Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока
$ 59.40 € 63.28
Артем Волков: «"Калина-Малина" — социальный проект»

 Фото: Георгий Шишкин / А42.ru

Артем Волков: «"Калина-Малина" — социальный проект»

Статьи | Понедельник, Июнь 15, 2015 12:43

Кооперация кузбасских фермерских хозяйств под брендом «Калина — Малина», "дочка" компании "Крестьянское хозяйство Волкова А.П.", рушит все стереотипы привычных торговых сетей. Она объединяет единой системой менеджмента более 50 мелких сибирских фермеров и сельхозпроизводителей, продает натуральные скоропортящиеся продукты и позволяет производителю устанавливать за свой продукт ту цену, которую он считает справедливой. О том, как создавался бренд, журналу «Капитал» рассказал куратор проекта «Калина-Малина» Артем Волков.

Иногда проблемы подсказывают верные решения для бизнеса:

— Мы в КХ «Волкова» понимали, что на одной колбасе далеко не уедешь и с растущим спросом на все натуральное нужно осваивать новые ниши продуктового ритейла. Встал вопрос: как успешно продавать, ведь конкурировать с федеральными сетями ни по объемам, ни по цене мы не сможем. Сам собой пришел вывод: нужно продавать эксклюзив, а именно то, чем остальные торговать не осмеливаются. Так мы решили, что нам нужно продавать натуральный продукт с низким сроком годности, который производят мелкие кузбасские фермерства. Они делают свой товар качественно и с любовью, но в крупные сети не попадают по ряду причин: входной бонус, отсрочка платежа, доставка и прочее.

Необходимо повернуться лицом к тем, кто за качество отвечает лично:
 
— Первый вопрос, который задают представители больших сетей фермерам: «Какова цена продукта?». Мы решили спросить по-другому: «Расскажи, как ты делаешь свою продукцию?». В начале мы нашли производителя фермерского молока, договорились с ним о поставках, приняли его цену. Несмотря на то, что молоко было дороже аналогов из других торговых сетей, на него возник спрос. Так мы поняли, что качественный натуральный продукт находит своего покупателя и нужно развивать эту тему не только в рамках сети магазинов «КХ Волков», но и как самостоятельную сеть под отдельным брендом. Так мы объединили линейки натуральной фермерской продукции под брендом с исконно русским названием «Калина-Малина». Производители и фермеры непосредственно отвечают за качество своего продукта, однако эта ответственность обоюдная, так как мы ставим свой товарный знак на упаковку.

Сейчас у «Калины-Малины» 51 торговая точка в нескольких регионах Сибири. Специализированных магазинов всего шесть. В остальных местах полный ассортимент «Калины-Малины» не продается. На рынках, например, кемеровская компания не может продавать некоторые наименования товаров по санитарным или иным нормам. Почти во всех отделах продается молочная продукция.

Идею, которую среди фермерских хозяйств в Кузбассе раньше никто не воплощал в жизнь, заложили в основу системы менеджмента «Калины-Малины»:

— Нашей особенностью является кооперация. Мы даже называем себя кооперативом, хотя юридически им не являемся. Суть в том, что наши фермеры, сельхозпроизводители и поставщики сырья, готовой продукции активно взаимодействуют не только с нами, но и друг с другом. Вот пример: у молочника Валерия Лазуткина, с которым мы работаем, после производства молока остается сыворотка. Раньше он ее просто сливал, хотя это замечательное косметическое средство. Мы свели его с ребятами, которые пекут бездрожжевой хлеб. Они платили за литр сыворотки 10-12 рублей. Валерий начал продавать им в два раза дешевле. Или, например, печенье. Нам хотелось, чтобы печенье было натуральным, с маслом вместо маргарина. Ну и что, что дорого, -дороже, но цена оправдана. И на это печенье также нашелся свой покупатель. Свели производителей печенья с Лазуткиным, они теперь у него масло покупают — экономия, кооперация. Сейчас нам интересно начать сотрудничать с производителями кормов, ведь мы работаем исключительно с мелкими фермерами — одиночками или семейными предприятиями, у которых каждый рубль на счету.

Кооперация очень помогла поставщику перепелиного яйца Константину Бурлакову: «Год назад у меня катастрофически снизились продажи яйца. Прибыли не хватало даже на то, чтобы покрыть расходы на корм несушкам. Яйцо было некуда сбывать. Сейчас поставки выросли с 1,5 тысяч штук в неделю до 4-5 тысяч. „Калина-Малина“ забирает до 80% моего продукта».

Экономическим принципом «Калины-Малины» является адекватное для фермеров ценообразование:

— У нас есть производитель печенья в Новосибирске, латыш. Он производит национальный продукт — шакотис — очень интересный, но дорогой. У печенья сложный рецепт, и стоит оно 200 рублей за 200 грамм. Для кондитерского изделия, казалось бы, цена заоблачная, но здесь люди платят за уникальность и особые вкусовые качества продукта. Был у нас еще один кондитер, который пытался продавать килограмм печенья за 2 тысячи рублей. В итоге, конечно, это «золотое печенье» исчезло с прилавков — спроса не было. Давить кого-то ценой — неправильно, я считаю. Нужно развивать конкурентную среду, и тогда производители сами будут стремиться снизить себестоимость продукта, — поясняет Артем.

В «Калине-Малине» фермерам, ставящим во главу угла прибыль, не место:

— Производитель должен в первую очередь заботиться о качестве продукта, пытаться улучшить производство. Если его интересуют только деньги — то он не наш. Обычно мы отсеиваем фермеров еще на этапе анализа. Если он соответствует нашим критериям, а именно: производит натуральный продукт, живет в Сибири и является мелким частником, то к нему выезжают наши специалисты. Они смотрят санитарное состояние производства или фермерского хозяйства. Иногда мы даем советы, что можно исправить, и важно, чтобы фермер адекватно к ним относился. Если нам все нравится, то мы забираем продукт на дегустацию и лабораторную проверку. Из-за необходимости всех этапов проверок мы иногда ждем фермеров по полгода или дольше. Часто сроки начала сотрудничества затягиваются из-за того, что необходима регистрация индивидульного предпринимателя, как например было с одним из производителей травяного чая. Мы делаем бизнес прозрачным, предсказуемым для всех сторон, и от этого все только выигрывают.

К упаковке и хранению продукта у «Калины-Малины» свои требования:

— Здесь главное — соотношение «цена — качество». Если упаковка замечательная, но сильно повышает стоимость продукта, мы ищем другой вариант. Но и хороший продукт продавать в плохой упаковке мы тоже не будем. Еще одним нерушимым принципом для нас является экологичность продукта. Мы очень любим стекло, ведь это самая экологичная тара. В скором будущем планируем возвращать тару владельцу-производителю, что резко снизит ее себестоимость. С дизайном этикеток все просто — поставщик может продать товар либо в своей этикетке, либо под торговой маркой «Калины-Малины».

Фермеры, впрочем, на такой подход не жалуются. «Пришлось изменить подход к хранению меда: сделать медовую комнату, чтобы он хранился в максимально приближенных к улью условиях и перейти на стеклянную тару вместо пластиковой — она экологичнее, красивее и дольше хранит продукт. Меньше чем за год я смог удвоить прибыль, и продолжаю наращивать производство. Сейчас я поставляю „Калине-Малине“ 250-300 килограммов меда в месяц, но планирую увеличить его количество до полутонны», — рассказал «Капиталу» пчеловод Иван Саенко.

 

Пределов и преград для роста сети «Калина-Малина» основатель проекта пока не видит:

— Сейчас мы растем каждый день и, даже несмотря на кризис, не ощущаем на себе спада спроса. Наоборот, покупатели интересуются, когда мы откроемся в других городах. Высокая цена на натуральные продукты компенсируется их качеством, и люди это понимают. Хотя молоко у нас сейчас стоит дешевле, чем сетевое. Это связано с кризисом: в сети поставляют молоко транснациональные корпорации, которые подняли цены из-за санкций и и падения курса рубля. Малый, но родной фермер в таких условиях оказывается вполне конкурентоспособным. С нами работают 30 молочников, поэтому мы вполне успешно удовлетворяем потребности населения.

При этом, по словам Артема, продажи растут не только в Кемерове, но и в малых городах области:

— Я думаю, что уровень продаж зависит не от размера города, а от расположения конкретного магазина. В частности, удачным расположением магазина объясняется то, что в небольшом городе Березовский продажи идут замечательно. К тому же, мы используем торговые площади «КХ Волкова», где с фермерскими продуктами на прилавке соседствует колбаса. Любопытное наблюдение: в магазинах, рядом с которыми живет большое количество людей старшего поколения лучше продается колбаса, а там, где больше молодежи — продукция «Калины-Малины».

Экспансию за пределы Сибирского Федерального округа «Калина-Малина» пока не планирует: доставлять продукты на дальние расстояние свежими сложно и затратно.

Основатель кооператива рассматривает свой проект в том числе как социальный:

— Мы не просто продаем людям еду — мы даем им понять, что они развивают конкретного фермера из конкретного района: на каждом продукте стоит фамилия производителя. К тому же, немаловажной частью нашей концепции является экологичность продуктов — мы поощряем натуральное производство, которое не навредит экологии. Кроме того, наша компания безоговорочно доверяет клиентам: мы возвращаем деньги человеку, если ему не понравился продукт. И не важно, есть у него товарный чек или нет.

Недавно у «Калины-Малины» открылось кафе в ТЦ «Облака». Меню основано на русской кухне, но не повторяет его в традиционном прочтении. По словам Артема Волкова, помимо вкусных традиционных блюд из фермерских продуктов, например, можно будет перекусить «черным» бургером.

«Калина-Малина» — пока уникальный в Кузбассе проект, объединяющий под своей крышей тех, кого раньше не замечали: частных предпринимателей, фермеров, занимающихся производством продуктов мелкими партиями. «Главное, чтобы наш проект нравился людям, чтобы они питались натуральными продуктами. А если будет спрос, то будет и ниша для местных производителей», — считает Артем.

Читай также:

Комментарии

# Sashka_13 // 01 Ноябрь 2015 00:39

No Avatar
Всё деревянное ? Пожарники сейчас разрешают так ?

Правила комментирования

советы