Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока
$ 66.87 € 76.18

Божьи менеджеры: староверы в бизнесе

Божьи менеджеры: староверы в бизнесе

Статьи | Понедельник, Август 08, 2016 13:55

Бизнес в обывательском (ничего обидного, почти все мы обыватели) понимании — занятие людей передовых и «продвинутых». Бизнесмен, если он хороший бизнесмен, всегда и постоянно стремится к чему-то новому, смело идёт вперёд, не оглядываясь назад, стремителен и подчёркнуто современен. Такой вот стереотип, да и на самом деле очень часто оно так и есть.

Между тем, далеко не все знают, что у истоков отечественного бизнеса массово стояли люди, казалось бы, очень мало для этого подходящие — российские старообрядцы. Ну да, те самые, «которые с длинными бородами» и со строгим укладом жизни, и в 19 столетии казавшиеся не особенно-то современными. И тем не менее — они были бизнесменами. И очень успешными. О том, как это у них получилось, на каких принципах строились староверческие бизнес-империи и есть ли нечто подобное в современной России расскажет вам сейчас журнал «Капитал».

Если взять список богатейших предпринимателей императорской России за последний ещё отчасти мирный 1914 год, то можно увидеть, что как минимум две позиции из первой десятки занимают бизнесмены-староверы. Это купеческий род Морозовых, чьё богатство зиждилось на текстильной промышленности и торговле, а также не менее славный и известный род Рябушинских — банковское дело, разноплановое производство и та же торговля. Активы Морозовых журнал Forbes (да, это тоже их рейтинг) оценивает в 40 с лишним миллионов золотых рублей, Рябушинские «стоили» где-то 25-35 миллионов. Да и других староверческих фамилий в том списке немало — скажем, владельцы знаменитой Трёхгорной мануфактуры Прохоровы или московский фабрикант и известный книгоиздатель Кузьма Солдатёнков.

Один из исторических корпусов мануфактуры

Как же так получилось? Ведь старообрядцы, кажется, ну совершенно для бизнеса неприспособлены — им бы молиться только да бороду отращивать, причём, желательно где-нибудь в глухой сибирской тайге, «это всем известно». На самом же деле мало найдётся людей более подходящих для успешного ведения своего дела в нормальной бизнес-атмосфере, нежели российские ревнители старой веры. И вот почему:

1. Честный бизнес идеально сочетался с общей «картиной мира» старообрядцев, где главенствовали труд, дисциплина, ответственное отношение к делу, которым ты занимаешься, и высокие нравственные принципы. Проще говоря, предприниматели-староверы старались вести свой бизнес честно, без халтуры и обмана, опираясь на собственные силы, скрупулёзно проверяя качество продукции и делая всё в срок.

2. Староверческое бизнес-сообщество очень дорожило своей репутацией. Сделки, в том числе и многомиллионные, нередко совершались «под честное слово» — и попробуй это слово не сдержи. Нет, и жив останешься, и формального наказания, может, никакого не понесёшь — но никто и никогда больше не будет иметь с тобой никакого дела. Тебя попросту «стирали в порошок» вслед за твоим именем как должника, записанным мелом на притолоке. Карьера в бизнесе закончена, дореволюционные купцы о чести своей помнили почище, чем нынешние...

3. Такая вроде бы «мелочь» как повседневный аскетизм бизнесменов-староверов и их помощников. Никакого тебе пьянства, никаких диких загулов и участия в сомнительных происшествиях. Одевались добротно, но скромно, упирали всё больше на семейные ценности и благотворительность. Правда, сказки рассказывать тоже не будем, в основном, такое поведение характерно для «миллионщиков» первого-второго поколения. Те же младшие Рябушинские вели себя иной раз вовсе не так благостно — богатство часто портит даже лучших. Но всё-таки в основном для старообрядческих предпринимателей было характерно благопристойное поведение, тем и были славны в числе прочего.

4. Отношение к своему богатству не как к «вот привалило-то, можно оттянуться», а как к дополнительной, данной Богом, ответственности. По словам отца Игоря Мыльникова, современного старообрядческого священника из Новокузнецка, иначе и быть не могло — и ввиду сложившихся принципов, и потому, что деньги для «стартового капитала» молодому предпринимателю часто давали сами члены староверческой общины. А раз давали, то и спросить потом могли — как ты там, мил человек, своим нажитым богатством распоряжаешься? Богатство это греховным не считалось, но бизнесмен воспринимал себя как человека, у которого потребуют отчёта в делах не только люди, но и высшие силы. Потому что ты — просто управляющий капитала от Господа, «Божий менеджер», если угодно.

5. То, что спустя столетие будут называть «социальная ориентированность бизнеса» и более-менее безуспешно требовать от нынешних предпринимателей. Бизнесмены-староверы ни в каком понукании не нуждались — сами строили школы, больницы, библиотеки и спортивные сооружения для своих рабочих и членов их семей. А всё потому, что корпоративная культура была «завязана» на консервативных принципах: владелец — отец, сотрудники — его семья. Кто же о семье своей не позаботится? Так было на Трёхгорке у Прохоровых, так было на предприятиях Морозовых (где даже одну из первых в России футбольных команд организовали!). Хорошие зарплаты и пособия, передовые для тех времён условия труда, культ чистоты и трезвости — вот что ждало сотрудника старообрядческой фирмы или предприятия. Понятно, что не всё и всегда было идеально, но мы-то об общей картине говорим.

6. Был ещё один культ — на сей раз знаний. Староверы почти все поголовно грамотные — даже и в глухих деревнях частенько, а уж городские-то точно. Но даже и не в грамотности дело, а в готовности ради развития своего бизнеса перенимать передовые технологии, учиться чему-то новому, непрестанно развиваться и совершенствоваться. С религиозной этикой старообрядцев это ни в какое особое противоречие не входило — знания и умения Богу угодны, если направлены они на благое дело. В итоге, старообрядческие производства были очень развитыми для своей эпохи — и уж точно не на коленке и при лучине был изготовлен тот морозовский текстиль, который, как говорили тогда, «можно было брать с закрытыми глазами».

Можно и ещё столько же пунктов написать, но в целом-то ясно уже — к началу 20-го столетия так сложилось, что именно старообрядцы были в российском бизнес-сообществе едва ли не флагманами и главными примерами для подражания. Протестантская этика ведения бизнеса в своё время во многом сделала США той страной, которой Штаты являются и по сей день. У России же были староверы с их «честным словом» и верой в то, что «Бог ещё потребует отчёта в делах». Но так вышло, что время стёрло в порошок как раз этих честных бизнесменов. А сейчас и времена другие, и страна, и бизнес-реалии тоже.

«В настоящий момент почти невозможно вести бизнес так, как это делали предприниматели-старообрядцы прошлого. Да и почему „почти“ — совсем невозможно, совершенно. Даже если есть подобное желание. Всё это ушло, к сожалению, безвозвратно — хотя бы потому, что не может быть уже никакой преемственности поколений от старой предпринимательской среды, слишком много времени прошло. Хотя, мне и известны примеры, когда человек древлеправославной веры занимается предпринимательской деятельностью — и вполне успешно. Такие бизнесмены есть, скажем, на Алтае. Но в качестве массового явления, как это было до 1917-го года — такого нет», — рассказал журналу «Капитал» священник Игорь Мыльников.

В нынешнем «миллионерском» списке Forbes из России людей старой веры и «отживших» принципов действительно не встретишь. Все только современные, динамичные, смело смотрящие в будущее. И никакого тебе мела на притолоке. И никакого... ну тут ещё можно долго перечислять...

Читай также:

Комментарии

Правила комментирования

лидерство