Вход
Клик - клик! Сообщение!
Сорока
$ 56.55 € 63.61
Горное машиностроение в режиме диалога

Фото: Егор Винокуров / А42.ru

Горное машиностроение в режиме диалога

Статьи | Понедельник, Июнь 08, 2015 16:14

В пятницу в Новокузнецке завершила работу международная выставка «Уголь России и Майнинг». В отличие от прошлого года число иностранных участников сократилось на 25 процентов, а открытых экспозиций примерно на 30 процентов. Машиностроители — иностранные и отечественные — представили около 5 тысяч экспонатов, в том числе, 2 тысячи новинок. Крупнейшие зарубежные корпорации рассматривают Россию и Кемеровскую область, в частности, как один из приоритетных рынков и в ближайшие год-два в регионе появятся сразу три сервисных центра производителей с мировым именем. В свою очередь, в условиях санкций российские производители горно-шахтного оборудования пытаются освоить новые импортозамещающие виды техники.

 Не числом, так возможностями

В этом году, как впрочем и в прошлом, число участников выставки заметно сократилось. Так, если в 2014-м приехали 175 иностранных компаний, то сейчас — 131. Например, Польшу представляли 10 компаний, тогда как в прошлом году их было 25. Второй год подряд отказывается от участия американская корпорация Caterpillar. «Данная ситуация связана как с геополитикой и введенными санкциями, так  с непростыми экономическими условиями в целом», — считает генеральный директор выставочной компании «Кузбасская ярмарка» Владимир Табачников. Однако, несмотря на такое положение дел, по его мнению, «факт оказался более приятен, чем ожидания». Всего в июне на выставку приехали 550 участников из России и более чем 20 стран мира, представляющих около 600 компаний.

Большинство представителей компаний отметили, что выставка по-прежнему остается площадкой для встреч со старыми заказчиками, переговоров с новыми, а также дает возможность увидеть новые решения и тенденции в области горного машиностроения, проектирования и технологий. Как отметил первый замгубернатора области Максим Макин, результатом работы выставки в будущем станут заключенные контракты. По его словам, в 2014 годом итогом стали «десятки контрактов на 1,5 млрд рублей».

Сервис сближает

Учитывая кризис отрасли и непростую экономическую ситуацию, представители машиностроения по-разному оценивают возможность инвестирования заказчиков в приобретение техники.

Как считает директор компании «Либхерр-Русланд» Николай фон Зеела, в этом году ситуация значительно лучше, чем в прошлом. «Последние полтора года были очень тяжелыми. Мы ощущаем однозначное пробуждение инвестиционной активности в этом году в Кузбассе», — отметил он. Между тем, представители компании Joy Global отмечают, что пока угольные компании «придерживают» деньги на покупку техники. «Но это связано не столько с кризисом, а с тем, что в предыдущие три года закупка оборудования происходила очень интенсивно, — рассказал менеджер компании по продажам оригинального оборудования в России Роман Сотников. — Сейчас и пауза в обновлении, все стараются придержать свои ресурсы, чтобы посмотреть, что будет дальше. Думаю, падение за все это время составило не более 30 процентов. Многие компании все равно понимают, что год-два-три и будет необходимо обновлять технику».

В таких условиях иностранные производители стремятся повысить качество услуг, в первую очередь, по сервисному сопровождению своей продукции. Так, в августе этого года Joy Global открывает первый в России сервисно-производственный центр, где кроме проведения ремонтов работающей сегодня техники и обучения персонала, будет организовано производство проходческих машин и самоходных вагонов. Как пояснил Сотников, это позволит снизить затраты и снизить стоимость для заказчика в 1,5 −2 раза за счет локализации от 30 до 70 процентов. В следующем году ожидается ввод сразу двух сервисных центров — объекты планируют ввести в эксплуатацию польский производитель KOPEX GROUP и немецкая компания Liebherr, для которой центр в Кузбассе станет третьим в России. Стоит отметить, что сегодня эти компании представлены сервисными службами, как правило, арендующими площади. Создание собственной базы, как говорят представители компаний, позволит в разы повысить качество работы и оперативность доставки комплектующих потребителям.

Импортозамещение в ответ

Пока иностранцы планируют наращивать сервис, отечественные производители развивают выпуск импортозамещающей продукции. Копейский машиностроительный завод в 2016 году планирует предложить угольщикам полную линейку проходческих комбайнов. «Завершается работа по сверхтяжелому классу проходческих комбайнов массой 130 тонн. Мы во втором полугодии приступаем к изготовлению этой машины», — пояснил гендиректор Виктор Семенов. Анжерский машзавод по программе импортозамещения освоил производство полной линейки редукторов для ленточных конвейеров. По словам гендиректора предприятия Сергея Алькова, в этом году активность со стороны угольщиков выше, прошлый 2014 год для завода стал «самым плохим» из-за отсутствия заказов. Также отечественные машиностроители — завод «ИЗ-КАРТЕКС» — уже готовы выпустить 50-кубовый экскаватор. Сейчас вся техника такого класса, которая работает на разрезах, импортного производства. По словам главного конструктора завода Дмитрия Мельникова, пока заказа на него от угольщиков нет «в связи со стагнацией рынка». Закрыть потребности угольных шахт во взрывозащищенных двигателях, поставлявшихся ранее с Луганска, готовы «Объединенные машиностроительные технологии» и холдинг «СДС-Маш». Компании планируют совместными усилиями наладить их выпуск в этом году. «Будет налажен выпуск всей линейки двигателей, которые необходимы для подземных работ. Сейчас создана рабочая группа, которая будет разрабатывать конструкторскую документацию», — отметил генеральный директор ОМТ Владимир Добрыдин.

Выбор лучшего

Несмотря на программы импортозамещения отечественных машиностроителей, пока кузбасские угольщики продолжают смотреть в сторону импортного оборудования по крайней мере на планируемые покупки в ближайшие два- три года.

На заседании рабочей группы по формированию сводного заказа на производство горнодобывающего оборудования заводами Кузбасса, которое прошло в рамках выставки, начальник департамента угольной промышленности и энергетики Сергей Погребных отметил, что такую позицию они высказали при составлении реестра потребности в технике добывающих предприятий на 2015-2017 годы, на который машиностроители могут ориентироваться и наладить возможное производство. Выбор зарубежной техники связан с ее более высокой производительностью. «Так, например, производительность комплекса JOY в 2 раза выше, чем у отечественных компаний. Как заранее на новое предприятие брать то оборудование, которое уже устаревает? Несмотря на то, что импортное оборудование дороже, ресурс эксплуатации у них больше: у JOY 50 млн тонн добычи, у наших — 20 млн», — пояснил начальник департамента.

Кроме того, вызывает нарекания со стороны угольщиков и отсутствие сети сервисных центров. На эту проблему добывающие предприятия указывали еще на совещании группы в феврале, но, по словам Погребных, пока ситуация никак не изменилась. При этом совершено противоположная ситуация при выборе электротехнической продукции: здесь чаще всего выбирают оборудование российских компаний. Как отметил на заседании группы гендиректор ОМТ Владимир Добрыдин, «претензии угольных компаний к машиностроителям абсолютно справедливы». По его словам, после создания рабочей группу производители техники и заказчики перешли «в режим конструктивного диалога», что позволит в перспективе улучшить качество выпускаемой продукции и расширить производство.

Читай также:

Комментарии

Правила комментирования

советы