Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока
$ 57.62 € 68.75
Алё, прачечная?

 Фото: архив А42.ru, Wikipedia

Алё, прачечная?

PRO Стартапы | Пятница, Декабрь 23, 2016 16:58

Бизнес-журнал «Капитал» и компания Tele2 продолжают полюбившуюся вам рубрику «PRO стартапы». Мы уже писали об онлайн-гипермаркетах, мобильной кофейне, вторичной переработке древесины, о том, как можно сделать деньги на «сарафанном радио» и любви к котикам. Сегодня мы подготовили стартап, совершенно непривычный для России. Заинтриговали?

 

Стартап №6. Прачечные

Замечали ли вы, приехав погостить в какое-нибудь другое государство, часто повторяющиеся вывески с надписью Laundry? Это прачечные.

Подобный бизнес давно процветает в западных странах, хотя в России для многих он в новинку. Основная причина — недоверие российских женщин к подобным заведениям. Однако времена меняются. Во многих семьях женщины меняют плиту и стиральную машинку на дополнительный доход в семейный бюджет. А ещё студенты, командированные и молодые семьи с удовольствием отнесут бельё в прачечную, заплатив 200 рублей за килограмм, и не будут тратить время на кипячение и утюжку.

При этом такое выгодное дело, как открытие прачечной самообслуживания, практически не имеет высоких рисков. Ведь подобные услуги сегодня представлены лишь в крупных мегаполисах, да и то довольно скромно. Поэтому отсутствие конкурентов станет несомненным плюсом для новичка, решившего заняться бизнесом.

Что касается других сложностей, нужно заметить, успех дела и посещаемость вашего заведения будет целиком зависеть от правильно подобранного места для ведения деятельности и грамотной рекламной стратегии. Но обо всём по порядку.

 

Как это работает?

Вот история Алексея Устюгова, который открыл сеть прачечных «Селена» в Екатеринбурге, а также его советы по развитию такого знакомо-экзотического стартапа:

«Даже знаменитый гангстер Аль Капоне выбрал именно сеть прачечных для ведения дел. Только если Капоне «отмывал» прачечными свой нелегальный доход, то у нас стояла задача организовать прибыльное прачечное заведение, с которого мы и будем пожинать плоды.

Нас привлекло полное отсутствие подобных заведений именно в спальных районах — как следствие, возможная популярность сервиса при адекватных ценах.

Смущало же несколько пунктов:

1. В нашей необъятной стране не перевелись ещё истинные женщины, которые считают домашние дела своей прямой обязанностью — как следствие, непривычность подобного сервиса для отечественного менталитета.

2. Автоматическая стиральная машина в современном доме — явление абсолютно нормальное. Следовательно, обращаться в прачечную, видимо, будут с изделиями, непригодными для обычной стирки, поэтому нужна нормальная техника — а значит, необходимое оборудование выходит за рамки «пары б/у стиральных машин».

3. Наконец, то, что этих заведений нет в спальных районах, поневоле наводит на мысль: может, их там нет, потому что они там и вовсе не нужны?

Близость прачечной к дому клиента определяет её выбор: никто не станет ехать через весь город, если через улицу есть заведение, где можно сдать бельё в стирку. Прачечная не супермаркет, потому не имеет смысла ставить её возле дороги — лучше организовать бизнес где-нибудь в спальном районе. Места в торговых центрах спального микрорайона — то, что нужно. Хотя в таких местах нужно много мудрить: подключать дополнительную энергию, водопровод и так далее. Мы для своего проекта выбрали квартиру в спальном районе, переведённую из жилого в нежилое помещение. В самой первой нашей прачечной, которая располагалась на 45 квадратах, было лишь три помещения: приёмный пункт, машинный зал и ванная комната. Первые наши расходы пошли на организацию помещения. Прачечная — это специфическое помещение со своими стандартами. Полы и стены должны быть в обязательном порядке изолированы от проникновения воды через них. То же самое касается электроприборов в заведении. По технике пожарной безопасности в прачечной должно быть два выхода.

Про выбор оборудования. Мы сначала были очарованы ценами в прайс-листах отечественных производителей. Но в конце концов нами были выбраны и куплены зарубежные б/у машинки, даже с учётом того, что они стоят в полтора раза дороже. Таким образом, мы приобрели качественное оборудование и неплохо сэкономили на этом в будущем.

Очень важный момент — это количество работников и оплата их труда. И главное, контроль над ними. Оператор может стирать клиентам «мимо кассы». С другой стороны, совсем без персонала нельзя, так как глажка — очень трудоёмкий процесс. Мы вначале работали сами, потом наняли двух операторов, которым доверяем и платим достойно.

Успех прачечной на начальном этапе зависит от рекламной кампании. Используйте все знакомые вам методы. В дальнейшем рекламу вам сделает «сарафанное радио», а также качество предоставляемых в вашей прачечной услуг.

 

Говорят эксперты

Так будет ли подобный бизнес-проект успешен на территории Кузбасса? Наши эксперт Наталья Дмитриева, кандидат экономических наук, бизнес-консультант, доцент кафедры торгового дела Кемеровского института РЭУ имени Плеханова, довольно сдержанна в своих оценках.

«В этом вопросе позвольте выступить не просто экспертом, а экспертом в кубе, поскольку одновременно представляю три категории не чуждых этой услуге лиц. И все три категории единодушно говорят: «Скорее нет, чем да», — рассуждает Наталья Дмитриева.

Категория 1 — семейная женщина. Я согласна с утверждением, что «женщины предпочитают менять плиту и „стиралку“ на дополнительный доход в семейный бюджет». Дополнительный доход — замечательная вещь. Чем больше времени на его получение, тем лучше. Надо сказать, что машинная стирка времени практически не требует. Глажка — другое дело. Но она прекрасно совмещается с телефонными переговорами или просмотром полезного или развлекательного видео.

Категория 2 — студенты из общежития. Во-первых, у большинства студентов лишних денег нет. Прачечная или пиццерия? Конечно, пиццерия! Во-вторых, большинство студенческих общежитий Кемерова не коридорного, а гостиничного типа, и возможностей для стирки у студентов куда больше, чем у их собратьев из других городов.

Категория 3 — маркетолог. Здесь тоже скажу о специфике нашего города. Около 6–7 лет назад наша кафедра выполняла заказ на исследование потенциальной ёмкости рынка услуг химчисток г. Кемерово, которое включало в себя масштабный опрос потребителей. Подробности исследования являются коммерческой тайной, но главный вывод состоял в том, что потенциальная ёмкость оказалась максимально близка к реальной, на основании чего инвестиционный проект был признан неперспективным. Услуги прачечной находятся в похожем сегменте. Кроме того, за последние два года реальные доходы людей в значительной степени снизились, скорого повышения не прогнозируется, а от подобных услуг в ситуации экономии люди отказываются в первую очередь.

Однако эксперты, которые «варятся» в этом бизнесе, видят дальнейшие перспективы его развития на рынке Кузбасса. «От домашней стиральной машины прачечную самообслуживания отличает прежде всего возможность стирать крупногабаритные вещи: пледы, постельное бельё, куртки и пуховики, чехлы для диванов и прочее, — отмечает руководитель сети „Сам Прачка“ Татьяна Кириллина.

В России граждане более оседлы: как только человек покупает или снимает квартиру, первое, что он приобретает, это холодильник и стиральная машина. Дожидаться клиентов, у которых „стиралка“ поломалась, не интересно: бизнес должен быть систематичным и налаженным. А для этого нужно избрать тот формат услуг, который кузбассовцы не смогут организовать в домашних условиях. Это залог успешности. Ведь те же чехлы или пододеяльники могут просто вывести домашнюю машину из строя. Заметили, как популярны химчистки в России? Надо идти тем же путём: стирка верхней одежды, негабаритных вещей могут принести не только моральное удовлетворение стартаперу, но и выгоду».

 

Продвижение

Как уже было сказано, продвижение — самое главное в таком сложном бизнесе. От грамотной коммуникации зависит успех всего дела.

«Предприниматель на этапе старта должен использовать все возможные механики, которые помогут бюджетно и эффективно привлечь клиентов. Продвижение бренда я советую предпринимателям разделить на два направления. Это продвижение услуг потенциальным клиентам и работа с действующей базой клиентов, — отметила Татьяна Никифорович, директор филиала Tele2 в Кемеровской и Томской области.

С помощью услуги «Бизнес SMS» предприниматель может информировать действующих клиентов об акциях, поздравлять с праздниками — тем самым работать над лояльностью, напоминать о себе.

Рассказывать об акциях потенциальным клиентам можно и другим способом. Tele2 предлагает заменить креативным роликом стандартный гудок на номерах компании. Рекламный ролик, установленный вместо гудков, поможет рассказать о предложении компании, проинформировать клиента о времени работы организации или просто поднять настроение потенциальным клиентам. Такая опция в Tele2 для корпоративных клиентов называется просто — «Свой гудок».

 

Выводы

Очевидно, стартап по открытию прачечных — для подготовленных людей. Конечно, нужно очень внимательно подходить к экономике проекта. Но это не означает, что браться за дело не следует: надо образовывать тренды. Отвлечь женщин, студентов и маркетологов от «стиралки», да ещё и заработать на этом — дело неплохое.

Читай также:

Комментарии

Правила комментирования

лидерство