Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока
$ 66.87 € 76.18
Альфа-Банк: региональный бизнес жив

 Фото: Дарья Верзилова/А42.ru

Альфа-Банк: региональный бизнес жив

Статьи | Воскресенье, Ноябрь 29, 2015 18:24

Несмотря на реалии сегодняшнего дня — падение макроэкономических показателей, волатильность курса рубля и цен на нефть, снижение доходности банковского бизнеса в целом, прошедший период 2015 года для Альфа-Банка в работе с региональным бизнесом был весьма успешным.

Ставшее традиционным подведение итогов к концу минувшего года руководством ОО «Кемеровский» Альфа-Банка с журналистами, выявило ряд тенденций в ситуации развития рынка банковских услуг в регионе в целом и положительную динамику по показателям работы Альфа-Банка с региональным бизнесом.

В частности, это перетекание малого и среднего бизнеса из банков второго эшелона, где держались расчетные счета, в банк более высокой степени финансовой надежности. «Мы считаем, что важным критерием для выбора банка предпринимателями сейчас является стабильность банка и способность выстроить равноценные качественные отношения с клиентом. Массовый бизнес Альфа-Банка доказал свою успешность», — прокомментировала данный тренд руководитель по массовому бизнесу ОО «Кемеровский» Елена Суркова. В свою очередь, отметим, что направление работы с малым и средним бизнесом в регионе Альфа-Банк ведет относительно недавно — пять лет.

С начала года количество клиентов в Кузбассе в сегменте обслуживания компаний, представляющих средний и малый бизнес, а также индивидуальных предпринимателей, выросло примерно на 300 клиентов, превысив 2,6 тысячи клиентов. В результате доля Альфа-Банка на региональном рынке увеличилась до 7,5% (в целом по стране она составляет 4%). При этом по итогам 9 месяцев работы операционная прибыль в блоке «Массовый бизнес» приблизилась к 109 млн рублей, среди которых 70% — это транзакционные доходы, а значит безрисковые доходы.

Положительная динамика связана и с тем, что за последние несколько лет банк сформировал отдельную широкую линейку продуктов и целый блок
дополнительных нефинансовых сервисов, способных облегчить жизнь предпринимателям и придать дополнительную динамику развитию их бизнеса. «Сейчас наша задача развиваться, в том числе и за счет наших высоких технологий: мы создаем комфортную деловую среду для предпринимателей, позволяющую решать многие вопросы без посещения отделения банка», — поделилась Суркова. Среди них Елена Суркова упомянула бизнес-семинары Альфа-банка, которые посетили уже более 3000 клиентов по стране. В Кемерове семинар посетило более 150 клиентов банка. Кроме того, работает «Клуб клиентов», который позволяет пользоваться скидками партнеров. По всей стране таких партнеров уже более 700.

Запущен новый проект «Альфа-кэш Ультра», это банковская карта, которая снабжена микро-чипом и позволяет не только вносить и снимать средства с банкомата, (причем и в банкоматах банков-партнеров, таких как МДМ-Банк), но и осуществлять безналичные расчеты. При этом в Интернет-банке формируется соответствующее платежное поручение.

«Корпоративные клиенты в текущей экономической ситуации стали проявлять больше интереса к сложным банковским продуктам, таким как, например,
кэш-менеджмент (автоматизация казначейских функций), аккредитивная форма расчетов или синтетические и бивалютные депозиты, которые могут приносить повышенный доход в сравнении с традиционными депозитами», — прокомментировал управляющий операционным офисом ОО «Кемеровский» Артем Михов. Напомним, что несколько лет назад Альфа-Банк стал активно развивать новые современные направления банкинга, в частности каналы удаленного обслуживания, включая Интернет-банк и мобильный банк. Это позволяет клиентам снижать издержки, поэтому растет число пользователей этих сервисов и их лояльность к банку.

Тем не менее, в 2015 году Альфа-Банк не ставил основной целью прирасти в показателях, а стремился удержаться на прежних позициях. Безусловно, банк не мог не коснуться тревожный декабрь 2014 года, когда предприниматели оказались на распустье — развивать бизнес или, взвесив все риски, закрыть его.
«В первой половине года, особенно в его первом квартале, мы приезжали к клиенту и становились свидетелями ситуации, когда надежный клиент банка распускал своих сотрудников в отпуск без содержания и приостанавливал бизнес. Эта ситуация была если не повсеместной, то наиболее характерной для того времени», — констатирует Елена Суркова. Руководство Альфа-Банка тогда приняло решение взять «кредитные каникулы» на полгода, и не выдавало кредиты малому бизнесу до июня 2015 года.

За это время предприниматели как-то научились выживать без кредитов. Как показала практика, отмечает руководитель операционного офиса «Кемеровский» Альфа-Банка по массовому бизнесу, сами предприниматели предпочитали обходиться своими силами. «Когда мы вернулись к кредитованию, желающих было не так много. Мы также избирательно относимся к запросам по кредитам, пристально смотрим на бизнес. Заявки могут быть на одну сумму, которая в последующем просчитывается как нами, так и клиентом. В процессе рассмотрения заявки клиент нередко сам принимает решение в сторону снижения кредитной суммы», — отмечает Елена Суркова.

В основном, получателями кредитов в малом бизнесе и предпринимательстве остаются клиенты розничной торговли, причем, товарами народного потребления, а не премиальными, эксклюзивными товарами. «Предприниматели, которые занимались торговлей дорогостоящей верхней одеждой, брендовыми вещами в кризис серьезно пострадали. Поэтому эти рисковые направления мы стараемся не кредитовать», — поясняет Суркова. При сложившихся условиях в сфере кредитования и финансирования клиентов, Альфа-Банк отдает предпочтение стабильно работающим компаниям и тем предприятиям малого и среднего бизнеса, которые имеют понятную бизнес-модель.

С ростом кредитных рисков банк столкнулся и с риском просроченной задолжности по кредитам. На начало 2015 года в сегменте «Массовый бизнес» просроченная задолжность составляла порядка 20 млн рублей, однако новых клиентов с просрочкой на текущий момент у банка нет. По реструктуризации долга от МСП поступает порядка пяти заявок в месяц, банк их рассматривает. «С теми клиентами, у кого ситуация в бизнесе совсем неблагоприятная, банк заключает соглашение, которое подразумевает добровольное желание заемщика выплачивать суммы по его фактическим способностям. Соглашение позволяет регулировать платежную дисциплину и осуществлять возврат долга банку».

Все же руководство Альфа-Банка говорит, что с бизнесом в регионе не так уж все и плохо. «Малый бизнес и предпринимательство не искоренить даже нынешним кризисом. Всегда находятся те идейные смельчаки, которые решаются открыть свое дело. Мы общаемся с нашими регистраторами, бухгалтерами, которые ведут фирмы, — приводит аргумент Елена Суркова. — По их словам, очевиден непрерывный поток из тех, кто приходит закрывать свои индивидуальные предприятия и компании, и тех, кто с горящими глазами приходит открывать свой бизнес».

В свою очередь, Николай Лебедев, региональный руководитель по корпоративному бизнесу ОО «Кемеровский» Альфа-Банка добавил, что есть ряд отраслей, в которых бизнес активно развивается и где кредитные риски для банка заметно ниже: «В частности, агропромышленный комплекс, на который оказывают существенно влияние условия импортозамещения, развитие перерабатывающих мощностей. В особенности эта тенденция заметна в вертикально интегрированных холдингах. Если в 2010 году кредитовать АПК казалась новацией, то на сегодня эта отрасль бизнеса для банка представляет большой интерес». Новым инвестиционным направлением для регионального отделения Альфа-Банка стал и гостиничный бизнес, который активно развивается на юге Кузбасса и не только.

«В области есть крупных заемщики — нефтяные, угольные компании, которым теперь лишены международного финансирования. С одной стороны, клиенты демонстрируют консервативную модель заимствования, с другой, к нам вернулись такие компании как „Роснефть“, „Лукойл“, „Евраз“. Последняя вернулась в лице ЗСМК спустя 9 лет», -прокомментировал управляющий операционным офисом ОО «Кемеровский» Артем Михов.

«Основная задача, которую ставит перед собой сегодня корпоративный блок, — стать для клиентов основным банком, решать их повседневные задачи. По
состоянию на сегодняшний день, мы с этой задачей справляемся: за три квартала текущего года количество активных клиентов в сегменте корпоративного бизнеса увеличилось на 64%», — подчеркнул в ходе пресс-конференции Управляющий ОО «Кемеровский» Альфа-Банка, Артем Михов.
Показательна и динамика: если в начале 2015 года число региональных клиентов Альфа-Банка с выручкой от 350 млн до 3 млрд рублей в год составляло 169, то к октябрю их число выросло до 278.

Читай также:

Комментарии

Правила комментирования

советы