Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока
$ 67.18 € 76.72
Доступная среда: как разрушить барьеры на улицах и в умах

 Фото: Максим Киселёв

Доступная среда: как разрушить барьеры на улицах и в умах

Статьи | Вторник, Июль 04, 2017 12:59

В Кемерове в главном офисе «Сбербанка» состоялось заседание «Экономического клуба» телеканала РБК на тему «Доступная среда». Общественники и представители крупных компаний обсудили, как сделать город комфортным для людей с ограниченными возможностями здоровья. Журнал «Капитал» собрал идеи, которые прозвучали на этой встрече.

 

«Самое трудное — выйти из дома»

Доступная среда должна быть в театрах и библиотеках, школах и больницах, банках и торговых центрах. Да что там, на любых городских улицах. Но мы часто забываем о том, что человек в инвалидной коляске встречает трудности уже на пороге своего дома. На это в ходе встречи обратила внимание Валентина Шмакова, председатель Всероссийского общества инвалидов и депутата Кемеровского областного совета.

«Мы до сих пор проектируем многоэтажки с недоступной средой. Вроде бы есть лифт, а до него — пресловутые пять ступенек, которые невозможно преодолеть. Я сама живу в таком доме, это очень сложно. Технического решения нет. Чтобы добраться до подъемника, можно громоздкое сооружение установить. Но как будут ходить по лестнице остальные жильцы? Вот и получается, что многие заперты в своих квартирах», — делится Валентина Ивановна.

Она отмечает, что из 10 магазинов хотя бы один будет оборудован пандусом. Тоже самое с аптеками, кафе и другими заведениями. А вот домов с доступной средой почти нет. И это проблема общероссийская.

Ещё одна беда — транспорт. С 2005 года автомобиль убрали из списка технических средств реабилитации. Большинство людей с инвалидностью не может его себе позволить. Те, у кого он есть, не всегда пользуются особыми парковочными местами — их часто занимают другие водители.

«Мы проверяли доступность инфраструктуры в торговом центре „Лента“ и заметили, что большинство парковочных мест для инвалидов занято обычными людьми. Причём машины достаточно дорогие. Часто сталкивалась с тем, что машины паркуют у съездов с тротуаров. Это уже вопрос воспитания», — сетует Валентина Ивановна.

Барьеры возникают не только в городской среде, но и в сознании людей. Мы часто не думаем о проблемах тех, кто находится рядом с нами. 

«Нам важно, чтобы нас не воспринимали, как особенных, а относились как к обычным людям. Инвалидность — это часть нашей жизни, от которой никуда не деться. Все мы разные. Есть блондины, брюнеты, голубоглазые и кареглазые, а есть инвалиды — такие же люди, просто с другими потребностями», — подчеркивает председатель ВОИ.

 

По словам Валентины Шмаковой, жизнь в современных городах нужно менять, и это требование времени:

«Если мы хотим быть цивилизованными людьми, то нужно создавать доступную среду. Вы говорите, что это невозможно? Вот пример — все мы ездим на машинах. Вы видели когда-нибудь, чтобы посреди дороги вдруг возникали ступеньки? Мы сделали доступную среду для автомобилей. Она нужна и для людей. И всем нам стоит помнить: из инвалида сделать богатого и успешного человека сложно, а из богатого и успешного сделать инвалида очень легко. Каждый может с этим столкнуться».

 

Когда город говорит

В наше время современные технологии делают городское пространство более комфортным для людей с ограниченными возможностями. Самый яркий пример — это система «Говорящий город», которая успешно работает во многих городах России. О научной разработке, облегчающей перемещения по городу для слепых и слабовидящих людей рассказал Михаил Тихонов, председатель Анжерской местной организации Всероссийского общества слепых.

Система «Говорящий город» — это сочетание пользовательских устройств «Ориентир» и инфраструктурного оборудования на общественном транспорте, остановках, регулируемых пешеходных переходах, зданиях и сооружениях. Абонентское устройство, похожее на пульт управления, по радиоканалу на расстоянии от 3 до 15 метров определяет важные объекты и уведомляет о них владельца.

Родина «Говорящего города» — Санкт-Петербург, систему разработали учёные из группы компаний «Спецтехноприбор» совместно с Всероссийским обществом слепых. Сегодня она внедрена во многих городах России — Сочи, Волоколамск, Улан-Удэ, Краснодар, Волгоград, Ростов-на-Дону, Тюмень. Примечательно, что инфраструктуру «Говорящего города» устанавливают не только на улицах, но и внутри поликлиник, школ, музеев, театров.

«Самая основная проблема для людей с ограниченными возможностями — это доступность образования, трудоустройства, а также информационная доступность. Внедрение „умных“ технических устройств, подобных „Говорящему городу“, значительно облегчает жизнь слабовидящих людей», — отметил Михаил Тихонов.

 

Особенный банк и развитие эмпатии

«Сбербанк» создаёт систему продуктов и сервисов для людей с ограниченными возможностями в рамках программы «Особенный банк». Она включает в себя офисы для особенных клиентов, систему обучения персонала, сайт о доступной среде. Об этом рассказала Татьяна Галкина, глава подразделения «Сбербанка» в Кемеровской области:

«В России 12,7 миллионов людей с ограниченными возможностями здоровья. Многие из них являются клиентами „Сбербанка“, поскольку получают социальные пособия. Они доверяют нам. Мы задумались, что мы делаем для своих клиентов?».

Сотрудники «Сбербанка» выяснили, с какими проблемами сталкиваются особенные клиенты в банковской сфере. Маломобильные люди вынуждены преодолевать физические барьеры. Не во всех офисах банков есть пандусы. Некоторые и вовсе расположены на втором этаже. На большинстве сайтов организации не указывают, оборудовано ли то или иное отделение инфраструктурой для людей с ограниченными возможностями. Человеку на инвалидной коляске не всегда удобно пользоваться банкоматом. У него нет возможности спуститься в подвал, где у большинства банков находятся сейфовые ячейки.

Люди с нарушениями слуха сталкиваются с коммуникационными барьерами. Не все банки принимают на работу сурдопереводчиков. Также они не пользуются услугами call-центров. Для них нужно предусмотреть другой способ подтверждения операций.

Клиенты с нарушениями зрения испытывают трудности с бумагами, не пользуются банковскими картами и цифровыми продуктами. Сотрудники банков не всегда обладают достаточной эмпатией, чтобы понять клиента.

Татьяна Галкина подчеркнула, что «Сбербанк» выявил не все проблемные точки в работе с особенными клиентами. Это начало пути. Но компания уже сейчас стремится создать банк, в котором людям с ограниченными возможностями здоровья будет комфортно.

«В Кузбассе мы открыли два филиала „Сбербанка“ для людей с ограниченными возможностями. Одно открытие состоялось в апреле, другое — в мае. Там оборудованы удобные подъезды, работает специальная панель со звуковым сопровождением и азбукой Брайля, специальная навигация. У сотрудников есть навыки сурдоперевода», — говорит Татьяна Галкина.

В других городах Кузбасса в будущем году тоже появятся особенные филиалы. Кузбасское подразделение «Сбербанка» планирует для всех сотрудников провести уроки эмпатии совместно со Всероссийским обществом инвалидов. Также «Сбербанк» запустил сайт Specialbank.ru — площадку для диалога между людьми с ограниченными возможностями и экспертами в области доступной среды.

Читай также:

Комментарии

Правила комментирования

лидерство