Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока
$ 59.66 € 63.72
Невменяемый налог - не по фактическим способностям

 Георгий Шишкин, Максим Киселев/А42.ru

Невменяемый налог - не по фактическим способностям

Статьи | Пятница, Ноябрь 06, 2015 19:14

Когда вчера малый бизнес Кузбасса спокойно спал, Минэкономразвития опубликовало на своем сайте проект ведомственного Приказа «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2016 год», согласно которого налоговая нагрузка на предпринимателей, применяющих ЕНВД, может вырасти на 15,9%.

Это самый высокий рост за все время действия ЕНВД в нашей стране. В РБК, первом из деловых изданий, откликнувшихся на эту новость, подсчитали: если предприниматель ведет бизнес в помещении площадью 50 кв. м, то в 2016 году с учетом нового значения коэффициента-дефлятора размер ЕНВД для него увеличится на 46,5 тысячи рублей.

Напомним: ЕНВД — Единый налог на вмененный доход для отдельных видов предпринимательской деятельности, или «вмененка», относится к специальным налоговым режимам и считается муниципальным налогом. Но не только потому, что решение о том, какая деятельность будет облагаться ЕНВД, принимают муниципальные органы власти, но и потому, что все сборы от ЕНВД остаются в муниципальном бюджете.

При «вмененке» налоги платятся не с фактически полученного, а с вмененного дохода, т. е. с того, который предполагается у предпринимателя. Смысл ЕНВД — в обложении налогами тех форм малого бизнеса, где крутится наличность, а налоговый учет затруднен (например, розничная торговля, бытовые услуги, небольшие кафе, реклама, автоперевозки).

Рассчитывается ЕНВД путем умножения базовой доходности конкретного вида деятельности (она зафиксирована в ст. 346 Налогового кодекса) на число работников или площадь помещения, а также на два коэффициента: К1 и К2. Но если величину К2 законодатель, т. е. правительство, памятуя, что ЕНВД — муниципальный налог, доверило определять местной власти, то устанавливать величину коэффициента-дефлятора К1, обязало Минэкономразвития. Причем, Минэкономразвития РФ обязан делать это ежегодно, учитывая изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в предшествующем периоде.

Что происходило и происходит с ценами на российском рынке в нынешнем году, известно даже ребенку, поэтому формально повышение значения коэффициента-дефлятора с прошлогодних 1,798 до 2,083 вполне логично. Если бы не одно даже, а несколько «но»…

О них — по просьбе «Капитала» размышляет уполномоченный по защите прав предпринимателей в Кемеровской области Елена ЛАТЫШЕНКО:

— Хорошей новостью это не назовешь. И потому что это идет в разрез с посланием президента, которое он озвучил в конце прошлого года, и с установками апрельского Госсовета о том, что необходимо наложить мораторий на повышение налоговой нагрузки на малый бизнес (а ЕНВД платит как раз малый бизнес). И потому, что мы знаем, насколько осложнилась ситуация сейчас именно в этом сегменте рынка — резкий рост цен на товары и услуги обернулся не менее резким снижением потребительского спроса. В этих кризисных условиях сворачивают свою деятельность крупные компании, что уж говорить о микро- и малом бизнесе? Им бы сейчас хотя бы просто выжить, не закрыть свой бизнес совсем (увы, не у каждого предпринимателя в штате бухгалтер, который посоветует ему перейти на другой вид налогообложения). А для власти важно, чтобы «малыши» остались на легальном поле, не ушли в тень…

Повышение ЕНВД может просто «добить» многих предпринимателей. К сожалению, такое уже случалось. У всех нас еще живы воспоминания о массовом уходе с рынка предпринимателей, не выдержавших резкого повышения страховых взносов. Вернуть их в строй очень непросто, потому что подорвана основа взаимоотношений бизнеса и власти — доверие…

Впрочем, и региональной, и местной власти сейчас тоже не позавидуешь. Похоже, решение Минэкономразвития стало и для них неожиданностью. Наша региональная власть на протяжении всего года старалась, как того требовал президент, снизить налоговую нагрузку на малый бизнес — в Кузбассе не только ввели налоговые каникулы, но и готовятся с 1 января 2016 года расширить перечень видов предпринимательской деятельности, которые могут воспользоваться этой льготой; планируют снизить ставку налога для упрощенцев, которые применяют систему «доходы»… И вдруг — решение повысить коээфициент К1 почти на 16%! Единственное, что могут сделать в этой ситуации региональные власти — рекомендовать своим коллегам в муниципальных образованиях ни в коем случае не увеличивать, а где возможно и снизить К1 — корректирующий коэффициент, от величины которого также напрямую зависит размер ЕНВД.

А у местной власти в Кузбассе еще на слуху решение Верховного суда РФ от 27 мая нынешнего года, который вслед за коллегами из нижестоящих судебных инстанций, принял сторону кемеровского индивидуального предпринимателя Владимира Уфимцева, оценившим решение Кемеровского горсовета народных депутатов о повышении с 0,390 до 1 значения корректирующего коэффициента К2 как не учитывающее всей совокупности ведения его предпринимательской деятельности. Верховный суд тогда популярно объяснил кемеровским депутатам, что ссылка исключительно на недостаточность налоговых поступлений сама по себе не может являться основанием для увеличения корректирующего коэффициента.

Более того, Верховный суд в своем решении установил: «…по своей правовой природе ЕНВД представляет собой специальный
налоговый режим в сфере малого и среднего предпринимательства, при котором уплата большинства федеральных, региональных и местных налогов и сборов заменяется единым платежом; такое законодательное регулирование не направлено на ухудшение положения налогоплательщиков и не должно приводить к этому, поскольку при установлении и исчислении единого налога обеспечивается такой принцип налогового законодательства, как учет фактической способности налогоплательщика к уплате налога».

Хотелось, чтобы эту позицию Верховного суда учли не только органы местной власти, но и Минэкономразвития. Пока Приказ о новом значении К2 еще в разряде проектов…

Читай также:

Комментарии

Правила комментирования

советы