Вход
$ 66.92 € 76.07
«Генезис»: акселерация бизнеса в разгаре

 Фото: Андрей Зонин / A42.RU

«Генезис»: акселерация бизнеса в разгаре

Статьи | Понедельник, Декабрь 03, 2018 09:00

В Кузбасском технопарке 14 ноября собрались представители деловых объединений и органов государственной власти, руководители банков и крупных промышленных предприятий. В центре внимания – промежуточная презентация участников акселератора «Генезис», программы развития кузбасских инновационных проектов с высоким коммерческим потенциалом.

 

Без разминки в бой

Акселерация — это программа интенсивного развития бизнеса в короткий срок, в случае «Генезиса» — за два месяца. Акселератор обеспечивает обучение и экспертную поддержку, налаживает контакты между командами проектов и инвесторами. В департаменте инвестиций и стратегического развития Кемеровской области отмечают, что главная цель создания акселератора — поддержка жизнеспособных кузбасских стартапов, способных вырасти в работающий бизнес.

В первый набор «Генезиса» подали заявки 60 проектов, но прошли сито экспертного отбора и начали акселерацию только 25. Сегодня, пройдя через вторую питч-сессию, они миновали экватор программы. Питч — это короткая, на считаные минуты, презентация проекта перед потенциальными инвесторами.

Среди проектов — как уже состоявшиеся, действующие бизнесы, которые хотят масштабироваться, так и сформулированные студентами проекты на стадии идеи, которым нужно создать прототип, рассчитать рыночные показатели и перспективы, «упаковать» проект для инвестора. Система отопления помещений с помощью сверхэффективных электрических нагревательных элементов. Утилизация бытового мусора по технологии ускоренного разложения. Городские указатели направлений, связывающие людей через мобильное приложение. Больше двух десятков новых идей, которые при правильном приложении рук, головы и денег смогут превратиться в успешную компанию. Или не смогут. Успех зависит не только от продукта, но и от знаний, умений и навыков команды. В первую очередь за этим они и пришли в акселератор.

— У акселератора в классическом понимании две цели, — рассказывал перед сессией Евгений Востриков, руководитель технопарка. — Первая — проверка бизнес-идеи. Вторая — проверка самой команды на стрессоустойчивость, способность быть эффективными, принимать верные управленческие решения в моделируемых бизнес-ситуациях.

В рамках акселератора команды учатся у опытных предпринимателей, консультантов, финансистов. Так, о бизнес-моделировании рассказывает председатель экспертного совета Московского кластера бизнес-инициатив Владислав Тарасенко. Методологию customer development участники разбирают с консультантом Сбербанка и Роснано Владиславом Шипиловым, а продажи b2b — с трекером Фонда развития интернет-инициатив и GVA Accelerator Андреем Тяном.

При создании «Генезиса» привлекли федеральных экспертов и консультантов. Они отмечают: Кузбасский технопарк сразу же поставил перед собой непростые задачи. Опыта акселерации в регионе нет. Конкретного венчурного фонда, под метрики которого нужно дорастить проекты — тоже, вместо него — группа частных инвесторов с разными запросами. Проекты, проходящие акселерацию — не из одной отрасли, а из разных, и на разном уровне развития. Чтобы программа давала экономический результат, быстро и эффективно учиться придётся не только предпринимателям, но и организаторам акселератора.

 

Три уровня «Генезиса»

Модель кузбасского акселератора — трёхуровневая.

На первом уровне команды проходят через образовательные модули. Это не обычные лекции, а блоки теоретического материала, наложенные на разбор практических кейсов. Каждый из экспертов даёт командам домашнее задание, а спустя неделю проверяет, даёт обратную связь и рекомендации каждому проекту.

На втором уровне включаются трекеры, которые в прошлом сами развивали стартап с нуля, прошли акселерацию в Сколково или Фонде развития интернет-инициатив. На старте каждому проекту провели диагностику и составили дорожную карту на период акселерации — по ней трекер и ведёт команду. Встречи проходят еженедельно, на них трекер отслеживает, как команда решает короткие задачи внутри дорожной карты.

Третий уровень — работа с менторами: региональными инвесторами и предпринимателями. Они направляют проекты, дают советы, исходя из своего успешного опыта.

— В конечном счёте акселератор даёт предпринимателям-участникам конкретный набор навыков, — замечает Елена Чурина, руководитель департамента инвестиций и стратегического развития Кемеровской области. — Здесь учат анализировать рынок, просчитывать бизнес-модель, формировать команду и взаимодействовать внутри неё, презентовать проект инвесторам — частным и институциональным. Для региона же в долгосрочной перспективе акселератор призван решить более глобальные задачи.

 

Сводный заказ на инновации

— Мы бы хотели, чтобы на производстве внедрялись наши российские разработки, — говорит Татьяна Евменова, руководитель центра управления проектами технопарка. — Чтобы компании настроили свой технологический фокус, находили интересные решения и встраивали в свои производственные цепочки.

Механика при этом может быть разной. Например, такой: акселератор, получив заказ, проводит технологический аудит, помогает получить финансирование на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Компания вносит предложения по доработке технологии, чтобы встроить её в производственный процесс. А затем либо полностью покупает стартап, либо берёт технологию и осуществляет лицензионные отчисления.

Однако всё это пока в будущем. Первому набору «Генезиса» привлечение инвестиций или корпоративный заказ никто не гарантирует, и в официальных целях программы акселерации такого пункта нет. Для нынешних участников главная цель — получить навыки.

— При наборе многие участники говорили, что готовы к привлечению инвестиций, — рассказывает Татьяна Евменова. — Спустя месяц акселерации поняли, что ведение бизнеса — целая профессия, а проект нужно изрядно доделывать, и лишь затем принимать на себя ответственность и серьёзные финансовые обязательства. Это тоже результат.

 

Фонд «Сколково» и мифы

В августе Кузбасский технопарк при поддержке департамента инвестиций и стратегического развития стал региональным оператором Фонда «Сколково». Получить статус резидента, доступ к обучающим программам, экспертизе, партнёрам и инвесторам «Сколково» теперь проще. Для этого уже не надо лететь в Москву, но нужно выполнить ряд условий, дорасти — и с этим тоже поможет программа акселерации.

О возможностях фонда рассказал Юрий Сибирский, один из руководителей департамента регионального развития. Отдельно остановился на мифах, которые окружают деятельность «Сколково» в регионах.

Миф первый: «„Сколково“ идёт в регионы, потому что федеральные проекты закончились».

— Финансовый результат в регионах на самом деле ниже, — говорит Юрий Сибирский. — Это связано с объективными факторами. Регионов с крупным развитым бизнесом мало. Как раз Кузбасс, наряду с Екатеринбургом и Челябинском, имеет большой потенциал. Задача «Сколково» — не «пылесосить» страну, стягивая всё в центр, а помогать им на местах, давать дополнительный инструментарий для развития компании без необходимости ехать в Москву.

Миф второй: «К „Сколково“ без ста миллионов привлечённых инвестиций и подходить не стоит».

— Через фонд прошли тысячи компаний разного масштаба. Да, чем ближе компания к внедрению и первым продажам, тем шире у нас инструментарий, чтобы ей помочь — так сконструированы меры поддержки. В то же время правила позволяют прийти компаниям если не на этапе идеи, то когда проект создан и получил первый грант от того же Фонда содействия инновациям. Стоит ли всем ранним компаниям ориентироваться на «Сколково»? Скорее нет. Стоит ли компаниям, у которых рынок — крупные корпорации, а для продаж нужно выходить на федеральный рынок? Скорее да.

Миф третий. «„Сколково“ рубль даст — а десять заберёт».

— «„Сколково“ забирает большую долю», «„Сколково“ забирает права на интеллектуальную собственность», — это неправда, — объясняет Юрий Сибирский. — Фонд «Сколково» существует как некоммерческая организация. Сам статус участника не сопряжён со взаимными обязательствами. Если мы даём грант, — а мы даём его не всем подряд, хотя есть и такое заблуждение, — его не надо возвращать. Отчитался как положено и всё. Если проект доходит до получения инвестиций в венчурном фонде, условия рыночные, и какой-то дискриминации по отношению к проектам из «Сколково» нет.

 

Инновации ждут на производстве

По завершении питч-сессии губернатор Сергей Цивилёв пообщался с представителями несырьевого среднего бизнеса Кемеровской области и членами Клуба инвесторов Кузбасса. За закрытыми дверьми говорили о дилемме: создавать ли мощности в Кузбассе или идти за ними в соседние регионы и за границу. Бизнесмены настроены мощности создавать.

— Здорово, если бы некоторые проекты получили корпоративную поддержку ещё до завершения акселерации, — говорит Татьяна Евменова. — Например, Екатерина Сунчугашева представляет технологию переработки активного ила, сейчас предстоит проверить её на пробном полигоне. А в зале как раз есть представитель новокузнецкого ООО «Водоканал». Почему бы им не посотрудничать? Даже если соглашения не будет — это полезный опыт. И таких потенциальных связей много.

Программа акселерации завершится 13 декабря. А спустя несколько дней губернатор снова проведёт встречу с крупными производственниками Кузбасса, чтобы обсудить создание сводного корпоративного заказа на инновационные технологические решения. Бизнес, стремящийся к развитию, получит для этого новые возможности.

 

Комментарии участников

 

Евгений Сикора, участник акселерации, проект городской навигации «Притяжение»:

— Мы делаем «умные» столбы. Это указатели городских направлений — к достопримечательностям, объектам культуры, бизнес-центрам. Столбы общаются со смартфонами через мобильное приложение, помогая в навигации и создавая живое информационное пространство места, в котором каждый может оставлять и редактировать информацию. Это простор для туризма и социальных проектов, новый сегмент рынка наружной рекламы. Проект пока на стадии оформленной бизнес-идеи, для её проверки мы ищем инвестора.

 

Татьяна Розалёнок, научно-образовательный центр КемГУ, участник акселерации, проект антимикробной пищевой упаковки с кластерным серебром:

— Писать диссертацию и работать в лаборатории — это одно дело, а тут совсем другое. Когда приходишь из науки, очень сложно начать мыслить категориями бизнеса. Сейчас мы получаем новые знания и навыки в акселераторе. До построения финансовой модели пока не дошли, но наброски уже есть. Я уверена: если мы способны изобретать и проводить испытания, то сможем адаптировать свой творческий ум и к предпринимательской деятельности. Наука должна быть прикладной: находить своё применение на благо общества и процветания родного города, края и страны в целом. А для этого необходимо устанавливать синергические связи между наукой и бизнесом.

 

Роман Жаворонков, приглашённый эксперт, генеральный директор интернет-провайдера Good Line:

— Внедрение инноваций часто происходит с трудом. Проблема обычной большой компании в том, что существенные изменения может произвести лишь один человек. Назовём его условно «титаном». Даже топ-менеджеры не могут создать принципиально новое без участия «титана», а на уровне среднего и младшего менеджмента люди в принципе ничего нового ввести не в состоянии — для этого просто нет инструментов. Поэтому всё новое существует только при усилиях со стороны «титана», а как только из фокуса его внимания уходит — благополучно умирает. Поэтому важно вырастить маленьких «титанов» в рамках каждого проекта. Они не появляются сами по себе, поэтому мы внутри компании используем механизм акселератора. Изолируем ресурсы, отбираем людей и проводим их через все этапы. Команды проектов создадут принципиально новые продукты и увеличат конкурентоспособность компании.

 

Егор Каширских, генеральный директор инновационного научно-производственного центра «Иннотех»:

— Акселератор не просто выводит проекты на инвесторов, он строит инновационную инфраструктуру в регионе. Акселерация — это постоянный, длительный процесс с накопительным эффектом. Если наш регион — это организм, то акселерация — не хирургическая операция, а ведение здорового образа жизни. Сейчас есть задачи: учёные и промышленники говорят на разных языках. Инновации существуют отдельно от производства и не доходят до реализации. Инвесторы зачастую не понимают, зачем вкладывать деньги в несколько маленьких проектов, когда можно вложить много в один большой. Акселератор станет точкой притяжения для стартапов, идей, экспертов, вузов, технологий, инвесторов. Изменения в сознании, в методах ведения бизнеса, налаживание межрегиональных связей — всё это задачи, которые предстоит решать «Генезису».

 

Читай также:

Комментарии

Правила комментирования

советы