акселерационная программа на полгода, по итогам которой на месте каждой модели планируем получить масштабируемый социальный бизнес.

— Кузбасский ЦИСС выделяется на фоне других, — отмечает Денис Богатов. — Здесь нестандартно и эффективно подходят к реализации госпрограмм по развитию социального предпринимательства, используют современные механизмы консультирования. Этот подход задаёт темп развития социального бизнеса в регионе. Я третий раз приезжаю в Кузбасс, изменения очевидны. ЦИСС сформировал сообщество. Нашёл социальных предпринимателей, сформулировал общие интересы, начал позиционировать социальный бизнес в публичном поле, показывать плюсы его развития. Сегодняшние участники не просто хотят что-то узнать, это совершенно другие люди, они «заряжены» социальной миссией. Это результат многолетней работы по формированию сообщества. Предприниматели знают социальную проблематику изнутри и смогут переложить её на бизнес-модель. 

Ярослава Уткина, студия театра «Ярус»

В прошлом году Ярослава выиграла в конкурсе ЦИССа. «Ярус» признали лучшим социальным бизнесом в сфере культурно-просветительской деятельности. Призом стала полугодовая акселерационная программа «Кейс-клуб «Комьюнити».

— Я получила знания, которые фундаментально изменили мой взгляд на бизнес. В основу легло понимание: он хоть и социальный, но всё же бизнес. Его можно и нужно развивать именно в этом качестве. Я пришла сюда, чтобы снова от начала до конца разобрать свой бизнес, посмотреть на него свежим взглядом. Поговорить с другими предпринимателями. Это был важный опыт, он стал толчком для развития, это точно. Раньше я относилась к театру как к хобби. Задачей было не заработать, а выйти в ноль. А вот теперь поставила цель выстроить бизнес, может, даже масштабироваться. Мне уже предлагали открыть театр в других городах. Чтобы это сделать, нужно пересмотреть бизнес-модель.

 

Никита Асеев, интернет-портал для людей с особыми потребностями «Лабиринт 42»

У Никиты Асеева детский церебральный паралич, говорит он с большим трудом. В 2015 году Никита создал «Лабиринт 42». Размещает на нём новости, статьи, инструкции для тех, кто каждый день преодолевает сложности. Никита принимал участие в организации кинопоказов для слабовидящих и слабослышащих людей, устраивал фотовыставки «Сила духа» в Кемерове и Новокузнецке.

— Три года «Лабиринт» существовал на мои личные средства и деньги благотворителей, — рассказывает он. — В этом году проект получил два гранта. Сейчас я хочу заняться проблемой трудоустройства людей с особыми потребностями. Такие люди часто не могут найти работу, но у меня есть пара идей. Надеюсь, эта сессия поможет понять, что делать дальше, и выведет «Лабиринт 42» на новую ступень развития.  

 


Майя Муравьёва, ООО «Радуга Тур», детские экскурсии «Мир на ладошке»

Майя собирает детские группы и устраивает автобусные и пешеходные экскурсии по Кузбассу. Раскопки динозавров в Шестаковском комплексе, «Танайский Акрополь», заповедные места Кузнецкого края, — Майя хотела бы, чтобы каждый ребёнок в Кузбассе мог увидеть эти места. Если не вживую, то на виртуальной экскурсии. На закупку оборудования и развитие первого этапа проекта виртуальных экскурсий «Мир на ладошке» ей нужно 190 000 рублей.

— Любой бизнес полезен. Но социальный бизнес решает задачи, которые государство решить не может или просто не видит. А мы — простые люди, которые увидели проблему и стали её решать. Это порыв души и сердца. Не каждый человек может стать социальным предпринимателем. Главная цель — не заработать много денег, а принести благо людям.

Проект «Мир на ладошке» рассчитан на детей от 6 до 17 лет. Найти на него деньги оказалось непростой задачей.

— Этично ли много зарабатывать в социальном бизнесе? Мой ответ — да. Потому что заработанные деньги ты направляешь на благо людей, на развитие своего бизнеса. На сессии я нашла ответы на свои вопросы, получила максимально конкретные рекомендации. Я была в небольшом тупике: проект есть, а финансирования нет, только личные средства. Мы участвовали в конкурсе фонда «Навстречу переменам», вышли в полуфинал, но до гранта не дотянули. Потом пытались использовать краудфандинг на платформе Planeta.ru, но делали это не совсем правильно. Денис Богатов по полочкам разложил, как я должна действовать, чтобы собрать деньги. Ознакомился с моим проектом, тактично указал на ошибки и дал подробные пошаговые инструкции. До этого я нигде таких советов не получала. Сейчас у нас есть выход на широкую аудиторию, программа поощрения спонсоров, готовые поучаствовать учителя и понимание, что делать дальше. Я верю: в этот раз мы найдём инвесторов и запустим эффективный социальный бизнес.


Елена Павлова, семейный коворкинг-центр:

Елена пришла с идеей, у которой пока нет названия, но есть модель. Это семейный коворкинг-центр, в котором родители с детьми будут работать, участвовать в семинарах, мастер-классах и тренингах.

— У нас в Кемерове почти нет площадок, на которых семья могла бы что-то делать вместе, — объясняет предпринимательница. — Притом статистика разводов печальная. Совместная деятельность, общение внутри семьи пошли бы на пользу. Социальная роль такого бизнеса — объединять семьи. Раньше мне казалось, что эти начинания никому не нужны, и даже пытаться бесполезно. На мероприятии я увидела, что нас готовы обучать и поддерживать мой проект. Поняла, как искать финансирование, как выстроить бизнес-модель, чтобы проект развивался и эффективно работал.

 

Работа продолжается

Предприниматели познакомились с инструментами проектного управления, разными вариантами привлечения финансирования, обменялись свежими идеями для развития бизнеса. Каждый проект получил рекомендации от федерального эксперта.

Центр инноваций социальной сферы продолжает работу с социальными предпринимателями. Уже сейчас, до конца сентября, идёт приём заявок на ежегодный региональный конкурс «Лучший социальный бизнес». Этот конкурс — прекрасная возможность найти инвесторов, заручиться поддержкой и получить консультации экспертов, представителей региональной власти и успешных социальных предпринимателей, которые будут оценивать участников в финале.

В октябре новых участников ждут на третьем ежегодном Комьюнити социального предпринимательства Кузбасса: более ста бизнесменов обсудят лучшие практики и продуктивные механизмы ведения дела, примут участие в тренингах, найдут партнёров и единомышленников. Всё это сработает на увеличение числа социальных предпринимателей, рост эффективности решения задач, стоящих перед обществом. 

Читай также:

Комментарии

Правила комментирования

стартапы