Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока
$ 59.63 € 70.36
Как меняться в кризис? Начинаем с диагностики управления

Фото: «Инталев»

Как меняться в кризис? Начинаем с диагностики управления

Статьи | Четверг, Апрель 30, 2015 11:13

Несколько правил, которые помогут самостоятельно выполнить проверку системы управления и выписать «рецепт» своему бизнесу.

Кризис — время, когда успешно жить по-старому становится невозможно. Меняется состояние рынков, спрос и покупательская способность — на это отреагируют многие бизнесы, и будут правы. Меняются курсы валют, банковские ставки и условия по кредитам — это также придется учесть.

Кроме того, новых условиях всегда становятся очевидными внутренние проблемы компании — недостатки в системе управления. Теперь, когда эффективность из бизнеса надо буквально выжимать «до капли», пришло время исправить эти недостатки.

Очень хорошо, если руководитель трезво смотрит на ситуацию в своей компании и имеет четкую объективную информацию о том, какие «дыры» нужно залатать и как это сделать. К сожалению, более распространенный вариант — паническое желание сократить и порезать штат, расходы, не особенно задумываясь о том, повысит ли это эффективность бизнеса в перспективе.

Для тех, кто ищет пути повышения эффективности, обязательный этап — диагностика. Медицинский термин подходит здесь очень хорошо: ведь прежде, чем лечиться, мы должны понять, от чего именно и какими средствами! Еще одно сходство в том, что и диагностика в бизнесе, и диагностика в медицине имеют четкие правила и технологии.

Компания «Инталев» проводит диагностики уже 19 лет — наша команда накопила большой опыт в самых разных компаниях. Уверена, сейчас эти знания будут полезны многим. Итак, как же провести этот «осмотр», чтобы выявить больные места и точки роста для компании?

Технология проведения диагностики системы управления базируется на сравнении существующей ситуации с тем, как должно быть. Причем «должно быть» не только в теории, а в многолетней практике успешных компаний, опыт которых становится тем самым «законом джунглей». Важная поправка — представление об этом опыте должно быть системным и не должно ограничиваться только собственной практикой («я работал в одной компании, так вот у нас было так, и ничего — жили»).

По моему опыту, диагностика чаще всего выявляет проблемы в сфере мотивации персонала, управления финансами, управления продажами, организационной структуры и стратегии бизнеса. Давайте разберем, на что важно обратить внимание при оценке работы каждой из этих функциональных областей.

Стратегия

Важно понимать, что миссия компании, а также мечты ее руководителей — это немного другой жанр. Стратегия должна быть формализована, переведена с языка лозунгов на язык планирования. Бизнес должен иметь конкретные цели, декомпозированные до уровня подразделений и сотрудников, все показатели должны быть оцифрованы. Стратегия — это не столько про то, к чему мы будем идти, сколько про то, как мы будем это делать. А также про то, чего мы не делаем, фокусируясь на главном.

Оргструктура

В первую очередь, тип организационной структуры должен соответствовать специфике бизнеса. Без этого в компании не будет необходимой ответственности за результат на разных уровнях управления. Например, строителям необходима матричная структура (в которой, в отличие от линейно организованных предприятий, можно настроить параллельное управление проектами), а дистрибуторам — дивизиональная (подразумевающая определенную автономию подразделений).

Кроме того, важно оценить, нет ли в компании избыточности вертикалей управления — руководители и вся иерархия «под ними» должны выделяться исходя из зон ответственности. Часто нам встречается такая ситуация, когда в подразделении есть начальник, у него — зам, а у того — еще один зам (бывает, что и на этом все не заканчивается). Возникает вопрос: а правильно ли распределена ответственность в этом подразделении? Как это сказывается на эффективности управления?

Продажи

Для того, чтобы управлять своими продажами, вы должны четко представлять себе воронку и контролировать ее стадии. Проверьте, описаны ли у вас у вас процессы продаж, контролируете ли вы эти процессы в ежедневном режиме — здесь вам понадобятся показатели (количество звонков, встреч). Важно, чтобы мотивация менеджеров по продажам была привязана именно к этим показателям и была личной, а не коллективной.

Управление финансами

Здесь стоит обратить внимание на то, как выстроены процессы планирования и сбора отчетности. Описаны ли они, или регламенты существуют только в головах сотрудников, а значит, роль субъективного фактора возрастает в разы?

Полнота, оперативность и достоверность информации — вот что необходимо для принятия управленческих решений. О какой полноте может идти речь, если вы управляете только на основе информации о движении денежных средств? Как можно доверять цифрам в отчетах, если методики их сбора не описаны, и сотрудники составляют их вручную известным только им способом?

Подробнее о том, как оценить эффективность системы управления финансами компании, читайте в материале «Финансы предприятия: 5 главных вопросов».

Мы разложили диагностику по функциональным областям, но важно помнить, что успешная диагностика — это комплексная диагностика. Хотя бы потому, что истинные причины тех или иных «симптомов» могут лежать левее, правее или даже глубже, чем мы можем предполагать. А цель нашего «осмотра» — найти первопричину.

Кроме того, очень важно определить, кто будет проводить диагностику. Это может быть штатный сотрудник или привлеченный консультант, однако его компетентность не должна вызывать сомнений. Несомненный плюс «взгляда со стороны» — объективность и незашоренность, однако мы знаем случаи, когда компании проводят диагностику самостоятельно.

И, наконец, важное условие успешной диагностики — заинтересованность первого лица компании. Только желание посмотреть на ситуацию непредвзято может привести к тому, что ошибки будут обнаружены и исправлены.

Марина Гуляева  — генеральный директор Сибирского офиса «Инталев».

«Инталев» — международная группа компаний с главным офисом в Москве и представительствами в Новосибирске, Киеве и Алма-Ате. Входит в топ-5 компаний России в области финансового консалтинга (РА «Эксперт»). Сибирский офис «Инталев» работает в Новосибирске с 2006 года. Специализация компании — комплексные проекты по постановке и автоматизации систем управления предприятием.

Читай также:

Комментарии

Правила комментирования

советы