Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока
$ 61.66 € 72.11
Доживём до аванса: зачем педагогам баллы

 Фото: архив А42.RU, Паша Graf

Доживём до аванса: зачем педагогам баллы

Статьи | Понедельник, Апрель 10, 2017 09:09

«Капитал» выяснил, какие проблемы с зарплатой возникают у учителей, воспитателей детских садов и других педагогических работников.

 Зарплата современного педагога складывается из двух частей – базовой и стимулирующей. Первая вполне прозрачна: в неё входят плата за рабочие часы исходя из размера оклада и компенсационные выплаты. Вторая же вызывает много споров и недовольства: она зависит от соответствия педагогической деятельности критериям, прописанным в оценочном листе – требования настолько строгие, что не каждому под силу набрать все баллы.

 

Стимулирующая и недостижимая

Министерство образования России прописало особенности заработной платы педагогов в «Модельной методике формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений…». В её пятом разделе идёт речь о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда образовательного учреждения – школы, детского сада, профессионального училища и так далее.

В каждом учебном заведении определяют размеры стимулирующих выплат, а также их периодичность. Кроме того, документ приводит только примеры критериев для оценочных листов. Например, улучшение оценок, стабильность и рост качества обучения, победы в олимпиадах и конкурсах, научная работа. Точный список опять же утверждает конкретное учреждение.

Многие требования вызывают у педагогов недоверие. По их словам, им просто невозможно соответствовать. Мы поговорили с сотрудниками разных образовательных учреждений, чтобы разобраться, как в них действует система оценочных листов.

 

Оценка для учителя

Педагог начальных классов Надежда Прощина живёт и работает в Ленинске-Кузнецком. Она считает спорной графу оценочного листа о всероссийских проверочных работах. Успехи ребёнка зависят от педагога, но что делать тем, у кого слабый класс?

«К нам сначала ходят дошкольники на курсы. Именно здесь учитель с высоким стажем выбирает самых сильных детей, а оставшиеся малыши, идут к новенькому. Поэтому ему приходится выполнить огромную работу, чтобы ученики справились с проверочной работой. Обычно в этом критерии молодые специалисты не добирают баллы», – отмечает учительница.

Аналогичные претензии у неё к требованию побед в олимпиадах, конкурсах, конференциях. Только победители и призёры учитываются в оценочном листе, хотя в каждого участника педагог вкладывает силы независимо от того, победит он или нет.

Профессиональный рост учителя, куда входят конкурсы, сертификация и публикация статей, по мнению учительницы, отрывает от основной работы. Кроме того, такие мероприятия затратные – только дорога из Ленинска-Кузнецкого в Кемерово, где проходит сертификация, стоит примерно столько же, сколько заплатят за эти баллы. Конечно, если с первого раза пройдёшь тест.

«Был такой критерий, как горячее питание в школе. Мне он нравился, так как в начальных классах дети в основном питаются в столовой. А вот дети постарше очень привередливы, обедают булочками. Однако, как это можно сделать заслугой учителя? Конечно, есть и вполне доступные критерии – работа в летнем лагере и на дистанционном обучении, ведение электронного журнала. Но, на мой взгляд, по таким оценочным листам невозможно реально оценить нашу работу. Лучше бы учитывалось качество уроков», – сетует педагог.

 

«Лучше бы сделали оклады»

Заведующая детского сада Ирина Романова считает, что многие критерии оценочных листов выполнить сложно. Как уделить дополнительное внимание ребёнку, который участвует в конкурсе, когда в группе около 30 ребят, и за каждым нужно уследить.

«Есть такой критерий как индекс здоровья группы. Воспитатель должен проводить оздоровительные мероприятия. Но есть факторы, которые не зависят от него – экология, образ жизни ребёнка вне детсада, его иммунитет...», – перечисляет заведующая.

Мы поговорили и об участии в конкурсах и написании программ. Это реально, но требует дополнительного рабочего времени. Дома воспитатели не могут уделить внимание семье, потому что слишком загружены – надо бороться за баллы, на одном окладе не проживёшь. И конкуренция на состязаниях жёсткая – деньги нужны всем.

«Конечно, есть и плюсы, – продолжает заведующая, – воспитатели стали творчески подходить к делу. Мы пишем статьи в сборники и делимся опытом с другими детскими садами. Также появилось много интересных конкурсов. Раньше такого не было. Сейчас всё-таки это всероссийский уровень – и детям интересно, и нам».

Единой формы оценочных листов нет. Поэтому один детский сад наберёт 90 баллов, а другой 60, при одинаковом качестве работы. Только потому, что оценка за одни и те же рабочие задачи будет разной.

«Мы эти листы устали переделывать. После каждой проверки приходится вносить правки. Было бы хорошо сделать, прежде всего, достойные оклады и оставить какой-то премиальный фонд», – предлагает Ирина Романова.

 

«Ноль из тридцати – за прогулы детей»

Мастер производственного обучения в колледже Антон Миронов считает оценочный лист субъективным взглядом руководителя на работу педагога. За время его работы критерии, по которым высчитывалась стимулирующая часть, уже менялись. И не в лучшую сторону.

«Сначала у нас был один лист, который адекватно оценивал работу преподавателя и его воспитательную функцию. Там учитывалось участие студентов в мероприятиях и конкурсах, например. Но со сменой руководства он изменился, и появились невыполнимые критерии. Например, посещаемость. Пропуски по справке не считаются, но бывают разные ситуации. Не всегда за помощью обращаются в больницу. Большинство из-за прогулов студентов получает ноль баллов из 30 возможных. Как нам повлиять на детей? С собаками их искать», – жалуется педагог.

В оценочном листе колледжа есть и графа о реализации воспитательного компонента обучения. Здесь смотрят на количество замечаний, касающихся поведения студентов. Но как без них повлиять на расшалившихся учеников?

По мнению Антона Миронова, нужны другие пункты, которые бы показали профессионализм мастеров. Например, количество ребят, работающих по профессии после выпуска, или творческие достижения студентов.

 

Эксперты: чем больше баллов, тем они дешевле

В Департаменте образования и науки региона «Капиталу» ответили, что учителя и работники детсадов жалуются напрасно. Они имеют право поднять вопрос о пересмотре критериев на совете трудового коллектива.

Ольга Колесниченко, заместитель начальника управления Департамента образования и науки Кемеровской области:

«Форма и содержание оценочного листа устанавливается локальным актом учреждения. Каждый руководитель по согласованию с советом трудового коллектива, первичной профсоюзной организацией, имеет право внести свои показатели в соответствии с особенностями и спецификой образовательной организации.

С 1 сентября 2016 года увеличены размеры окладов, ставок заработной платы всех работников системы образования Кузбасса. То есть была увеличена гарантированная часть заработной платы.

Стимулирующая часть фонда оплаты труда распределяется на основании оценочных листов в соответствии с показателями эффективности. Директор совместно с органами государственно-общественного управления должен разработать адекватные уникальные показатели, которые отражают специфику данной школы».

Представители профсоюза «Учитель» не согласны с этой точкой зрения. Они убеждены, что педагогам нужны гарантированные оклады. Только они помогут сосредоточить своё внимание на учебном процессе, а не на борьбе за выживание.

Ольга Мирясова, оргсекретарь профсоюза «Учитель»:

«Правильно было бы, чтобы трудовой коллектив обсуждал, за какие виды работ или достижения начислять баллы, чтобы учитывались интересы всех. Школы разные – например, где-то много детей с проблемами в развитии, там логично давать бонусы за работу с ними. Это если мы на проблему смотрим в рамках действующей системы оплаты труда – НСОТ (Новая система оплаты труда. – Примеч. авт.).

Наш профсоюз за возврат к тарифной сетке, где учителю гарантирован нормальный оклад за выполнение основной работы без всякой непрерывной борьбы за баллы, которая появилась благодаря выделению стимулирующей части.

Спорных критериев пруд пруди. Есть, например, за курение детей. Кто может заставить лба в 17–18 лет не курить? Начисляют баллы за внешний вид учеников – можно ли заставить родителей одеть по-другому?

В одиночку сделать ничего нельзя – только создавать профсоюзную организацию, которая будет вести переговоры. Но надо помнить, что нет фиксированной суммы за балл. Стимулирующий фонд ограничен, чем больше баллов – тем меньше сумма за каждый. Поэтому работникам школы нужно договариваться друг с другом».

Читайте также: Парты, деньги, дважды два: на что живёт молодой учитель?

Читай также:

Комментарии

Правила комментирования

советы