Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока
$ 57.52 € 62.09

Евгения Жилина: «Почта все еще популярна как вид связи»

Статьи | Среда, Июль 01, 2015 14:11

«Почту России» ставят в один ряд со Сбербанком и РЖД как полноценными коммерческими организациями, деятельность которых в той или иной мере контролируется государством . При этом, «Почта России» остается одной из самых больших и по-прежнему одной из самых критикуемых компаний в России. Это бизнес или социальная государственная структура? «Капитал» задал этот вопрос директору Управления федеральной почтовой связи Кемеровской области (далее УФПС) — филиала ФГУП «Почта России» Евгении Жилиной.

«Почта России» является федеральным государственным унитарным предприятием. Это значит, что организация имеет право вести коммерческую деятельность, но при этом и в современной формации продолжает выполнять традиционные социальные функции. В стратегии развития сейчас «Почта России» — скорее ориентированная на прибыль компания. В организации управления деятельностью кемеровский филиал от других филиалов Почты России ничем не отличается, и его руководитель может считать себя менеджером, а не чиновником.

Казалось бы, люди давно перестали писать письма друг другу, однако УФПС Кемеровской области уже три года подряд наращивает прибыль и выработку на сотрудника в месяц. Связано ли это с большей доходностью в других сегментах почтовых услуг, с конкурентоспособностью банкам в формате услуг денежных переводов и частным почтовым компаниям в секторе услуг экспресс-доставки или с меньшей долей социального обременения, с этим «Капиталу» помогла разобраться наш «главный почтальон».

— Традиционные функции — пересылка писем и бандеролей — и есть главный источник дохода для почты?

— С одной стороны, большую часть прибыли мы действительно пока получаем от приема и доставки различных почтовых отправлений — писем, бандеролей, мелких пакетов, посылок. Однако доставлять корреспонденцию в отдаленные районы, например, в Таштагольский, убыточно по определению, ведь до некоторых адресатов можно добраться только на вертолете. Но в этом и заключается социальная функция «Почты» — оказывать услуги связи клиентам вне зависимости от места их нахождения. До 2014 года правительство компенсировало часть связанных с этой статьей расходов. С приходом команды Дмитрия Страшнова стратегия развития предприятия в целом изменилась, мы отказались от поддержки государства. Началась перестройка бизнес-процессов. Новый порядок работы должен позволить выйти отделениям на самоокупаемость.

В нашем отделении эта перезагрузка уже работает: «грязная» прибыль прирастает каждый год в 2 — 2,5 раза с 2012 года. Так, в позапрошлом году наша прибыль составила 156 млн рублей, а в 2014 — уже 346 млн. То же самое и с валовой прибылью: в 2013 году — 1,8 млрд рублей, в 2014-м — 2,1 млрд — в среднем прирост по 13% в год. По заработной плате для сотрудников прирост составил 6,5%. На 2015 год мы ставим себе цель в 1,9 млрд рублей валового дохода и около 280 млн рублей прибыли, при среднедневной выработке в 33 тысячи рублей на сотрудника.



Каким образом поменялся ваш клиент за последние пять лет?

— Сегмент физических лиц постепенно уступает место сегменту юридических лиц, ведь письменная корреспонденция все еще играет значительную роль в деятельности компаний. Наш бизнес-портфель сегодня выглядит совсем по-другому, нежели пять лет назад, но флагманом все так же являются почтовые услуги. Многие думают, что в последние годы совсем перестали писать письма, но это не так — почта все еще популярна как вид связи. К тому же растет объем пересылки посылок и бандеролей. Люди заказывают товары через интернет и получают их на почте. Набирает темп международная пересылка, особенно мелких пакетов, а также экспресс-доставка EMS.

— Как развивается EMS — рассылка, насколько она конкурентна услугам курьерских компаний?

 — Услуге ЕМS-доставки есть куда расти. В этом году мы планируем обновить автотранспорт, обслуживающий эту услугу, и запустить в ее рамках доставку писем и посылок прямо до дверей дома клиента. EMS-доставка будет ее развиваться, а тарифы у нас привлекательнее, чем у конкурентов. На сегодняшний день наша основная задача — грамотно продумать логистику, чтобы исполнялись контрольные сроки и у клиентов не возникало претензий.

— Что сейчас происходит с таким сегментом, как подписка? Ведь он очень сильно пострадал с развитием интернета.

— Сейчас плодотворно работаем с юридическими лицами, осуществляем благотворительные подписки. В некоторых странах Европы, например, институт подписки поддерживается на законодательном уровне. Я думаю, что и в нашей стране он будет жить еще долго. Количество подписчиков все-таки будет спадать, но по себе знаю, что приятнее держать в руках «живую» газету или журнал, чем читать их в электронном виде. Таких людей как я, еще достаточное количество: на них держится подписка.

Действительно, в прошлом году решение государства об отмене субсидирования доставки периодических изданий подписчикам привело к увеличению тарифов на подписку. Но, несмотря на это, в 2015 году Почта России сохранила стоимость доставки всех ежедневных газет на уровне 2014 года. При этом рост тарифов для остальных изданий на 2015 год не превысил уровня инфляции. Также наша компания в два раза снизила пороговый тираж региональных изданий для получения скидки на доставку подписных изданий. Для региональных изданий с тиражом 10 тысяч экземпляров и федеральных СМИ с тиражом 220 тысяч экземпляров предусмотрена от базового тарифа скидка в 17%, для всех районных СМИ — в 25%. В этом году для получения 17% скидки краевым издателям пороговое значение тиражей было снижено с 10 до 5 тысяч экземпляров. Это является серьезной поддержкой для издательского сообщества в текущей непростой экономической ситуации.

— Доля комиссии от банковских переводов с каждым годом играет все большую роль в составе прибыли почты. Успешно ли вы конкурируете в этом сегменте с банками?

— В этом отношении мы как раз можем успешно конкурировать с банками, ведь мы предоставляем полный спектр услуг. Невысокие тарифы на переводы по системам «Форсаж», «Вестерн Юнион» делают наше положение еще более надежным. За 2014 год общий объем почтовых переводов через Кемеровский филиал «Почты России» составил почти 100 млн рублей. Сейчас мы переживаем наплыв клиентов, так как из-за изменившейся экономической политики у некоторых банков отозвали лицензии. «Осиротевшие» пользователи банковских услуг направились к нам, хотя конкуренция в этой сфере в последнее время стала достаточно жесткой — в борьбу за рынок включились сотовые ритейлеры. Другое дело, что сам сектор денежных переводов сейчас проседает по причине кризиса, поэтому и наша прибыль сократилась на 11%.

— Опыт управляющей сетью «Евросеть-ритейл» и банками «Региональный кредит» и «ОТП-Банк» придавал уверенности, что Вы справитесь с тонкостями государственной почтовой службы?

— Ранее я работала в сфере ритейла и в банковской сфере, но опыта работы в госструктурах у меня не было. Возможно, это и к лучшему, — компании нужна качественная перестройка бизнес-процессов. И без сложившегося опыта в коммерческих структурах мыслить бизнес-категориями было бы сложнее.

— Считаете ли Вы, что Кузбасс — специфичный регион для работы?

— До того, как меня пригласили в Кузбасс, я работала на Дальнем Востоке, во Владивостоке и Хабаровске. Владивосток по скорости жизни можно сравнить с Москвой: там все так же торопятся, куда-то спешат. В Хабаровске поспокойнее. Однако по-настоящему размеренная жизнь именно в Кемерове. Из особенностей работы здесь я отметила бы тесное сотрудничество бизнеса и власти, что скорее плюс, чем минус: Кемеровский филиал «Почты России» получают поддержку от муниципалитетов.

Читай также:

Комментарии

Правила комментирования

стартапы