Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока
$ 62.68 € 72.53

День кластера: явление героя и проблемы

Статьи | Пятница, Декабрь 02, 2016 18:05

Вы уже привыкли к тому, что бизнес-журнал «Капитал» часто публикует материалы, так или иначе связанные с Кузбасским технопарком. Ничего странного в этом нет — просто там тоже довольно часто проходят мероприятия, рассказывать о которых и важно, и нужно, и интересно.

Так или иначе, но на днях в технопарке очередное такое мероприятие и прошло — под длинным названием «Эффективная схема взаимодействия в кластерах. Внутренние и внешние коммуникации». Несмотря на «длинноту» в названии, прошло оно вполне динамично, а сказано и сделано было немало интересного — так что рассказ о нём мы разобьём на две части. И первую часть о том, как прошёл «день кластера», как раз и представляем вашему вниманию.


С чем его едят

«Похоже, у нас сегодня аншлаг. На вчерашний вечер только 25 участников зарегистрировалось, а пришло в итоге более сорока человек», — Ирина Федченко, заместитель генерального директора Кузбасского технопарка, не то чтобы ужасно обрадована, но, очевидно, довольна. Что и понятно — разговор предстоит сложный, касающийся всех без исключения участников четырёх кластеров Кемеровской области, да и не только их. Соответственно, и охват аудитории желателен большой.

Пришли, впрочем, далеко не все участники кластеров, и даже не большая их часть. Наиболее солидное представительство у «туристов» (туристический кластер), затем идут участники биомедицинского и углехимического кластеров, ну и замыкают список «пищевики» из агропромышленного кластера. Меж тем, если бы собрались они тут все в полном составе, то и мест на площадке технопарка могло не хватить — поскольку в самом крупном из кузбасских кластеров, том самом агропромышленном, в настоящий момент 130 участников, а в в самом малочисленном, биомедицинском, тоже, между прочим, 60 представителей.

Звали, впрочем, активных участников. Тем более, что помимо резидентов кластеров в зале находилось и определённое количество тех предпринимателей, кто ни в каком кластере ещё не состоит, но потенциально такое стремление у них уже появилось. Впрочем, перед тем, как куда-то свой бизнес привести, нехудо бы понять — что именно даст тебе участие в кластере? Или даже так — что такое кластер вообще и с чем его едят? Кто он, этот скромный герой? Об этом разговор в первую очередь на встрече и пошёл.

Итак, что такое кластер? В экономике таким термином обозначается географически локализованное (в нашем случае — в пределах Кемеровской области) объединение организаций/бизнесов, схожих по «видовым» признакам (в нашем случае — родом деятельности и производимой продукцией). Объединяются же они для реализации общих проектов, для кооперации, для повышения конкурентоспособности. Да, конкурентоспособность в данном случае вовсе не отменяется, наоборот — должна только увеличиваться.

И рынки сбыта можно находить быстрее. Скажем, те же иностранные компании, как показывает практика, очень даже прослеживают именно кластеры на определённой территории и куда охотнее сотрудничают с ними, нежели с отдельными фирмами. Да и мудрено какой-нибудь небольшой компании всерьёз выйти на иностранный рынок, а вот в составе кластера — уже легче.

 

В теории всем хорошо. На практике?

В кластере кооперация идут с конкуренцией рука об руку, так что и отделить одну от другой порой непросто. Скажем, заказали вы совместно с несколькими другими участниками своего кластера экспертизу некой новой разработки/технологии/установки/чего угодно. Заказали совместно, а значит, обошлось вам это дешевле, чем если бы вы действовали в одиночку. Хорошо? Несомненно. Стоп, довольно плохо — ведь теперь о качествах новой разработки/технологии/так далее знаете не только вы, но и ваш конкурент. Плохо? Стоп, на самом деле хорошо — мало же что-то знать, нужно это ещё и как следует применить. А вот это уже зависит исключительно от вас — значит, надо внедрить эту технологию быстрее и удачнее конкурента.

Обо всё этом и говорили на встрече в Кузбасском технопарке. Правда, теория, как известно, суха, а на практике выходит немного по-другому. По идее, такое экономическое явление как кластер должно устраивать ну абсолютно всех. У предпринимателей-участников растёт выручка, они обмениваются опытом, им легче выходить на новые рынки, а в рамках государственной поддержки кластеров они ещё и получают финансирование для проектов своего бизнеса. Потребителю тоже неплохо — повышается качество товаров/услуг и скорость их предоставления, расширяется объём предложений. Ну и, наконец, у региона растут инвестиционная привлекательность и всё тот же объём госфинансирования вкупе с местными налогами. «С кластерами лучше, потому что быстрее», — так сформулировали участники встречи.

На деле же довольны не все и не всегда. «Такое ощущение порой, что все кластеры у нас только на бумаге, коммуникации нет», — вот другое мнение с той же самой встречи. Вероятно, тут некоторое преувеличение, но правда в том, что с коммуникацией у участников кластеров и впрямь бывают проблемы. Далеко не все элементарно друг друга знают, базовые документы кластеров читали от корки до корки единицы, в чём вполне откровенно все и признаются. Свой полноценный сайт есть только у туристическо-рекреационного кластера, да и то кое-кто покритиковал его за «протокольный язык».

 

«Рвануть можно по-разному»

Такие «мелочи» можно перечислять ещё долго (и их как раз перечисляли), но и выводы напросились: «участники кластеров не видят общей картины». Сюда же прибавим и ещё один момент — технопарк (он вообще отвечает за два из четырёх кузбасских кластеров, плюс на его базе в 2014 году был создан Центр кластерного развития) регулярно организует различные обучающие семинары, договаривается с известными бизнес-тренерами. Вот только пользуются этим далеко не все участники кластеров. «Нам это не интересно» или даже «Нам это не нужно» — вот вполне стандартный ответ на все приглашения. Потом, правда, обижаются: «Вы нас и не звали». У всех своя правда.

В самом деле, у всех. Вот мнение Сергея Мусина, директора кемеровского ООО «Тотемикс», участника углехимического кластера. «Когда создавались в Кузбассе кластеры, да и впоследствии, складывалось устойчивое ощущение, что всех гребут под одну гребёнку. Понятно, что господдержка распределяется между всеми и речь идёт о примерно одинаковых суммах. Однако если для большинства участников, скажем, агропромышленного кластера, сумма в 50–100 тысяч поддержки на развитие бизнеса — это просто царский подарок, то в нашем кластере всё обстоит несколько иначе. Своя специфика, другими суммами совсем оперируем. Поэтому и эффект получается разным, в том числе для разных кластеров», — рассказал предприниматель бизнес-журналу «Капитал».

Сергею Мусину вторит и Павел Гречишкин, директор по науке ООО «РАНК-2», председатель совета углехимического кластера. Этот кластер, официально именуемый «Комплексная переработка угля и техногенных отходов», существует уже достаточное время для того, чтобы подводить хотя бы предварительные итоги работы. «Есть ли у вас рывок?» — интересуется Ирина Федченко. «Рвануть тоже можно по-разному, — отвечает Павел Гречишкин. — Но без по-настоящему мощных финансовых вливаний сделать это в любом случае непросто. Однако мы по крайней мере создали коммуникационную площадку, реализуем ряд совместных проектов».

У нас нет задачи пересказывать всё, о чём говорили участники встречи. А общая канва первой её части уже очевидна: кластер сам по себе — это несомненное благо, но вот конкретно с кузбасскими кластерами проблем много. И их надо решать. О том, как попытаться это сделать — в нашем следующем материале.

Читай также:

Комментарии

Правила комментирования

стартапы