Вход
$ 66.42 € 75.21
Эксперт: условия банков в Кузбассе зависят от успешности компании

 Фото: архив компании, flickr.com

Эксперт: условия банков в Кузбассе зависят от успешности компании

Статьи | Четверг, Октябрь 11, 2018 12:00

Бизнес в Кузбассе ждут перемены. Меняется ситуация на рынке, отношение властей, внешние экономические условия. Меняется и модель работы с банками. О том, что сейчас происходит в среднем и крупном бизнесе Кузбасса, о диджитализации, кредитных ставках и сделках слияния и поглощения рассказал Илья Шаталов, заместитель директора по корпоративному бизнесу регионального центра «Сибирский» Райффайзенбанка.

 

Стоимость услуг зависит от бизнеса клиента

— Илья, как в Кузбассе меняются условия обслуживания для бизнеса?

— На них влияют три фактора. Во-первых, внешние экономические и политические условия. Политика Центрального банка, инфляция, возможное расширение санкций, волатильность на рынке — от этого зависит стоимость кредитных ресурсов и привлечения депозитов. Наш банк, как часть международной группы, практически не ощущает влияние санкций. Это, конечно, становится преимуществом для клиентов.

Во-вторых, это рыночная конкуренция, которая заставляет банки совершенствовать продуктовые линейки и работать над лояльностью клиентов. Например, в Райффайзенбанке мы уже несколько лет замеряем NPS, уровень удовлетворённости корпоративных клиентов. Обратная связь позволяет определить приоритеты и зоны роста. Ситуация на рынке, экономика и, соответственно, приоритеты бизнеса меняются. Значит, мы должны меняться вместе с ними.

Мы определили для себя основной вектор развития, чтобы предлагать клиентам лучший сервис. В работе со средним и крупным бизнесом мы стремимся к диджитализации всех процессов. Клиентам удобнее общаться с банком с помощью дистанционных каналов — значит, так тому и быть.

В-третьих, на условия обслуживания влияет уровень самих компаний, их бизнес-модель и кредитное качество. Это, на мой взгляд, главное: стоимость обслуживания для бизнеса зависит от развития и успешности этого самого бизнеса. Мы оцениваем бизнес-модель компании: способность развиваться в долгосрочной перспективе, выходить на новые рынки, повышать эффективность. Для предприятий, которые уверенно стоят на ногах, условия обслуживания будут только улучшаться. Для компаний, которые менее устойчивы, условия могут меняться в обратную сторону.

Наш банк, как часть международной группы, практически не ощущает влияние санкций.

— Значит, условия способны поменяться даже для действующих клиентов?

— Всё верно. Тренд последних лет — это всё большая дифференциация предложений для бизнеса. Чем успешнее предприятие, тем лучше становятся условия обслуживания.

— Какие услуги для бизнеса наиболее востребованы?

— Наши приоритеты смещаются от классического кредитования в сторону развития транзакционного бизнеса. В Кузбассе эти тренды также существуют. Клиентам всё интереснее услуги по управлению денежными средствами, обслуживанию внешнеэкономической деятельности, обслуживанию расчётов. Этот сегмент стремительно развивается в последние годы. Значительная модернизация произошла в сфере IT: транзакции для клиентов становятся быстрее и комфортнее. Сегодня транзакционный бизнес востребован, поэтому конкуренция за лучших клиентов здесь особенно острая.

Ещё один тренд: банки уделяют всё больше внимания малому и среднему бизнесу. Сегодня компаниям этого сегмента предлагают те же удобства и возможности, что раньше реализовывались только для крупнейших компаний.

Райффайзенбанк работает в концепции «домашнего банка» — предлагает компаниям комплекс услуг. Наши клиенты получают высокий уровень обслуживания в корпоративном и розничном блоке одновременно, в том числе услуги по управлению личными финансами акционеров и топ-менеджмента. Клиенты, понимая, что при комплексном обслуживании условия банка более привлекательны, на этапе принятия решений оценивают все его возможности. Они точно знают, что выиграет компания, что получат её сотрудники, как это отразится на удобстве и скорости расчётов. Поэтому тренд на комплексные предложения тоже существует.

— Отличается ли ситуация от региона к региону? Какая специфика у Кузбасса?

— Да, региональные отличия есть. Кузбасс выделяется большим количеством сырьевых компаний, многие из которых являются экспортёрами. В условиях высоких цен на уголь и курса валют относительно рубля кузбасские компании показывают наибольшую положительную динамику в Сибири.

Чем успешнее предприятие, тем лучше становятся условия обслуживания.

 

 

Как изменятся кредитные ставки

— Как банк принимает решение о выдаче кредита?

— Мы стремимся глубоко погрузиться в бизнес клиента, чтобы совместно выстроить долгосрочную стратегию инвестирования и развития. Нам важен потенциал клиента и устойчивость его бизнес-модели. Чем клиент понятнее для банка, чем более полную информацию он предоставляет и активнее общается, объясняет причинно-следственные связи в своем бизнесе, тем проще банку принять решение по кредитованию. Срабатывает принцип win-win: клиент помогает банку принять качественное решение и предоставить оптимальные условия, а банк помогает структурировать проекты, делится своей экспертизой отраслей и рисков. Поэтому решение о кредитовании — это большая совместная работа, можно сказать, team-up, когда команда клиента сотрудничает с командой банка для общей цели.

— Как изменится динамика ставок? Будут ли кредиты далее дешеветь?

— Кредиты за последний месяц стали дорожать. Это больше связано не с фундаментальными факторами, а с внешним фоном. В целом до конца года мы не ожидаем существенных изменений.

— Есть ли особенности в подходе Райффайзенбанка к работе с бизнесом?

— Мы прежде всего универсальный банк. На всех этапах роста бизнеса — от выдачи первого кредита ИП и до выведения компании на публичные рынки — услуги банка соответствуют высоким международным стандартам. Можно сказать, что в ДНК Райффайзенбанка есть слово «качество». Это одно из наших стратегических преимуществ.

Сегодня у Райффайзенбанка лучшая комбинация кредитных рейтингов на российском банковском рынке. Мы на первых строчках рейтинга самых надёжных банков России. Для клиентов это важные показатели. Бизнес сейчас — и это тоже один из трендов — уделяет всё большое внимание надёжности финансового партнёра. На фоне политики оздоровления банковской системы, проводимой ЦБ РФ, управление собственными денежными средствами и их сохранение для компаний стало такой же важной целью, как и привлечение кредитов.

Выбор клиентов мы уже ощутили на себе. По итогам первого полугодия Райффайзенбанк в Сибири кратно нарастил пассивы в корпоративном сегменте: Значительно увеличилось количество новых клиентов, особенно в сегменте среднего бизнеса.

Кредиты за последний месяц стали дорожать.

 

Какие инструменты выбирают компании

— В каких сферах или отраслях лизинг существенно выгоднее кредитов?

— Лизинг — это тоже кредитный инструмент, поэтому он не может быть существенно выгоднее по стоимости. Но у лизинга есть преимущества с точки зрения удобства, обеспеченности сделок, особенностей налогообложения лизингополучателей. Сейчас мы видим большой интерес к лизингу в сегменте добывающей промышленности, где особенно активно идёт обновление основных средств.

— Раньше Райффайзенбанк не делал большого акцента на лизинге. Что изменилось сейчас, почему?

— Этот продукт всегда был в нашей линейке. Но по мере роста спроса со стороны сибирских компаний мы действительно создали филиал «Райффайзен-Лизинг» в Новосибирске. Это позволило нам увеличить объёмы корпоративного бизнеса. Лизинг для нас — одно из приоритетных направлений, и темпы роста там значительные.

— Какие ещё сервисы востребованы бизнесом?

— Трендом последних лет стал рост сделок слияния и поглощения. Сейчас мы видим консолидацию отраслей. Это особенно заметно в ритейле, фармацевтике, добывающей промышленности. Бизнес в целом находится на такой стадии развития, когда готов к подобным кейсам, и это не какая-то экзотика. Уже есть много примеров, когда сделки M&A закрываются не только на уровне крупнейших федеральных или международных компаний, но и на региональном уровне. Компании привлекают банк-консультант с соответствующим бэкграундом для максимизации стоимости компании и получения наиболее конкурентных условий, прозрачности и открытости процесса купли-продажи бизнеса для обеих сторон, а также — что немаловажно — для контролирующих органов. В Сибири мы стабильно инициируем несколько подобных сделок в год. Ожидаем, что этот сервис будет особенно активно развиваться в ближайшее время.

Читай также:

Комментарии

Правила комментирования

стартапы