Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока
$ 66.89 € 76.05
Михаил Дорф и Ольга Васильева: «Мы действовали наугад»

 Фото: Анастасия Антонович/ А42.ru

Михаил Дорф и Ольга Васильева: «Мы действовали наугад»

Статьи | Пятница, Июль 31, 2015 15:51

«Время – деньги» - именно по такому принципу работают заведения под общим названием «антикафе». Впервые место подобного типа возникло три года назад в Москве, когда Иван Митин открыл свободное пространство «Циферблат». Владельцы антикафе «Кот да Винчи» Ольга Васильева и Михаил Дорф рассказали журналу «Капитал» о том, каково вести подобный бизнес в Кемерове.

Как начинали

Ольга и Михаил приехали в Кемерово из Москвы три года назад. Она — профессиональная скрипачка, он — инженер, с подобным бизнесом ранее дел не имели. На Кемерово выбор пал по двум причинам: во-первых, Ольга здесь родилась, а во-вторых, из-за непаханого поля возможностей. «Рынка антикафе как такового в Кузбассе тогда не было, поэтому мы решили действовать быстро, дерзко и наугад».

 
Ольга Васильева и Михаил Дорф. Фото Никиты Анульева / А42. ru

Первым антикафе Кемерова была «Чашка», открывшаяся в ноябре 2012 года. Через несколько месяцев появился «Кот». Чуть позже еще два антикафе — «Чердак» и «Амадей», но быстро закрылись. В июле 2013 года основатель и владелец «Чашки» Наталья Корсун также продала свое заведение.

— Зимний период оказался для нас идеальным для начала работы, — вспоминает Михаил. — Такой бизнес имеет сезонный характер: летом народ ходит вяло и прибыли мало, зимой значительно больше людей. Заходят погреться, почитать любимую книгу, позаниматься своим делом за рабочим ноутбуком или просто посидеть в Интернете, собираются компании со схожими взглядами и интересами, творческие люди, друзья для того, чтобы просто пообщаться, поиграть или с интересом провести время. Такая альтернатива дому с возможностями творческой самореализации пришлась по душе, прежде всего, интеллектуальной, творческой молодежи. И мы быстро обрели «свою» аудиторию.


В «Коте да Винчи» можно бесплатно поесть печенья и выпить кофе

О размере стартового капитала супруги  говорят неохотно: «Не будем раскрывать все карты, но стартовый капитал у нас был. Прошли те времена, когда бизнес можно было открывать с парой тысяч долларов в кармане». На первых порах они все же планировали скооперироваться с одним знакомым бизнесменом, казалось, от такой синергии финансовых ресурсов будут только плюсы. Но индивидуализм победил.

Концепция заведения

«Кот да Винчи» — место, сочетающее в себе признаки общественного пространства, кафе и хобби-клуба, предназначенное для культурного отдыха и общения. В меню не найти изысканных блюд, лишь бесплатный чай, кофе и сладости. Основную выручку владельцам «бизнеса для души» приносит время: в первый час пребывания посетитель платит два рубля в минуту, за второй и последующие — по рублю в тот же отрезок. Дополнительный доход они имеют благодаря продаже сувенирной продукции и организации событий, где цена за вход фиксированная. Также «Кот» предоставляет место для проведения платных занятий, тренингов и семинаров. На первых порах сотрудничали с книжным магазином «Атмосфера»: продавали их книги, однако не так давно перестали устраивать друг друга как партнеры.

 
 Прихожая антикафе. Клиент берет ключ на входе и сдает его на выходе

О продвижении

— Создали собственный сайт, но быстро поняли, что это лишнее, — рассказывает Ольга. — Социальные сети справляются с популяризацией намного лучше. Сейчас на нашу страницу ВКонтакте подписаны более 6300 человек. Это примерно соответствует нашей реальной аудитории в Кемерове. Наружной рекламой мы не пользуемся, если не считать надписи мелом на стене музея ИЗО. Затраты на наружку не окупаются.

О затратах

Что и говорить, арендовать настолько большое помещение в центре Кемерова дорого. Вместе с оплатой охранной системы и интернета дом «Кота» обходится собственникам около ста тысяч рублей в месяц. На начальном этапе также пришлось потратиться на необходимую заведению пожарную безопасность. Прибыльность заведения вряд ли сравнится с прибыльностью успешных ресторанных проектов, но концепция повременной оплаты вполне жизнеспособна.

— Естественно, времени и сил содержание помещения отнимает очень много. У нас есть несколько наемных администраторов, которые следят за порядком и принимают гостей. Зарплата администратора составляет 10-12 тысяч рублей в месяц, — поясняет Михаил. — Однако проект развивается успешно, у нас не было ни одного месяца, сработанного в «минус».


Администратор отвечает за порядок в антикафе и обслуживает клиентов

Бизнес или творческий проект?

Заработать — не единственная наша задача предпринимателей. Первой и основной целью семейного бизнеса была творческая реализация — бизнес для души. — «Кот да Винчи» — проект социокультурный. Мы не продаем окна или носки, мы проводим культурные мероприятия. За 2,5 года в этих стенах прошло более 100 концертов, а ведь были ещё фестивали, спектакли и другие уникальные мероприятия. «Кот» действительно оживляет кемеровскую культурную среду: у нас выступают коллективы, которым тяжело попасть на сцену, например, в День города, чтобы их увидели тысячи людей. На некоторые наши события приходят сотни человек, и мы были бы рады организовывать что-то масштабное для города. Мы любим Кемерово и хотим, чтобы люди здесь интересовались культурой, искусством, наукой.


Концерт музыкальной группы «СПБЧ» из Санкт-Петербурга. Фото Кирилла Кухмаря / А42.ru 

Чтобы выйти на рентабельность, некоторые антикафе либо повышают цену за минуты, либо вводят всевозможные платные дополнительные услуги, в том числе, услугу питания, меняя чай и плюшки на меню ассортиментных блюд, превращаясь тем самым в обычное кафе. «В одном из обсуждений на Facebook нам написали: „А в чем проблема? Давайте, вы начнете продавать шаурму. Люди будут заходить поесть, а там, глядишь, и на лекцию какую-нибудь подтянуться“. Может, оно и правильно с точки зрения бизнеса, но нам бы не хотелось, чтобы люди ассоциировали культуру с шаурмой», — озвучивает свою точку зрения на стереотипы восприятия культуры относительно призмы физиологических потребностей Михаил Дорф.

О частно-государственном партнерстве

— Хотелось бы, чтобы нас поддержали. Хотя бы рекламой или разрешением на нее. Недавно была ситуация, когда нам нужно было расклеить афиши одного из концертов, но возник вопрос: где клеить, если запрещено почти везде?«, — сетует Ольга. Должны ли социокультурными функциями «третьих мест» интересоваться административные власти? Практика частно-государственных взаимодействий во многих городах в сфере культуры успешно практикуется. Ведь в программных заявлениях чиновников нередко говорится о переходе к гуманитарным технологиям в форме социокультурных проектов с участием коммерческих структур. Антикафе не только оживляют, пробуждают урбанистическую культуру, но и позволяют государству решать многие социальные задачи.

Читай также:

Комментарии

Правила комментирования

лидерство