Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока
$ 64.06 € 74.18
Совмещая бизнес, преподавание и семью

 Фото: архив компании

Совмещая бизнес, преподавание и семью

Статьи | Четверг, Май 31, 2018 14:40

«Учитель — это призвание». Это слова о благородном труде, но не о заработке. Даже премьер-министр на встрече с учителями высказался в этом ключе: «Это призвание, а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес». А вот можно ли то и другое совместить? Отвечает на этот вопрос сегодня Елена Сергеевна Скворцова, преподаватель, мама троих детей и создательница центра иностранных языков «Лингва-терра».

Центр в его современном виде работает десятый год. За это время здесь обучились почти три тысячи взрослых и детей. В Кемерове десять филиалов, и ещё два открыты в Ленинске-Кузнецком и Белово. Сейчас учеников более пятисот, более двадцати преподавателей, в том числе носители языка. «Лингва-терра» предлагает обучение десяти языкам и является центром приёма международных экзаменов и выдачи соответствующих сертификатов, необходимых для учёбы и работы за границей.

А начинала Елена Скворцова десять лет назад, в 2008 году, с группы из восьми дошколят. 

 

Репетитор 

– Я всегда мечтала преподавать языки, заниматься с людьми, – вспоминает она. – Гуманитарную гимназию № 41 окончила с золотой медалью, уже на втором курсе факультета романо-германской филологии начала давать частные уроки. Сейчас у многих детей репетиторы по разным предметам, а тогда, в 1996 году, это была скорее редкость. Я преподавала английский и немецкий, прилично зарабатывала, порой больше, чем мама с папой. Открыть собственную школу стало моей мечтой.

Однако пока студентка Елена Скворцова училась, а ещё пела в губернаторском хоре «Утро». Ездила на гастроли, за годы обучения побывала в Израиле, Великобритании, Германии. Хор сотрудничал с «Русско-немецким союзом» – центром культурного обмена, а немецким свободно владела только Елена, ставшая, по сути, постоянным переводчиком. Потом была практика в областном департаменте внешнеэкономических связей, работа с переводами для мэра и губернатора. Когда обучение подходило к концу, «Русско-немецкий союз» организовали приезд большой группы граждан Германии на Алтай, где в советское время сформировалась целая община поволжских немцев, переселённых перед Великой Отечественной, – и Елена поработала переводчиком уже для них. Здесь случилась судьбоносная встреча.

– В качестве оплаты моей работы переводчика председатель «Русско-немецкого союза» Карл-Хайнц Шаллер предложил полугодовое обучение-стажировку в Германии, – рассказывает Елена. – И пригласил в гости в город Лаар. Так что я жила в немецкой семье, а когда стажировка закончилась, поступила в университет Фрайбурга. Карл-Хайнц и Бригитта Шаллер стали мне как вторые родители. Я изучала менеджмент и экономику, путешествовала по Европе. Подружки в России уже работали, вышли замуж, родили, развелись и собрались на второй круг, а я всё ещё была студенткой. Я могла так существовать очень долго – продолжать учёбу и растягивать юность до тридцати, в Европе это обычное дело. Но поняла, что это не мой путь. Что мне нужно применять свои знания, работать, приносить людям пользу, реализовать себя как жена и мама. Поэтому я окончила Grundstudium, первую ступень обучения в немецком вузе, и в 2004 году вернулась домой, в Россию.


 

Работник по найму

В Кемерове Елену пригласили работать по месту практики, в областную администрацию.

– Я приняла приглашение, но проработала всего три месяца, – рассказывает она. – Монотонная работа по строгому графику оказалась не по мне. Притом я продолжала давать уроки, и это мне очень нравилось. Так что в конце концов я пришла домой и сказала, что больше не могу и увольняюсь. Все вокруг были в шоке – ведь попасть в администрацию для многих было верхом мечтаний. Родители меня поняли, но не одобрили, потому что переживали за меня.

 

Предпринимательница 

В 2005 году Елена вышла замуж. Продолжала давать частные уроки. Родился старший сын Данил.

– Когда ему исполнилось два, начали искать детский сад; тогда как раз был демографический скачок, и мест не хватало. Заведующая одного детсада пригласила меня вести английский в их структурном подразделении, и среди преимуществ была возможность устроить ребёнка. Так я стала преподавателем на зарплате. Деньги были смешные, 2 500 рублей в месяц, кажется… я даже точно не помню. Этого не хватило бы и на неделю; было очевидно, что нужно зарабатывать как-то иначе. Вот тогда я и собрала первую группу из восьми малышей. 

С этой группы началась «Лингва-терра» – Елена Скворцова зарегистрировала первое юридическое лицо. Среди главных трудностей начального этапа директор называет нехватку информации и знаний.

– В 2008 году в интернете ещё не было столько тренингов, курсов, вебинаров. Как открыть дело, как оформить бумаги, как его вести. В Германии я изучала экономику, мне это помогло. Но здесь другая, российская экономика… в общем, главное – это смелости набраться. Многие вещи пришлось узнавать на ходу, набивать шишки на практике. Сейчас Фонд поддержки малого предпринимательства здесь, в Кузбассе, предлагает такие возможности для обучения, которые мне и не снились! И многие – совершенно бесплатно, то есть вот просто приходи и учись предпринимательству.

Поначалу было тяжело, конечно. Открывая дело, нужно понимать, что это будет часть твоей жизни без оглядки на время суток. Нужно быть готовым к сложностям: дело ровненько не идет, появляются новые и новые задачи, ты их решаешь, и так раз за разом. Хороший пример – первая серьёзная проверка Рособрнадзора. Я предполагала, что если у нас обнаружат какие-то незначительные нарушения, то выпишут предписание, чтобы их исправить. И их обнаружили – например, преподаватель испанского учился в Испании, а в русском дипломе у него нет записи «испанский язык». Ну и ещё несколько подобных. Но вместо предписаний выписали сразу штрафы на крупную сумму, для малого бизнеса неподъёмную. Многие тогда советовали закрыть дело. Но я не уступила, оспорила штрафы, и в большинстве случаев суд был на моей стороне.

Но я понимаю, откуда эта жёсткость. «Лингва-терра» – лицензированное образовательное учреждение, и наши ученики получают документы, которые признаются на всей территории России и за границей. Поэтому Рособрнадзор проверяет нас так же строго, как общеобразовательные школы, безо всяких скидок. Доска должна висеть только на этой стене. Свет только в эту сторону светить. Пожарная сигнализация, материал, из которого сделаны обои, питьевой режим, санитарные правила и нормы… Помню, лицензию на центральный офис мы долго получали, потому что нужно было дождаться документов на материал, из которого изготовлены пластиковые стаканчики. Получили. Я с детства была очень целеустремлённой и настойчивой – вот, пожалуй, важнейшие качества для предпринимателя. 

Сейчас Фонд поддержки малого предпринимательства здесь, в Кузбассе, предлагает такие возможности для обучения, которые мне и не снились

 

Полноценно совместить бизнес и преподавание, к сожалению, не получается. Нужно от чего-то отказаться. Я отказалась от преподавания и занялась только организационной работой. Читала очень много книг – начиная от Брайана Трейси и Ричарда Брэнсона и заканчивая современными авторами моего любимого издательства «МИФ». Но адаптировать вещи, которые пишут иностранные авторы, к российским реалиям и менталитету непросто.

Я прошла Президентскую программу подготовки управленческих кадров. Изучала маркетинг, и именно благодаря программе мы начали правильно развивать бренд. Десять лет назад мы назывались «Полиглот», логотип рисовали от руки. А сейчас у нас зарегистрированный товарный знак, узнаваемый фирменный стиль, сильный бренд, построенный вокруг универсального латинского названия. 

Я оптимист. Готовлюсь к сложностям, у меня есть запасной план, но каждый раз всё-таки верю в лучшее. Мысль материальна, Вселенная ловит твои мысли и помогает, если ты сам готов двигаться навстречу мечте. Я вымечтала, – я очень люблю это слово, – дело, семью, детей. Это не про то, что нужно строить воздушные замки. Просто ставь цели и иди к ним, и рано или поздно твоя мечта исполнится.

 

Мама

– Муж работает тоже в «Лингва-терра», я его схантила в крупной энергетической компании, – улыбается Елена. – Там он был начальником IT-отдела, это ответственная и сложная работа, порой выматывающая. Но он всегда помогал мне во всём по «Лингва-терра», а когда у нас родился третий ребенок, я переманила его совсем. На нём лежат все финансы, хозяйство, юридические вопросы, а самое главное – IT. Он сделал нашу компанию высокотехнологичной, у нас даже собственная CRM. В ней модули для преподавателей и учеников, такой продвинутый вариант базы данных и электронного дневника одновременно. И всё равно он порой скучает по масштабам – у нас всего двадцать сотрудников, а раньше он отвечал за IT в огромном холдинге.

В семье у нас главный – папа. А вот на работе вопрос, кто кому начальник, мы не поднимаем, – это тема сложная, которую лучше не трогать. Я пропускаю проблемы каждого сотрудника через своё сердце, эмпат по натуре и всю жизнь страдаю от этого. А у него аналитический склад ума, он суров и хладнокровен. Вместе получается хороший баланс.

У меня много знакомых, которые уехали в Европу. Как правило, строят карьеру, не замужем, детей нет. Мне кажется, это не приведёт к гармонии. Для меня главное – быть хорошей женой и мамой, а карьера всё-таки на втором месте. Моему старшему одиннадцать лет, а младшей нет и года. Я очень боюсь недодать детям внимания и любви. Помню горькую обиду детства, когда были концерты в музыкальной школе, а мама не приходила. Помню, как мой старший, Данил, плакал и хотел гулять со мной, а я должна была работать. «Мама, к тебе снова Лена сегодня придёт на немецкий?» – спрашивал он с тоской. Сейчас он играет на скрипке, занимается спортом, и я хожу на все концерты и соревнования сына. CRM, интернет-банк и Skype – великое благо. Благодаря современным технологиям мне не нужно постоянно находиться в офисе, чтобы оплатить счета, собрать отчёты и вообще держать руку на пульсе.

В работе с супругом получается хороший баланс

Новое поколение детей отличается от нашего. Среди них выше конкуренция, они с раннего детства изучают языки, занимаются музыкой, спортом, без этого нельзя. И они отлично справляются с большими нагрузками, только нагружать нужно постепенно и правильно. Я всем родителям советую книги Масару Ибука «После трёх уже поздно» и Сесиль Лупан «Поверь в своё дитя», – первая простая и короткая, вторая сложная и длинная, но обе говорят об удивительных способностях и возможностях наших детей. Надо только уметь их раскрыть.

Новое поколение детей отличается от нашего 

 

Планы и цели

Цель работы «Лингва-терра» – дать свободу общения в любой стране, помочь черпать знания из источников на иностранном языке. Здесь не только проводят занятия, но и знакомят с культурой и традициями изучаемого языка. Для этого регулярно проводят тематические праздники и вечеринки, встречи с носителями языка, организовывают отдых для взрослых и детей.

– У нас для каждого возраста своя программа, которая соответствует интересам детей, – объясняет Елена. – Но праздники любят все – наряжаются на Хэллоуин, пекут угощения на Пасху и Рождество, и в процессе усваивают соответствующую лексику.

В загородном лагере «Лингватерра-кэмп» дети от семи до пятнадцати лет совмещают активный отдых на каникулах с изучением иностранных языков. Преподаватели и носители языка создают языковую среду при помощи постоянного общения в форме игр и конкурсов – так дети преодолевают языковой барьер и становятся более свободными в общении с носителями языка. Более комфортный и простой вариант – городской лагерь «Лингватерра-таун». Преподаватели центра готовят культурную программу, которая погружает детей в языковую среду в пределах города: в автобусе, на экскурсии, в кинотеатре. Кроме того, ученики занимаются в традиционном формате и готовят творческие номера.

– Формирование языковой среды – важнейший фактор успешного обучения, – объясняет руководитель центра. – Репетиторство удобно для родителей, но у нас нет такой услуги, мы не ходим по домам. Я много лет работала репетитором и твёрдо убеждена, что индивидуальные занятия несравнимо ниже по эффективности, чем пребывание в языковой среде. Выучить иностранный язык до уровня свободного общения можно только в группе. Репетитор может подтянуть оценку в школе, но к говорению эта оценка отношения не имеет, это принципиально иная задача.

«Лингва-терра» предлагает собственную программу обучения малышей с самого раннего возраста. Для детей от полутора до четырех лет работает «Английский детский сад» на полный день с погружением в языковую среду. С года детки могут посещать детскую академию «Лингватеррия», в которой широко представлены различные программы по раннему развитию. На курсе «Английский с мамой» язык изучают не только малыши от года, но и их мамы. С трёх до шести лет действует программа «Английский для дошкольников» – в 2015 году она завоевала золотую медаль на Кузбасском образовательном форуме. В основе всех программ лежит коммуникативная методика и адаптация западных учебных пособий для раннего развития детей. Детей от пяти до семи лет здесь готовят по программе Ломоносовской школы для одаренных детей: развивают память, внимание, мышление, воображение, готовят руку к письму, формируют грамотную речь, обучают чтению. Занятия выстраивают в игровой форме, чтобы дошколятам было интересно выполнять даже самые сложные задания.

С каждым годом цели становятся амбициознее

Филиалы центра «Лингва-терра» есть во всех районах города. Преподаватели используют комплекс методик с учетом особенностей и потребностей для каждой возрастной группы. Даже совершенные новички через полгода занятий начинают понемногу говорить на иностранном языке без страха и с удовольствием.

– Я добилась намного больше, чем мечтала 10 лет назад, – говорит Елена Скворцова. – Но с каждым годом цели становились амбициознее. Пока что я поглощена заботой о младшей дочери, но на то время, когда она подрастёт и пойдёт в детский сад, уже есть план действий. Сейчас «Лингва-терра» идёт к тому, чтобы стать брендом номер один в Кузбассе. Мы будем расширять географию присутствия, развивать сторонние образовательные проекты. Английский детский сад и детская академия уже работают, в планах бизнес-школа для детей, мои друзья-предприниматели очень её ждут. Будем продвигать франшизу, переговоры с потенциальными инвесторами уже идут. Многое ещё впереди.

 

Проект «Малый бизнес в лицах» рассказывает об успешных кемеровских предпринимателях, каждый из которых вкладывает часть себя в развитие родного города, ежедневно делая жизнь его жителей лучше, комфортнее и интереснее. 20 историй успеха, 20 путей становления и развития бизнеса на страницах бизнес-журнала «Капитал» и телеканале «Мой город». А к 100-летию города Кемерово будет издан каталог «Малый бизнес в лицах», куда войдут 40 успешных бизнесменов, меняющих жизнь нашего города к лучшему. Больше информации о проекте на сайте Фонда поддержки малого предпринимательства.



Организатор проекта

  

*При финансовой поддержке Администрации города Кемерово

Читай также:

Комментарии

Правила комментирования

советы