Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока
$ 56.76 € 69.63

Балаган в технопарке: виноград, рулетка и тухлая рыба

Статьи | Вторник, Декабрь 13, 2016 14:10

Бизнес-журнал «Капитал» продолжает свой отчёт о немного безумной, изрядно балаганистой, но неизменно креативной сессии конференции «Трансфер технологий и наукоёмкий бизнес» в Кузбасском технопарке. Длилась сессия один день, а впечатлений нам хватило на три статьи. И вот вторая из них.

Гарри Поттер и лак на асфальте

«Кто из вас является действующим предпринимателем?» — обращается бизнес-тренер Злата Рыжкова к участникам одной из площадок форума, на которой Злата, собственно, и проводит свой мастер-класс. Площадка эта имеет третий порядковый номер, а называется завлекательно — «Креативные чудаки». Впрочем, две остальные площадки окрестили организаторы не хуже — «Крейзи практики мышления» и «Дивное забугорье» (это они так про трансфер технологий). Но мы сейчас у «чудаков», на мастер-классе «Креативность и маркетинг».

«Так кто является действующим предпринимателем?». Поднимаются несколько человек, далеко меньше их, чем даже половина зала. Оно и понятно — здесь в основном студенты, а есть и школьники, у них все бизнес-свершения ещё в будущем. Если захотят, конечно.

«Понятно. Ну а кто смотрел «Гарри Поттера?». Тут уж поднимаются почти все, а редактор «Капитала» радостно вскакивает равнодушных почти нет. «Уже лучше. Ну а кто хоть раз в жизни видел рекламный ролик?». Полный стоячий аншлаг, ещё бы. «Отлично, значит, все понимают, о чём мы собираемся поговорить», — резюмирует Злата.

И тут же начинает вываливать на головы (глаза, уши, как угодно) слушателей массу примеров креативной и нестандартной рекламы. Вот странное диво прямо на городской улице — понятно, что такая розовенькая изогнутая конструкция, но кажется, что лак выливается из тюбика, и прилично уже на асфальт натекло. Реклама лака, как понимаете. «Ну, мужчинам-то понятно, как оно держится, а вот женщинам удивительно», — испытывает на прочность политкорректность присутствующих Злата. Мужчины делают вид, что и впрямь понимают, горделиво усмехаются. Женщины откровенно смеются.

А вот змея, обвившая рейсовый автобус — понятно, что рисованная, но полное впечатление, что вполне натуральная. Тоже реклама, как и вот этот хороший и годный креатив — «живую изгородь» прямо на стене здания использовали в качестве детали для восхваления услуг парикмахерской. А всего-то и надо было, что подстроить внизу нарисованное женское лицо: ну волосы у неё такие. Мило и экологично.

 

Конфетки как рулетки

«Ни одной тут рекламы из России нет!» — то ли сокрушается, то ли негодует одна из слушательниц, по виду — студентка младших курсов. «Кое-что подобное есть и в России», — парирует Злата. И продолжает: «Задача нынешнего маркетолога — это предельно кратко и доходчиво донести до потенциального покупателя преимущество своего товара. Причём сделать это надо сразу: если пользователю неинтересно, больше пяти секунд на вашем сайте он не задержится. И читать долго ничего не будет — ну не читают сейчас ничего».

Значит, надо креативить, придумывать нечто яркое, броское, но вместе с тем неглупое и интересное — только так покупателя и привлечёшь. А ещё надо пытаться играть с потенциальным клиентом, поскольку геймофикация — тоже один из главных трендов современного маркетинга. Все хотят играть. Иногда буквально.

«Что общего между виноградом, рулеткой и тухлой рыбой? Ну-ка, подумайте!». Но до победного конца «креативные чудаки» так додумать и не смогли — мысли всё время уходили в сторону чего-то морского и чуть ли не пиратского. Меж тем, такое сочетание — всего лишь идея для создания особых разноцветных конфеток. Которые иногда оказываются с приятным вкусом, а иногда вовсе наоборот. И с этими конфетками можно играть: садишься с друзьями, и кому какой цвет выпадет, тот такую и берёт. Вот радости-то, когда приятельнице достанется со вкусом той самой тухлой рыбы.

«Да такую гадость, наверное, и не покупает никто!» — выражает сомнение зал. «Ещё как покупают! Да они и у нас в Кемерове продаются. И стоят не очень-то дёшево. Итак, что мы тут видим? Взяли умные люди конфетки, мало кому интересные — и фактически перевели в другую товарную категорию».

 

Скидками вам по лицу

Но это всё настоящее, а как насчёт светлого будущего в маркетинге? Разговаривали и о нём, хотя насчёт того, насколько оно «светлое» — это вопрос. Для маркетолога — наверное, для покупателя — не факт.

«Вам же СМС приходят с персональным обращением? И ко мне приходят. И хотя я знаю, что это робот их мне отсылает, а не генеральный директор, всё равно, вроде бы, приятно. Так вот, в будущем всё будет гораздо круче. Заходишь ты в магазин, а тебя уже по системе распознавания лиц вычисляют и предлагают ПО-НАСТОЯЩЕМУ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ СКИДКИ. И мы с вами до такого обязательно доживём». По аудитории проносится лёгкий вздох — то ли ужаса, то ли восхищения.

Откуда же возникают удачные маркетинговые идеи? Всё дело, говорит Злата, в нестандартности мышления. Две тысячи лет назад один мудрый человек советовал своим приверженцам «уподобиться малым детям». Современные маркетологи, уж извините, похоже, смотрят в том же направлении. Потому что дети мыслят нестандартно, «не напрямую», по словам Златы Рыжковой. И, как следствие, ломают все стереотипы, сочетают несочитаемое, изобретают немыслимое.

Вот вам две картинки. На одной на лице девушки написано неописуемое наслаждение. На другой всё гораздо брутальнее — якорная цепь. «Что общего между двумя этими картинками, как их можно соединить в одну рекламу и что это будет за реклама?». На сей раз «чудаки» смекнули быстро — может, потому что время к обеду шло. «Правильно, реклама спагетти! Наслаждение, которое не отпускает вас — ну прямо как якорная цепь!»

 

Инновационная сказка на ночь

Но не надо думать, что всё случайно — алгоритм существует даже для такого творческого безумия. Итак, шаг первый: садимся и выясняем, что мы хотим донести до нашей целевой аудитории. Шаг второй: выбираем наугад два понятия. Шаг третий: связываем их воедино и сверяем — достигли ли мы своей первоначальной цели. А то ведь креатив тоже разный бывает — а мы-то не просто творчеством занимаемся, мы продаём товар/услугу/что угодно. Шаг четвёртый — в идеале считаем выручку.

Ну ясно, что участники мастер-класса решили всё сказанное проверить на практике — разбились по совету Златы на несколько команд и решили кое-чего сами по этому же методу накреативить. Временные рамки были жёсткие, да и своих секретов команды старались особо не раскрывать, но кое-какие идеи вышли вполне себе годными с точки зрения современного маркетинга. Скажем, призыв от команды бизнесмена Алеси Кадакиной: «Рысь, хватит сидеть дома — выходи на охоту!». Это они так к состоявшимся женщинам обратились — чтобы тоже шли в модельный бизнес. А вот другая команда показала эволюцию от ящерицы до инопланетянина — реклама самого технопарка, где на стене в центральном фойе обезьяна уже доэволюционировала до делового человека с портфелем. Для начала неплохо.

«Такие встречи и в таком формате — нужно ли их проводить? Я считаю, что их нужно проводить ещё вдвое больше, чем сейчас! Да и не только среди студентов и школьников, а чуть ли не с грудного возраста. Чтобы мамочка ребёночка убаюкивала и напевала ему: „Инновации, малыш мой, креативность в бизнесе, идеи для стартапов“. Если же серьёзно, то подобные идеи нужно прививать действительно чуть ли не с детства — чтобы к старшим классам школы люди уже понимали, о чём идёт речь, и задумывались над своими планами», — рассказала Злата Рыжкова бизнес-журналу «Капитал».

...Кстати, пока я сидел и слушал Злату, мне пришла СМС. Достаю телефон, смотрю. «Уважаемый Василий Александрович, покупки к Новому году станут для Вас ещё приятнее...» Будущее рядом, точно вам говорю. Но об этом — в третьей части нашего мини-сериала о «балагане в технопарке».

Читайте также: 

Балаган в технопарке: будущее, Гагарин, второй носок

Читай также:

Комментарии

Правила комментирования

советы