Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока
$ 56.76 € 69.63
Дело халяльное: бизнес и ислам

 Фото: Flickr, Alif Consult LLK

Дело халяльное: бизнес и ислам

Статьи | Четверг, Январь 19, 2017 12:15

Мы живём в многонациональном и многоконфессиональном государстве — и это как раз одно из преимуществ нашей страны, то, чем Россия и сильна. Да и Кузбасс — тоже регион, где живут рядом люди разных национальностей и вероисповеданий. А вот экономика у нас на всех одна, тут и вовсе никаких различий вроде бы нет.

Но на самом деле — не совсем. В том смысле, что иногда та же вера и бизнес идут рука об руку — по крайней мере если следовать всем соответствующим предписаниям. Понятно, что на практике (особенно в XXI веке) такое бывает далеко не везде и не всегда, но тем не менее.

Бизнес-журнал «Капитал» уже знакомил вас с бизнес-концепцией представителей старообрядчества. Теперь настал черёд мусульманского бизнеса и его правил. Итак, чем и почему отличается исламская экономика от «обычной» и насколько реально в наши дни вести дела так, как это заповедовал сам пророк Мухаммад, и другие религиозные авторитеты ислама. Обычно мы заканчиваем введение словом «Поехали!». Ныне же скажем так — в добрый путь, о почтенные странники!

 

Плати работнику, пока не высох пот

Итак, откуда вообще взялись основы особых подходов к экономическим отношениям и ведению бизнеса у правоверных мусульман? Правильно, в первую очередь из Корана, священной книги ислама. Именно там и перечислены эти основные особенности. Например, категорический запрет на ростовщичество во всех его видах (да-да, и кредитование под проценты тоже) — этот нехитрый экономический процесс именуется арабским словом риба, упоминается сразу в трёх сурах (главах) Корана и считается тяжким грехом. Да и самый длинный аят (стих) священной книги также посвящён долговым отношениям. Кроме того, есть в Коране и сура под названием «Мутаффифин», то есть «обвешивающие», в которой упрекаются ведущие нечестную торговлю люди. Естественно, ничего хорошего таким обманщикам-коммерсантам исламская вера не сулит.

«Также важным источником норм исламской экономики является Сунна, включающая в себя образ жизни пророка Мухаммада, его слова и поступки. Ценность Сунны ещё и в том, что люди, задавая вопросы Пророку о конкретных жизненных ситуациях, получали ответы, которые позднее применялись и применяются до сих пор многими поколениями мусульман. Так, в частности, из Сунны берут начало такие нормы исламской экономики, как запрет на сделки с чрезмерной неопределённостью (гарар), когда неопределённость касается основных элементов договора — предмета, сторон, срока и цены. „Не продавай того, чего у тебя нет“ — это одно из высказываний Пророка», — рассказала журналу «Капитал» Мадина Калимуллина, исполнительный секретарь Российской ассоциации экспертов по исламскому финансированию, советник руководителя аппарата Совета муфтиев России по исламской экономике и финансам, управляющий партнёр выставки Moscow Halal Expo.

Известны, продолжает Мадина Калимуллина, и высказывания пророка Мухаммада по поводу трудовых отношений — высказывания, куда как актуальные и по сей день. Например, такое: «пусть нанявший работника сообщит ему его вознаграждение». Или и вовсе греющее душу любого наёмного труженика: «необходимо выплатить вознаграждение работнику, пока у него не высох пот». Кроме того, как следует из Сунны, Мухаммад крайне неодобрительно относился к попрошайничеству, призывая людей зарабатывать своим трудом, отрицательно отзывался о том, что ныне именуется «монополия» и «искусственное регулирование цен». Подробно описаны в священном предании мусульман и различные виды обмана в торговле, которых верующий должен сторониться. Есть и хадисы (истории из жизни Пророка), посвящённые вопросам раздела прибыли и урожая, ведения сельского хозяйства и создания партнёрства.

Впрочем, жизнь, как известно, на месте не стоит — какие-то нормы могут несколько устареть, а кое-что и в Коране чётко не прописано. Поэтому уже и в наши дни авторитетные мусульманские учёные могут разрабатывать новые фетвы (правовые заключения), в том числе и на экономическую тематику.

«Каждый последующий учёный прежде, чем выносить новую фетву, должен изучить все мнения учёных предшественников и следовать определённой методологии. В настоящее время такого рода фетвы могут выноситься как отдельными муфтиями, так и советами. Что же касается конкретно вопроса финансов, то наиболее авторитетной международной структурой является сейчас Организация бухгалтерского учёта и аудита исламских финансовых учреждений со штаб-квартирой в Бахрейне. За 25 лет существования эта организация издала 57 шариатских стандартов для деятельности исламских банков по всему миру. Кстати, в апреле этого года в Москве будет издан перевод данных стандартов на русский язык», — говорит Мадина Калимуллина.

 

Риба, майсир и закят

Так каковы же всё-таки наиболее специфические понятия исламской экономики? Это, во-первых, уже упоминавшийся запрет на ростовщичество — ну никак нельзя правоверному мусульманину не то что давать или брать в долг под проценты, но даже и выступать в качестве посредника/свидетеля подобных сделок. Различного рода штрафы и пени за просрочку долга тоже характеризуются как риба, в компанию к ним идут и облигации.

Безусловно, запретным и никак не подпадающим под понятия «халяль» (это всё, что в исламе разрешено и допустимо) являются также финансовые отношения, так или иначе связанные с майсиром (риском). Считаешь себя настоящим приверженцем ислама? Никаких тебе лотерей, казино, спортивных ставок и тому подобного!

Также в качестве одной из основ исламской экономики, да и всего ислама в целом, выступает закят — обязательные отчисления в пользу нуждающихся, что определено уже и в Коране. Если перейти к цифрам, то доля закята равна в целом 2,5 процента имущества по остатку на конец года. Причём в эту общую сумму не заносится то имущество, что необходимо для жизнедеятельности — например, основные предметы быта.

Ну и ещё пара очень важных постулатов настоящего мусульманского бизнесмена: он обязательно должен исполнять свои обещания и договоры (если только они не касаются чего-то запретного в исламе) и отказываться от любых сделок, связанных с «имуществом, не имеющим ценность по шариату». К такому имуществу относятся, например, столь презренные в исламе вещи, как алкоголь, наркотики, свинина и мертвечина...

«В чём главные преимущества исламского подхода к экономике? Начать следует с того, что, согласно исламу, абсолютная собственность на всё имущество принадлежит Богу, а человек — всего лишь временный управляющий этим имуществом. И управлять он обязан законно и эффективно, не нарушая запреты и отчисляя определённую долю нуждающимся. А имущество, приобретённое незаконным путём, не принесёт прибыли в вечности. Более того, даже расходовать имущество Коран призывает разумно — не расточительствовать и не делать пожертвования напоказ», — рассказывает Мадина Калимуллина.

К основным плюсам экономики по-мусульмански эксперты относят то, что её нормы направлены на установление справедливости между участниками экономических отношений, на недопущение возникновения между ними споров и разногласий и на защиту наименее обеспеченных слоёв населения (всё те же пожертвования в пользу нуждающихся или, например, защита имущества сирот). Понятно, что подобные нормы так или иначе присутствуют и в культурах, далёких от мусульманской. Однако факт и в том, что в исламе они прописаны и впрямь очень подробно и часто имеют характер конкретного предписания. То есть не просто плюс-минус абстрактное «будь честен, дорогой бизнесмен, будь справедлив, и вообще», а вполне чёткие правила, регламентированные и обязательные к исполнению.

 

Исламские банки и халяльные компании

Так насколько хорошо соблюдаются эти правила — и в мире в целом, и в России (где ислам, напомним, является второй по численности религиозной конфессией) в частности? Всё, естественно, зависит от конкретной страны, а равно и от конкретных тамошних порядков. По словам Мадины Калимуллиной, «можно выделить следующие критерии: наработанная общепринятая практика в сфере заключения сделок, понимание самими людьми правил и норм ислама в отношении экономических вопросов, наличие государственных структур, ведающих вопросами исламской экономики, и правового поля для деятельности исламских банков. Само собой, по всем этим критериям Россия далеко позади Объединённых Арабских Эмиратов или Малайзии. Однако здесь тоже возможны нюансы. Вот, скажем, в Саудовской Аравии до сих пор нет специальных законов об исламских банках, и большая часть банковской системы всё ещё построена на процентах. А в Соединённом Королевстве ещё с 2003 года вносились в этой связи поправки в законы. В Марокко первые исламские банки только открываются, а в постсоветском Казахстане таковой открылся ещё в 2010 году. Однако, если брать как раз постсоветское пространство, то здесь общая проблема — низкое понимание самими мусульманами норм исламской экономики. Но постепенно ситуация всё же меняется к лучшему — появляются труды, проповеди на эту тему, открываются исламские компании, внедряются образовательные программы. И так уж сложилось, что во многих аспектах „двигателями“ являются люди, не исповедующие ислам, но разделяющие принципы исламской экономики как справедливые и этичные».

Ну и в дополнение буквально ещё немного о тех компаниях в России, что именно мусульманских норм в экономике и стараются придерживаться. Скажем, та же выставка Moscow Halal Expo собрала «под своим крылом» уже свыше 800 российских компаний, так или иначе задействованных в производстве и торговле продукцией и услугами, подпадающими под понятие «халяль». Причём речь, естественно, идёт не только о халяльности самого продукта (мяса, например), но и о соответствии нормам ислама всех бизнес-процессов. Существует в нашей стране даже и ежегодный конкурс «Халяль компания года», победителями в котором как раз и становятся те, кто в полной мере эти нормы в практическом бизнесе и соблюдают.

На этом, пожалуй, можно наш рассказ и завершить, кувшин мыслей уже показывает дно. Если же серьёзно, то исламский подход к экономике и весьма интересен, и многогранен, да и поучиться кое-чему, ознакомившись с ним, не грех. Потому что и впрямь много в нём полезного и справедливого — а такое перенимать всегда по возможности нужно. Ну или хотя бы пытаться. Страна наша многонациональна и многоконфессиональна — это все знают. А значит, и это преимущество надо использовать почаще — в том числе и в одной на всех экономике.

Читай также:

Комментарии

Правила комментирования

лидерство